В этом году в технические вузы поступали студенты, чей средний балл по ЕГЭ не превышал 55–60. Они вряд ли смогут освоить сложную программу и стать полноценными инженерами. А если и захотят, то сразу пойти на работу не смогут, поскольку ни одна компания не возьмет к себе недоучек. За последние 15 лет вузы почти полностью потеряли связь с работодателями. Они учат студентов по устаревшим программам, практически никак не привязанным ни к современным технологиям, ни к реальным потребностям рынка труда. Поэтому подчас они выпускают никому не нужных специалистов, да ещё и неподготовленных к нормальной работе.
Когда в этом году Михаил окончил машиностроительный факультет текстильного университета, он так и не смог пойти работать по специальности — никто не соглашался брать его в штат.
«Во всех кадровых агентствах меня спрашивали про опыт работы. А какой опыт? У нас даже практики толком не было, на производстве многие из нас даже не были», — жалуется выпускник.
Помыкавшись по работодателям, Михаил решил искать счастья в центре занятости, где вакансий для молодых специалистов с техническим образованием всегда было больше, чем для гуманитариев.
В центре занятости он познакомился с теми, кто тоже ищет работу, и заметил, что компании с большим удовольствием берут выпускников колледжей, а не вузов. Поначалу выпускники колледжей и ссузов трудятся там рабочими, а потом становятся инженерами. Так ребята учатся прямо на производстве, и компании не надо вкладываться в их переподготовку.
Сейчас Михаил работает в супермаркете — продавцом в мясном отделе. И по специальности устроиться уже даже не надеется.
Огромное количество высших учебных заведений, готовивших технических специалистов узкого профиля, появилось ещё во времена СССР. Они выпускали специалистов для транспортной, текстильной, пищевой, строительной, нефтяной и других отраслей.
Готовить узкоспециализированных инженеров всегда было чрезвычайно дорого, это не
Нужны лаборатории, сложные учебники, серьезные производственные практики. Тогда все это было.
А теперь профильные вузы используют лишь остатки былой роскоши. Ни нового оборудования, ни литературы у них нет, равно как и дотаций от государства. Именно поэтому качество образования стремительно снижается.
Возможно, это не признают сами вузы, но знают и работодатели, и чиновники. В Москве и
И ведь абитуриенты тоже все это прекрасно понимают, поэтому и не хотят идти в профильные вузы. Эти настроения абитуриентов отразились на вступительной кампании в этом году. Число желающих выучиться на специалиста узкого профиля снизилось в разы.
«Студенты охотнее идут на специальности, которые более разносторонне и универсально сформулированы. Ведь в 17 лет ребята уже представляют сферу своей деятельности, но вряд ли готовы определиться с конкретным технологическим процессом, в котором будут принимать участие», — отметил на коллегии Минобразования директор департамента госполитики в сфере образования Игорь Реморенко.
Он также пояснил, что именно потому такие специальности, как «электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «системотехника объектов морской инфраструктуры», «технология жиров, эфирных масел и
Да и ребята, которые сейчас учатся на первом курсе, несколько лет назад могли бы рассчитывать только на колледж — в вузы их бы просто не приняли
По исследованию, проведенному Высшей школой экономики, до 50% приема по инженерным и технологическим направлениям — это школьные троечники по математике и физике. То есть люди, которые с большой вероятностью не смогут освоить соответствующие профессиональные компетенции. После этих выводов мысли авторов исследования о том, что «прием таких абитуриентов на обучение и получение от них денег по контракту представляет собой разновидность мошенничества», звучит вполне логично.
Иллюзии, что троечники, как только попадают в вузы, берутся за ум и начинают с остервенением грызть гранит науки, прекращают валять дурака и всецело думают о будущей карьере и работе, очень редко оправдываются.
В исследовании Высшей школы экономики отмечается, что выпущенные вузами специалисты оказываются не способными к инновациям, работают как чистые исполнители, то есть выполняют функции техников, а не инженеров.
В течение 15–20 лет головные отраслевые вузы не инвестировали в кадровое и технологическое развитие, в исследовательскую и экспериментальную базу. Так что широкого взгляда на решение производственных задач от выпускников можно не ждать.
Многочисленные истории обладателей новеньких дипломов только подтверждают это.
Андрей, который окончил Московский государственный строительный университет в прошлом году, все проблемы профильного образования ощутил на собственной шкуре.
Он признается, что смог устроиться после вуза лишь потому, что работал на последнем курсе. Да и то просто так без опыта его бы не взяли — молодой человек трудился на фирме дяди.
Что же помешало ему самостоятельно найти работу? Почему компании не спешат нанимать молодых инженеров и технологов? Виной тому, по мнению Андрея, несколько причин.
Первая — это производственная практика. Её студенты в большинстве случаев проходят не по специализации, а как получится. Могут и в фирме, которая занимается ремонтом фасадов домов, а могут и на заводе, но дворниками или малярами.
Вторая проблема — это учебники. Студенты технологических и инженерных вузов пользуются потрепанными советскими пособиями или новыми учебниками, в которых свежая только обложка, а содержание — простая перепечатка старых пособий
Ещё одна проблема — лабораторные работы. Их студенты многих вузов делают на устаревшем оборудовании, которое в лучшем случае было закуплено в конце
Это относится, к примеру, к сопромату: инженерной науке о сопротивляемости материалов — расчетов конструкций на прочность и устойчивость. Компании все это считают в программах, а студенты — с бумажкой и ручкой.
Если студенты не желают идти на узкие специальности, то почему бы их не укрупнить? Российские вузы почти перешли на систему «
Ведь как было бы просто для абитуриентов: выбираешь одно направление, например строительство или технологию пищевых продуктов, и потом, после посещения разных компаний и практических занятий, решаешь, что конкретно тебе интереснее и ближе. Главная задача вуза — помочь определиться.
А те, кто не сможет выбрать направление сразу после того, как получит степень бакалавра, смогут некоторое время поработать и решить, надо ли вообще идти и продолжать учиться в магистратуре.
Конечно, эта схема справедлива далеко не для всех. Части технологических и инженерных вузов придется оставить определенный процент узких специальностей. Например, это относится к заведениям, которые выпускают молодых специалистов для оборонной отрасли.
«Мы не можем понять, что такое „бакалавр ядерных технологий“ или „бакалавр взрывчатого вещества“, поэтому выпускать будем только специалистов. А вот бакалавр в области химии и биотехнологии вполне может быть», — заявил в интервью «Труду» ректор РХТУ им.
К тому же узкие специалисты на рынке труда все равно нужны. «Но для тех, кто обладает уникальными навыками, гораздо меньше рабочих мест», — комментирует генеральный директор агентства по подбору персонала «Гелион Имидж» Олеся Милехина.
Кроме того, работодатели чаще всего ищут сотрудника с профильным образованием. И если специалист данному профилю соответствует, то его вполне могут взять на работу. Например, когда человек с транспортным образованием (Московский автодорожный институт или Московский университет путей сообщения) претендует на вакансию логиста. Или когда
Вопрос лишь в том, что компании хотят видеть среди своих сотрудников специалистов с опытом, а не желторотых дипломников.
А с приобретением профессионального опыта у вчерашнего студента все очень и очень плохо. В вузе его не получишь, работодатели «необстрелянных» и на порог не пускают. Получается замкнутый круг.
Так, студент, который учится по специальности «информационные технологии», может стажироваться в любой
Судьба технологических и инженерных вузов сейчас под вопросом. Скорее всего, они лишатся части бюджетных мест.
В будущем году количество бюджетных мест на инженерные и технологические специальности может быть пересмотрено. И тогда студенты, которые набрали мало баллов по ЕГЭ, поступят не в вузы, а в колледжи. В высшие учебные заведения попадут только самые мотивированные поступающие, которые хотят и будут работать по специальности.
По словам министра образования Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест надо было сокращать уже в этом году, но
Однако даже если в вузах будут учиться много слабых студентов, ситуацию ещё можно исправить.
Например, тратить больше средств не на привлечение абитуриентов, а на создание лабораторий и разработку современных программ, учебных курсов и написание учебной литературы. Или привлечь к учебному процессу как можно больше работодателей.
Над студентами могут взять шефство технологи с предприятий, которые в отличие от большинства преподавателей не теоретики, а практики. «Мы не хотим брать на работу новых сотрудников и снова учить их», — заметил руководитель проекта по здоровому питанию «Юнилевер» Александр Павлов. Он признается, что компания готова предоставлять и своих специалистов для обучения новичков, и брать студентов на стажировку.
А ещё вузам неплохо было бы обратиться к работодателям, чтобы понять, какие именно специалисты им нужны. Иначе они так и будут выпускать никому не нужных технарей, способных быть разве что секретарями или курьерами.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: