“Опрашивались”, конечно, не все высшие учебные заведения, представленные в Новокузнецке, статус этих учреждений разный, а названная стоимость имеет отношение не только к дневной форме обучения. Цена, как известно, определяется спросом - закон экономики. Не последнюю роль играет и себестоимость обучения студента, в техническом институте при прочих равных условиях она выше, чем в гуманитарном.
Стоимость внебюджетного образования в крупнейшем нашем вузе - Сибирском государственном индустриальном университете разнится в зависимости от факультета и от специальности. “Менеджментом организации” при дневном обучении можно овладеть в течение пяти лет за 52 тысячи рублей в год, “Экономикой и управлением на предприятии” - за 47 тысяч рублей в год. Автоматике, информатике и электромеханике заочно обучаются за 35-37 тысяч рублей в год. Есть ускоренные, 3,5-годичные, формы обучения, очно-заочные - аналог бывших вечерних. Это больше для тех, кто уже имеет среднюю профильную подготовку. Стоимость обучения в этом случае может быть и 19 тысяч рублей (техническая специальность), и 22 тысячи (гуманитарная специальность).
В Новокузнецком филиале-институте Кемеровского госуниверситета специальностям “Финансы и кредит” очно обучают за 24600 рублей за семестр, “Юриспруденция” - за 26500 рублей за тот же период.
Один из ведущих вузов - Кузбасская государственная педагогическая академия. Специальностями “Прикладная информатика в образовании”, “Технология и предпринимательство”, “Перевод и переводоведение” можно овладеть соответственно за 34, 31 и 40 тысяч рублей в год. Иностранным языком - за 32 тысячи рублей в год; русским языком - за 27 тысяч рублей за аналогичный период. Диплом педагога-психолога можно получить, заплатив за год обучения 34 тысячи рублей.
На некоторых кафедрах годовая плата по сравнению с прошлым годом не изменилась, но в будущем цены, конечно, “поползут” вверх.
За пять лет (такова продолжительность дневного обучения) затраты на образование составят в среднем от 100 до 250 тысяч рублей.
Есть в городе представительства иногородних вузов. Год обучения технической специальности на дневном отделении стоит 30-40 тысяч рублей. Если вуз в другом городе, новокузнечанам часто предлагается один вариант получения знаний - дистанционное обучение (особенно это практикуют негосударственные вузы). В техническом институте такая форма обучения стоит порядка 16 тысяч рублей за семестр, экономическую специальность в вузе “с именем” можно получить за 30 тысяч рублей в год. Гуманитарное образование (государственное и муниципальное управление; психология) - за 14-18 тысяч рублей в год.
Можно получить платное среднее профессиональное образование. В негосударственном экономическом колледже, например, ставят целью подготовку специалистов-практиков - менеджеров, бухгалтеров, кадровиков. Стоимость обучения в месяц - 2 тысячи рублей, учебный год - 10 месяцев, время обучения - год или два года.
Платному контингенту институты (представительства иногородних вузов чаще) предоставляют преференции - оплату стоимости обучения помесячно. Уровень доходов населения в провинции не так велик, чтобы платить даже 20 тысяч “годовых” за диплом государственного образца. Но спрос на знания не отменил и кризис. Те, кто хочет учиться, выберут вуз “по деньгам”, но от цели не откажутся.
Открытым остается вопрос о качестве. Например, ради “корочек” или ради знаний решаются абитуриенты на дистанционную форму обучения? Общение с преподавателями, оценка знаний, вплоть до сдачи экзаменов, при этом происходят через Интернет. Или зачетные и экзаменационные работы посылаются почтой в адрес института.
Собственные амбиции, активность, целеустремленность и большая работоспособность, конечно, способны преодолеть любые преграды, и студент за 3,5 года, надо надеяться, приобретет не только диплом, но и знания.
Но все же не диплом делает специалиста специалистом. Можно, имея “корочки” престижного вуза, выполнять не требующую специальных знаний работу. После защиты на хорошей кафедре технического вуза девушка работает в приемной частного предприятия. Это пример из жизни. А как вам инженеры (металлург, теплотехник...), которые трудятся у хозяина в фирме по оказанию бытовых услуг? Конечно, одно дело, когда эту специальность они получили за свои деньги, и совсем другое - если их учили за государственный счет. Пожалеешь об ушедшей в прошлое плановой подготовке специалистов высшего звена. Деньги-то тратятся общие, народные, как сказали бы еще совсем недавно. Взаимовыгодное же сотрудничество бизнеса и образования в деле подготовки специалистов только набирает обороты.
Впрочем, высшее образование сегодня общественным мнением рассматривается как необходимый этап социализации молодежи, диплом - как пропуск в мир профессионального образования. Нормой считается уже два высших образования, а вуз рассматривается как учебное заведение, которое учит учиться.
Платное образование - не новинка постсоветского времени. Плата за обучение вводилась и в СССР. В 1940 году в связи “с возросшим уровнем благосостояния трудящихся” Совет народных комиссаров принял Постановление “Об установлении платности обучения в старших классах средней школы и в высших учебных заведениях СССР”. Нововведение имело политико-социальный смысл: ограничить количество высококвалифицированных специалистов, обеспечить неквалифицированной дешевой рабочей силой народное хозяйство (бери больше, кидай дальше). Стоимость обучения не превышала 10 процентов дохода члена семьи. При средней зарплате в 1940 году в 400-500 рублей (реальной - в 150-200 рублей) плата за обучение в 8-9-10-х классах составляла 200 рублей в год в Москве и Ленинграде, 150 рублей в провинции. За учебу в институте платили в столицах 400 рублей в год, в малых городах - 300 рублей.
2 тысячи рублей - минимальный месячный взнос за обучение - и теперь не были бы обременительны для семьи, если бы средняя зарплата была хотя бы в пределах 20 тысяч рублей. Но люди зарабатывают и на порядки больше, и, увы, на порядки меньше. Выпускница гуманитарного факультета - дочь знакомых - работает в бюджетной сфере, получает чуть больше 4 тысяч рублей.
В Москве платные образовательные услуги зашкаливают за 500 тысяч в год. В стране бывшего соцлагеря - Чехии - платное образование пока не вводят, дебаты в парламенте по этому поводу закончились ничем, сообщали интернет-агентства. А у нас в Татьянин день - день студентов - молодые политические силы требовали ввести мораторий на платное обучение. “Недовольная молодежь может взорвать ситуацию в стране”, - прокомментировал обозреватель. То, что траты на обучение чад порой превышают возможности родительского кошелька, - очевидно. Несмотря на это, две трети родителей, по словам социологов, хотят, чтобы их дети имели высшее образование. А значит, готовы платить, чего бы им это ни стоило.
«Кузнецкий рабочий»
Комментарии /10
Не знаю конкретной ситуации конечно, но думаю что и правильно. У меня вот есть примеры, когда люди, кт я бы в своей компании никогда на пушечный выстрел к финансам не подпустил, имеют "корочки" о соответствующем высшем образовании. Так что и правильно, что не все работают по специальности. Из моего потока, все, подчеркиваю ВСЕ без исключений, кто действительно учился не для корочек, а получал знания и навыки, без проблем трудоустроились даже в текущее кризисное время. А дипломы троечные выдавали всем, даже явно не соответствующим, видимо из жалости или чтобы статистику по вузу не портить, может еще какие-то сображения были, не знаю. Так что выпускник выпускнику рознь.
Нам (то есть нашей компании) нужны, и всегда были нужны хоть до кризиса, хоть после хорошие экономисты, ХОРОШИЕ, подчеркиваю, а не с нулевым уровнем знаний, но зато с корочками и понтами. В количественном выражении экономистов и юристов в стране перебор, а вот хорошие по-прежнему в дефиците. Не знаю ни одного безработного экономиста или юриста с хорошим уровнем знаний, ответственным подходом к работе и адекватными амбициями, а круг знакомых у меня в обеих сферах немал. Зато знаю немало таких, кт за профнепригодность выгонять пора на переобучение, а они еще жалуются что платят мало или не берут никуда...
так на старших курсах можно уже работать, вот и практические навыки! уж на 5м курсе точно хотя бы! летней практики точно недостаточно (при этом уменя практика вообще почему-то только преддипломная была предусмотрена). Вот с получением диплома и будет "опыт работы от 1 года по специальности". Скажете, не берут нигде - так будучи студентом первое время можно и как на практике, бесплатно поработать, потом уже как договоритесь, за какую сумму. Зато потом работу найти проще с более высоким заработком! Я с конца 4го курса по специальности работать начал, к середине 5го уже многие одногруппники работали (причем, видимо, по совпадению, как раз те, кто и учился старательно и ради знаний, а не корочек), многие за копейки буквально, главное опыт. Сейчас после окончания универа ни у кого из них проблем с работой нет.
Насчет преподов - все от самомго студента зависит. Ну если не совсем уж шарага)))у меня в кеме любознательных студентов преподы любили. кстати, ВЭГУ - это что такое и где, не подска
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: