Ненужное техническое

Ненужное техническое

В стране и миреВ мире
Через четыре-пять лет из российских технических вузов могут выйти специалисты с дипломами, неспособные работать по профилю

В этом году в технические вузы поступали студенты, чей средний балл по ЕГЭ не превышал 55–60. Они вряд ли смогут освоить сложную программу и стать полноценными инженерами. А если и захотят, то сразу пойти на работу не смогут, поскольку ни одна компания не возьмет к себе недоучек. За последние 15 лет вузы почти полностью потеряли связь с работодателями. Они учат студентов по устаревшим программам, практически никак не привязанным ни к современным технологиям, ни к реальным потребностям рынка труда. Поэтому подчас они выпускают никому не нужных специалистов, да ещё и неподготовленных к нормальной работе.

Когда в этом году Михаил окончил машиностроительный факультет текстильного университета, он так и не смог пойти работать по специальности — никто не соглашался брать его в штат.

«Во всех кадровых агентствах меня спрашивали про опыт работы. А какой опыт? У нас даже практики толком не было, на производстве многие из нас даже не были», — жалуется выпускник.

Помыкавшись по работодателям, Михаил решил искать счастья в центре занятости, где вакансий для молодых специалистов с техническим образованием всегда было больше, чем для гуманитариев.

В центре занятости он познакомился с теми, кто тоже ищет работу, и заметил, что компании с большим удовольствием берут выпускников колледжей, а не вузов. Поначалу выпускники колледжей и ссузов трудятся там рабочими, а потом становятся инженерами. Так ребята учатся прямо на производстве, и компании не надо вкладываться в их переподготовку.

Сейчас Михаил работает в супермаркете — продавцом в мясном отделе. И по специальности устроиться уже даже не надеется.

Не готовы учить

Огромное количество высших учебных заведений, готовивших технических специалистов узкого профиля, появилось ещё во времена СССР. Они выпускали специалистов для транспортной, текстильной, пищевой, строительной, нефтяной и других отраслей.

Готовить узкоспециализированных инженеров всегда было чрезвычайно дорого, это не какие-нибудь журналисты или психологи.

Нужны лаборатории, сложные учебники, серьезные производственные практики. Тогда все это было.

А теперь профильные вузы используют лишь остатки былой роскоши. Ни нового оборудования, ни литературы у них нет, равно как и дотаций от государства. Именно поэтому качество образования стремительно снижается.

Возможно, это не признают сами вузы, но знают и работодатели, и чиновники. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация немного лучше: много фабрик и заводов, которые готовы принять студентов на практику. А что в регионах?

«Материально-техническая база наших учебных учреждений не соответствует требованиям реальности», — заявил заместитель министра образования и молодежной политики Башкирии Виктор Алексеев на конференции по проблемам пищевых и сельскохозяйственных вузов и ссузов. Аналогичная ситуация и в других регионах страны.

Слишком узко

И ведь абитуриенты тоже все это прекрасно понимают, поэтому и не хотят идти в профильные вузы. Эти настроения абитуриентов отразились на вступительной кампании в этом году. Число желающих выучиться на специалиста узкого профиля снизилось в разы.

«Студенты охотнее идут на специальности, которые более разносторонне и универсально сформулированы. Ведь в 17 лет ребята уже представляют сферу своей деятельности, но вряд ли готовы определиться с конкретным технологическим процессом, в котором будут принимать участие», — отметил на коллегии Минобразования директор департамента госполитики в сфере образования Игорь Реморенко.

Он также пояснил, что именно потому такие специальности, как «электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «системотехника объектов морской инфраструктуры», «технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов», куда менее привлекательны для ребят, чем «экономика», «информационная безопасность» или «туризм».

Да и ребята, которые сейчас учатся на первом курсе, несколько лет назад могли бы рассчитывать только на колледж — в вузы их бы просто не приняли из-за отвратительных результатов на вступительных экзаменах.

По исследованию, проведенному Высшей школой экономики, до 50% приема по инженерным и технологическим направлениям — это школьные троечники по математике и физике. То есть люди, которые с большой вероятностью не смогут освоить соответствующие профессиональные компетенции. После этих выводов мысли авторов исследования о том, что «прием таких абитуриентов на обучение и получение от них денег по контракту представляет собой разновидность мошенничества», звучит вполне логично.

Специалисты-неудачники

Иллюзии, что троечники, как только попадают в вузы, берутся за ум и начинают с остервенением грызть гранит науки, прекращают валять дурака и всецело думают о будущей карьере и работе, очень редко оправдываются.

В исследовании Высшей школы экономики отмечается, что выпущенные вузами специалисты оказываются не способными к инновациям, работают как чистые исполнители, то есть выполняют функции техников, а не инженеров.

В течение 15–20 лет головные отраслевые вузы не инвестировали в кадровое и технологическое развитие, в исследовательскую и экспериментальную базу. Так что широкого взгляда на решение производственных задач от выпускников можно не ждать.

Многочисленные истории обладателей новеньких дипломов только подтверждают это.

Андрей, который окончил Московский государственный строительный университет в прошлом году, все проблемы профильного образования ощутил на собственной шкуре.

Он признается, что смог устроиться после вуза лишь потому, что работал на последнем курсе. Да и то просто так без опыта его бы не взяли — молодой человек трудился на фирме дяди.

Что же помешало ему самостоятельно найти работу? Почему компании не спешат нанимать молодых инженеров и технологов? Виной тому, по мнению Андрея, несколько причин.

Первая — это производственная практика. Её студенты в большинстве случаев проходят не по специализации, а как получится. Могут и в фирме, которая занимается ремонтом фасадов домов, а могут и на заводе, но дворниками или малярами.

Вторая проблема — это учебники. Студенты технологических и инженерных вузов пользуются потрепанными советскими пособиями или новыми учебниками, в которых свежая только обложка, а содержание — простая перепечатка старых пособий 30-летней давности. В результате о новых технологиях и материалах они узнают лишь на рабочем месте, причем с огромным удивлением.

Ещё одна проблема — лабораторные работы. Их студенты многих вузов делают на устаревшем оборудовании, которое в лучшем случае было закуплено в конце 80-х — начале 90-х годов. «И мало того что оборудование устаревшее, так ещё и все процессы, которые сейчас делают на компьютере, в вузе учат делать на бумаге», — говорит Андрей.

Это относится, к примеру, к сопромату: инженерной науке о сопротивляемости материалов — расчетов конструкций на прочность и устойчивость. Компании все это считают в программах, а студенты — с бумажкой и ручкой.

Принять и разделить

Если студенты не желают идти на узкие специальности, то почему бы их не укрупнить? Российские вузы почти перешли на систему «бакалавр-магистратура», однако, кажется, далеко не все задумались, что это такое.

Ведь как было бы просто для абитуриентов: выбираешь одно направление, например строительство или технологию пищевых продуктов, и потом, после посещения разных компаний и практических занятий, решаешь, что конкретно тебе интереснее и ближе. Главная задача вуза — помочь определиться.

А те, кто не сможет выбрать направление сразу после того, как получит степень бакалавра, смогут некоторое время поработать и решить, надо ли вообще идти и продолжать учиться в магистратуре.

Конечно, эта схема справедлива далеко не для всех. Части технологических и инженерных вузов придется оставить определенный процент узких специальностей. Например, это относится к заведениям, которые выпускают молодых специалистов для оборонной отрасли.

«Мы не можем понять, что такое „бакалавр ядерных технологий“ или „бакалавр взрывчатого вещества“, поэтому выпускать будем только специалистов. А вот бакалавр в области химии и биотехнологии вполне может быть», — заявил в интервью «Труду» ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева Владимир Колесников.

К тому же узкие специалисты на рынке труда все равно нужны. «Но для тех, кто обладает уникальными навыками, гораздо меньше рабочих мест», — комментирует генеральный директор агентства по подбору персонала «Гелион Имидж» Олеся Милехина.

Кроме того, работодатели чаще всего ищут сотрудника с профильным образованием. И если специалист данному профилю соответствует, то его вполне могут взять на работу. Например, когда человек с транспортным образованием (Московский автодорожный институт или Московский университет путей сообщения) претендует на вакансию логиста. Или когда инженер-строитель (Московский государственный строительный университет) хочет быть менеджером по продаже стройматериалов.

Вопрос лишь в том, что компании хотят видеть среди своих сотрудников специалистов с опытом, а не желторотых дипломников.

А с приобретением профессионального опыта у вчерашнего студента все очень и очень плохо. В вузе его не получишь, работодатели «необстрелянных» и на порог не пускают. Получается замкнутый круг.

Так, студент, который учится по специальности «информационные технологии», может стажироваться в любой IT-компании или даже, на худой конец, поработать системным администратором в офисе. А специалист по наноматериалам или мехатронике? Разве что наноразнорабочим, которые нигде пока не нужны и вряд ли когда-нибудь вообще пригодятся.

Закроют или оставят?

Судьба технологических и инженерных вузов сейчас под вопросом. Скорее всего, они лишатся части бюджетных мест.

В будущем году количество бюджетных мест на инженерные и технологические специальности может быть пересмотрено. И тогда студенты, которые набрали мало баллов по ЕГЭ, поступят не в вузы, а в колледжи. В высшие учебные заведения попадут только самые мотивированные поступающие, которые хотят и будут работать по специальности.

По словам министра образования Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест надо было сокращать уже в этом году, но из-за кризиса чиновники и ректоры решили повременить.

Однако даже если в вузах будут учиться много слабых студентов, ситуацию ещё можно исправить.

Например, тратить больше средств не на привлечение абитуриентов, а на создание лабораторий и разработку современных программ, учебных курсов и написание учебной литературы. Или привлечь к учебному процессу как можно больше работодателей.

Над студентами могут взять шефство технологи с предприятий, которые в отличие от большинства преподавателей не теоретики, а практики. «Мы не хотим брать на работу новых сотрудников и снова учить их», — заметил руководитель проекта по здоровому питанию «Юнилевер» Александр Павлов. Он признается, что компания готова предоставлять и своих специалистов для обучения новичков, и брать студентов на стажировку.

А ещё вузам неплохо было бы обратиться к работодателям, чтобы понять, какие именно специалисты им нужны. Иначе они так и будут выпускать никому не нужных технарей, способных быть разве что секретарями или курьерами.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Староверова Екатерина
Труд

всего: 621 / сегодня: 1

Комментарии /1

23:3914-10-2009
 
 
Читатель
на сватовство похоже, и ещё на конец лучшему в мире бесплатному образованию.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире