Любовь Глебова: нет предела совершенству

Любовь Глебова: нет предела совершенству

В стране и миреВ мире
Результаты ЕГЭ в этом году стали поводом для многочисленных проверок.  Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Любовь Глебова рассказала в эфире "Вестей", что будет с ЕГЭ дальше, а также как в целом проходило поступление в вузы в этом году.

- Любовь Николаевна, здравствуйте!

-Здравствуйте.

- Итак, начались проверки. Были ли они запланированы или их проведение связано с подозрительно высокими результатами ЕГЭ в некоторых регионах России? 

- Вы знаете, я бы, во-первых, избежала такого страшного слова – проверки, поскольку статус проверок это то, что запланировано, а запланировано мониторинговое исследование с целью получения подтверждения или неподтверждения объективности выставленных результатов. Не с целью пересмотреть эти результаты. А для того, чтобы понять, насколько система, которая в этом году введена впервые, работает. Насколько она пользуется доверием, насколько она объективна. У нас разные формы проверок. Например, мы посмотрели, насколько количество высокобалльников совпадает с результатами олимпиад. Понятно, если такое большое количество гениев, значит, они обязательно должны проявиться в олимпиадах. Но были такие регионы, где они не проявлялись. Значит, что-то там неправильно с высокобалльниками. Эту нашу обеспокоенность в результате мониторинга передали в регионы. Я знаю, что во многих регионах, где такие истории случались, действительно пытаются разбираться. Знаю, что в Воронеже, к примеру, достаточно большое количество чиновников уже за это поплатилось. И в этом смысле это дело, которое на месте разбирается достаточно дотошно.

Вот с точки зрения того, что же произойдет в вузах. Ничего особенно в этом смысле не произойдет. Мы поддержали инициативу высших учебных заведений, которая была связана с тем, чтобы воспользоваться контрольно-измерительными материалами, которые были в 2009 году, провести выборочную проверку, связанную с тем, насколько вот это повторное тестирование совпадет с результатами первичного тестирования. Будут сделаны выводы о том, что если системно где-то не совпадает, то по какому региону. Мы же дальше восстанавливаем всю цепочку: где он сдавал, кто был в пункте приема экзамена, кто был организатором. Значит, либо были допущены, извините, вольности, либо какие-то другие вещи. Но все это материал для того, чтобы понимать, объективно или необъективно выставлена оценка. А далее мы намерены очень публично предъявлять эти результаты. Знаете, меня очень часто спрашивают, а что будет после этого - накажут, посадят? Абсолютно однозначно же, сделают это, говорить об этом будут.

- То есть никаких корректировок в плане изменения списков первокурсников не будет? Получите лишь информацию к размышлению на будущий год?

- Конечно. И в этом смысле получим основания для каких-то управленческих решений по поводу тех территорий, где с нашей точки зрения результаты мониторинга оказались такими спорными.

- Сообщалось, что были случаи, когда сами вузы предлагали абитуриентам заплатить за дополнительные баллы. Вот есть ли подтвержденные случаи такой торговли баллами и как можно эту ситуацию контролировать?

- Вы знаете, это вопрос, скорее, к правоохранительным органам, которые обязаны в данном случае совершать акты по фиксированию взятки и так далее. Вот когда у вас будут выступать представители Департамента экономической безопасности, тогда вы, наверное, и зададите им этот вопрос. Что касается условий. Да, вот это очень хороший вопрос, поскольку условия есть к тому, чтобы эти вещи либо были, либо не были. Вот мы в плане мониторинговых исследований, о которых только что говорили, планируем разные виды работ. Например, сейчас мы запросили из всех 24-х вузов, которые проводили дополнительные испытания, результаты этих дополнительных испытаний. Мы сравним их с тем, каким образом они совпадают, как они коррелируются с результатами ЕГЭ. Возможно, с нашей точки зрения результаты будут как минимум спорными. Например, 98 баллов - результат ЕГЭ, а за дополнительное у абитуриента всего 30. Или наоборот. У него всего 30 по ЕГЭ и вдруг за дополнительное испытание - 98. Будет много вопросов к этим вузам.

- Вы уже упомянули победителей олимпиад. Действительно ли есть такая проблема, когда, говорят, Олимпиады есть разные, а принимать вузы обязаны всех победителей олимпиад?

- Нет, вы немножечко неточны, поскольку эта норма обязательности действует только по отношению к Всероссийской олимпиаде школьников. По итогам этого года у нас 1300 победителей Всероссийской олимпиады.

- А победители городских, областных олимпиад?

- Всероссийская олимпиада. Есть другой вид олимпиад, который в этом году был введен впервые. Это так называемая вузовская олимпиада. Вот победителей таких олимпиад у нас по стране больше 21 тысячи. И вот этих победителей вузы не обязаны принимать. Они сами определяют в своих правилах приема. Они пишут, что у них три возможности: либо поступают без экзаменов, либо им могут зачесть как 100 баллов по этому предмету, где он победитель вузовской олимпиады, для участия в общем конкурсе. А если у этого вуза есть дополнительные испытания, тогда они засчитывают это как дополнительное испытание. В этом смысле разные олимпиады - разные возможности. На самом деле трудности, которые показал этот год, связаны с тем, что вузы немножко недопоняли, что результаты олимпиады одного уровня должны были приниматься всеми вузами. Всеми вузами. И в этом смысле создалась такая ситуация неразберихи. Я думаю, что поможет новый порядок приема, который сейчас обсуждается. Проект приказа по этому поводу уже готов. Он уже на сайте Министерства образования. Его можно обсуждать. Там есть очень много разных норм, которые составлены уже в соответствии с тем анализом, который прошел.

- А почему мы вообще говорим о недопонимании? Разве нет четких норм, как должны действовать вузы в той или иной ситуации, каких победителей олимпиад принимать можно, а каких нет?

- Абсолютно четко написано в правилах приема. Вопрос о желании или нежелании эту четкость замечать или не замечать.

- Из-за повальной сдачи документов Министерство образования в следующем году решило ограничить количество вузов пятью, а специальности тремя. Это для тех абитуриентов, которые хотят объять необъятное. На ваш взгляд, это ущемляет права абитуриентов? Или будет такая ситуация, когда какой-то вуз, недобравший студентов, протянет руку даже неудачникам? Это нормально?

- Во-первых, исходное. Миф о повальном участии студентов в десятках вузов. Могу дать вам следующую информацию. Большинство абитуриентов, подавляющее большинство абитуриентов, не выбирало больше двух вузов. По федеральной базе свидетельств легко проверить, какое количество абитуриентов, какой вуз, под какое количество вузов подавалось заявление. Так вот есть такой средний показатель количества вузов на одного студента - 1,76. Поэтому это миф очередной, который создан. И он похож на миф о том, что кавказцы заполонили. Этот очередной миф почему-то ложится вот в это изложение. Так что подготовлен проект порядка, который обсуждается. Сейчас в рамках обсуждения очень разные точки зрения звучат по этой норме. И это абсолютно логично. Я хочу напомнить о том, что президент РФ дал поручение Министерству образования изучить эту ситуацию и рассмотреть целесообразность той или иной нормы. Этот процесс сейчас и происходит. Я просто вам хочу сказать, что он имеет свои плюсы и минусы. С точки зрения ограничения или неограничения я бы сказала так. Вот этой возможностью поступать в большое количество вузов у нас ребята в прошедшей приемной кампании воспользовались очень и очень слабо. Видимо, у них потребностей в этом смысле нет. Может быть, эта мера наоборот будет стимулировать ребят к тому, чтобы понимать, что подавать заявление они могут больше, чем в два вуза. Как это было в этой приемной кампании. Может быть, наоборот, станет стимулом к тому, чтобы они понимали все свои возможности. Но я еще раз повторяю, что это пока еще не норма, а предмет для обсуждения. По этому поводу высказывают разные точки зрения. Необходимо будет доложить по исполнению этого поручения президенту. И Министерство образования изучением этого вопроса и занимается.

- Любовь Николаевна, ЕГЭ перестал быть экспериментом, стал повсеместным и обязательным. Означает ли это, что изменения в порядке его сдачи теперь будут минимальные? Или нет предела совершенству?

- Абсолютно согласна с тем, что нет предела совершенству. Я думаю, что до совершенства ЕГЭ еще далеко. И это нормально, ведь действия такого масштаба, которые есть в нашей стране, изменили очень многие правила, которые действовали в течение многих и многих лет. Конечно же, эти правила будут претерпевать самые разные изменения с учетом той практики, которая будет расширяться. Я очень надеюсь на то, что в этом смысле вот такие дискуссии и участие всех, высказывание своей точки зрения, лишь способствуют тому, чтобы эти правила изменялись в лучшую для школьников, абитуриентов и будущих студентов сторону. А не в лучшую для тех, кто хочет облегчить себе хаос и неразбериху в приемной кампании.

- И для этого я предлагаю почаще вам приходить в нашу студию.

- С удовольствием. Спасибо.

- Напомню, у нас в студии была глава Рособрнадзора Любовь Глебова.
 

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 895 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире