И едва ли не главной литературной мистификацией - кто бы ни был автором романа "Околоноля", пожелавший скрыться за псевдонимом, любовь к интриге, заговору, тайне, мистификации, характерна для нашей эпохи в высокой степени. Не случайно ее начало совпало по времени с публикацией книги Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире, или тайна великого феникса" о том, кто на самом деле скрывался под именем Шекспир. Встреченная восторженной истерией поклонников, эта книга маркировала новую социальную атмосферу: отныне (так уже не раз бывало в истории) самые разнообразные комплексы будут рядиться в чужие одежды, играя в игру и скрывая тайну великого.
Но для нас самое интересное состоит в том предложении, которое Олег Табаков сделал Кириллу Серебренникову и от которого он не смог отказаться. Шеф "Табакерки" предложил известному режиссеру выступить в качестве постановщика этого романа на своей сцене. И, видимо, неспроста: Серебренников - быть может, самый социально-ориентированный режиссер нашего театра. Начав свою карьеру в Москве спектаклем "Пластилин" по пьесе Василия Сигарева, он положил начало новой театральной эпохе социального "активизма". Не случайно "шестидесятники" - Галина Волчек и Олег Табаков - с жаром откликнулись на его появление и пригласили в свои театры. В МХТ им. Чехова Серебренников, в частности, поставил "Лес", в котором с сарказмом исследовал внутреннюю связь нынешней чиновничьей элиты с расцветом брежневского "застоя". Не менее хлестко и злободневно он высказался и в спектакле "Современника" "Антоний и Клеопатра".
В то же время, Кирилл вместе с товарищами стал одним из организаторов "Акции по поддержке театральных инициатив" и фестиваля "Территория". "Мне кажется, что театр не может дистанцироваться от того, что происходит в обществе. Театр - это то, что происходит здесь и сейчас. Не могут все строить башню из слоновой кости. Или работать только на потребу, для развлечения. Более того, мне кажется, театр, который существует на деньги налогоплательщика, должен говорить с ним о его проблемах, о его жизни и нуждах", - сказал Серебренников в интервью "РГ".
Интересно, что и книга "Околоноля", и спектакли Серебренникова - из одной культурно-временной среды; они дети того взрыва, который произошел на заре перестройки и принес в Россию главные тексты постмодернизма - от Борхеса до Ролана Барта. В самом способе "читать" реальность оба автора - романа и театральных спектаклей - явно схожи, для обоих мир является постмодернистским справочником, с добавлением чуждого постмодерну морального и социально-злободневного суждения.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: