Как правильно тренировать мозг?

Как правильно тренировать мозг?

В стране и миреНаука и техника
«Умные люди живут дольше!» - говорят американские ученые. Это заявление комментирует наш эксперт

Рассказывает руководитель лаборатории системных механизмов адаптации человека НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, доктор биологических наук, профессор, член-коррес­пондент РАМН Евгений Умрюхин.

Зарядка для мозгов

Не все люди сознательно стремятся к долголетию - правильно питаются, соблюдают режим, много двигаются. К сожалению, и врачей, которые занимались бы именно здоровьем, практически нет - доктора больше интересуются болезнями, вступая в игру лишь с того момента, когда пациента уже нужно лечить. Конечно, физические нагрузки и полезные продукты продлевают жизнь и улучшают ее качество. Но бесспорно и другое - есть немало людей, которые без всяких дополнительных усилий не стареют душой и телом до самого преклонного возраста. Безусловно, в таких случаях большую роль играет генетика, но, пожалуй, главный фактор их долголетия - негаснущий интерес к жизни, напряженная работа мысли. Пока человек не прекращает творческую активность, он чувствует себя нужным, полезным, получает от этого удовлетворение и подзаряжается жизненной энергией. Он не отрывается от мира, не зацикливается на себе и на своих болезнях (действительных или мнимых), он в любом возрасте живет полной жизнью и радуется этому. А положительные эмоции смело можно назвать главным «эликсиром молодости»!

Определенный интеллектуальный потенциал заложен в каждом из нас, но человеческий мозг - не пыльная кладовка, в которую можно запереть на десятилетия разные вещи, а потом вытащить их, встряхнуть, и они будут как новые. Если не упражнять постоянно мозг, он атрофируется так же, как невостребованные мышцы. Как же правильно «накачивать» интеллект? Дать универсальный совет невозможно, человек должен сам выбрать свой маршрут (изучать ли ему иностранные языки, решать математические задачки, сочинять стихи или просто читать и обдумывать хорошие книги) и настойчиво двигаться по нему, регулярно «подзаряжаясь» от четырех батареек.

Батарейка первая: желание

Для того чтобы научиться чему-то, необходим эмоциональный импульс. Это объясняется физиологией: в нашем мозге за интеллектуальные процессы (осознание, понимание, формирование мыслей и долговременной памяти и т. д.) отвечает так называемая субсистема Б (обозначенная так Е.А. Умрюхиным в созданной им модели. - Прим. ред.), которая не связана напрямую с внешним миром, а всю информацию из него получает через субсистему А (наше подсознание: мотивы, инстинкты, образы, чувства). То есть к голосу рассудка, не подкрепленного эмоцией, мы все глухи, и только на уровне желаний и эмоций можем заставить себя делать что-либо. Главный двигатель мыслительного процесса - чувство неудовлетворенности собой. Только не нужно упрекать себя: «Почему другие умеют, а я нет?» Лучше задать себе вопрос: «Что мне мешает научиться?». С ответа на него и начинаем тренировку интеллекта.

Батарейка вторая: интерес

Человек может достичь реальных успехов только в тех областях, которые ему действительно интересны. С точки зрения интеллектуального развития нет смысла принуждать себя изучать бухгалтерское дело, если вам больше нравится сочинять музыку. В любом возрасте не поздно реализовать свои увлечения, и не надо бояться, если на первый взгляд они кажутся слишком сложными или в корне отличаются от того, чем вы занимались раньше. Современные технологии открывают необыкновенные возможности для обучения и творчества, а мозг будет только приветствовать такой поворот событий! Главное - размышлять, пытаться создать что-то новое, ведь развитие интеллекта - это в первую очередь построение четкой системы знаний. Не случайно различные любопытные, яркие факты память сохраняет только в том случае, если они непосредственно связаны со сферой наших интересов. Не привязанная ни к чему информация быстро стирается, и не стоит искусственно мешать этому, например, постоянно разгадывая кроссворды, - надерганные из них обрывки ненужных сведений только засоряют мозг, а не тренируют его. То же самое относится и к так называемым интеллектуальным играм («Кто хочет стать миллионером» и пр.) - их участники и зрители «прыгают» за бессмысленными для них вопросами, как котенок за бантиком.

Батарейка третья: уверенность

Каждый человек может научиться всему, чего захочет. Ни возраст, ни пол, ни характер не являются препятствием для того, чтобы овладеть компьютерными навыками или заговорить на трех языках. Все зависит только от того, сколько времени и сил вы готовы на это потратить. Конечно, одни люди «схватывают» быстрее, а другие медленнее, но никто не может утверждать, что быстро - это обязательно хорошо, иногда это означает «поверхностно». Вооружившись волшебными словами «Я смогу!» и четко представив себя уже умеющими делать то, чему учимся, мы непременно победим главных врагов нашего интеллекта: неуверенность в своих силах, сомнения, страх перед новым. Важно не пытаться сразу решать глобальные задачи, а двигаться постепенно, радуясь промежуточным успехам. Не случайно многих взрослых и детей так увлекают компьютерные игры, ведь на экране монитора можно сразу увидеть свой успех, безусловный и наглядный.

Батарейка четвертая: систематичность

Для тренировки любой части организма (и мозг не является исключением) необходима регулярность и правильная организация процесса. Если упражняться постоянно, навыки легко приобретаются и автоматизируются, но стоит сделать длительный перерыв - и нужно все начинать заново, и чем старше становится человек, тем быстрее можно потерять приобретенное.

Но это не значит, что нужно изнурять бедный мозг бесконечными упражнениями. Перенапряжение грозит полной потерей интереса и даже депрессией. Тут важно присмотреться к своему интеллекту, понять его возможности и потребности - ведь один человек может напряженно работать 5 часов в сутки, другого хватает на 2 часа, а потом становится скучно, внимание рассеивается.

Для того чтобы дать мозгу отдохнуть, не обязательно ложиться спать (кстати, во сне наш мозг как раз энергично работает, просто это другой, мало изученный вид активности), нужно просто сменить занятие, как мы меняем положение тела, чтобы размять уставшие мышцы. Исследования с помощью магнитно-ядерного резонанса показывают: как только человек начинает решать другие задачи, в мозгу моментально происходит перемена очагов активности.

Интересно

Американские ученые пришли к выводу, что наше долголетие только на 5% зависит от физической активности, на 15% - от правильного питания, и на 80% - от уровня интеллекта!

Кстати

Одна из главных причин ухудшения памяти, головокружений, бессонницы - нарушение кровоснабжения головного мозга. Но, к счастью, сегодня существуют безопасные и хорошо переносимые организмом препараты, которые могут решить эту проблему. Они помогают очищать сосуды от атеросклеротических бляшек и тромбов, растворять холестерин и удерживать его в растворенном состоянии, способствуют улучшению состава крови, снижению протромбина и сахара в крови, создают необходимые условия для избавления от спазмов сосудов, головокружения, шумов в голове, а также способствуют нормализации давления, улучшению памяти и сна.

И дополнительный эффект от их приема - они служат профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе инфарктов и инсультов.

Наша справка

Евгений Алексеевич Умрюхин готовится в 2010 году отпраздновать 75-летие. Он строен, подвижен, увлекательно рассказывает и заразительно смеется. В свободное от научной работы время Евгений Алексеевич увлекается художественной фотографией, литературой, историей, наслаждается классической музыкой, купается в проруби и катается на горных и водных лыжах. Свободно владеет четырьмя иностранными языками, которые изучил по собственной методике.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 1331 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире