Традиционное российское образование в тупике

Традиционное российское образование в тупике

В стране и миреВ стране
Тема трудоустройства выпускников ВУЗов становится все актуальнее и острее. Чиновники Минобразования, директора кадровых агентств и прочие должностные лица признают, что студентам в настоящее время все сложнее устроиться на работу сразу после получения диплома.

Корреспонденты Newcation решили провести собственное расследование и под видом студентов различных ВУЗов посетили сто компаний в попытке устроиться на работу. Результаты исследования шокировали даже тех, кто был готов к невысоким показателям студенческого трудоустройства.

В каждом пятом отделе кадров нашим соискателям вежливо объяснили, что в выпускниках не нуждаются, потому что у компании нет времени и ресурсов на их обучение и на вопрос, как же быть выпускникам ВУЗов, кадровики только пожимают плечами.

Но более всего наши корреспонденты были шокированы тем, что на дверях многих потенциальных работодателей висят объявления с просьбой не беспокоить выпускников определенных ВУЗов! То есть у работодателей уже сложился свой "черный" список образовательных учреждений, студенты которых совершенно точно не отвечают их требованиям.

Теория, теория…

В наших ВУЗах шутят - вы не переживайте, все равно придете на работу и вам там скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Потому что там была теория, а сейчас будет практика. Но чем оборачиваются такие шутки для студентов?

По данным наших опросов даже выпускники технических специальностей признают, что 40-50% того, что им давали в ВУЗе, им не пригодилось и вряд ли когда-то пригодится. При этом они поясняют, что именно технические знания они используют на 100%, потому что эти специальные формулы незыблемы и вечны и вряд ли будут меняться в обозримом будущем. Но вся остальная информация так и осталась для них ненужной.

Даже молодые специалисты, успешно устроившиеся на работу, в один голос твердят, что в самом начале их карьеры им было очень тяжело. Многое приходилось осваивать самостоятельно, зачастую спасали только курсы повышения квалификации с упором на практическое применение уже известных формул или советы более опытных специалистов.

Помедленнее, пжалста… Я записуаю…

Это мы говорили о фундаментальных знаниях, которые не меняются десятками и сотнями лет. А что же тогда делается в быстро развивающихся сферах? Например, в рекламе, программировании?

Десять лет назад реклама по телевизору и радио была еще свежей идеей, потом появились баннеры в Интернете, а сейчас и те уже перестают быть эффективными. Сознание людей меняется все быстрее, запросы становятся иными, а наших "специалистов" так и учат древним приемам, которые уже не работают.

Среди опрошенных маркетологов и специалистов по связям с общественностью так же лидирует мнение, что то, что они реально применяют в работе, они узнали где угодно, но только не в университете. Хотя мы проводили опрос выпускников очень престижных ВУЗов страны.

Все больше потенциальных работодателей отмечают, что поскольку система традиционного образования - структура консервативная, как и любая государственная система, ей сложно быстро реагировать на изменение потребностей бизнес-практики. Поэтому ориентация работодателя все больше идет на людей, способных учиться. Специалист должен всегда быть в курсе новых технологий и тенденций в своей отрасли.

Зачем я это делаю?

Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя, на что они тратят свое время и к чему их это приведет. Например, зачем они сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора и почему нельзя пойти и отксерокопировать это, а не тратить свое время впустую.

Почему? Ведь по сути форма лекции - штука средневековая, когда на всю школу была одна книга, у учителя. И чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись.

А сейчас что? Зачем эти лекции? Почему нельзя пойти и отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться практикой вместе с учителем? Непонятно. И непонятно не только нам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов "знаний", и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни.

Жизненно необходимо

Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с бытовой точки зрения. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык общения. И не просто, а продуктивного общения.

Навык отстаивания своих интересов. Навык самопрезентации.

Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться и держать себя и так далее.

Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.

Итог

В итоге получается, что студенты и молодые специалисты - люди, находящиеся в постоянном противоречии. С одной стороны, головы их систематически забиваются бесконечным потоком устаревшей, а часто и вовсе ненужной теории, а с другой, все это необходимо как-то совмещать с практикой! Более того, по этим устаревшим или совсем оторванным от реальности данным молодой человек должен составить правдивую (!) картину мира.

Совершенно естественно, что молодые люди, воспитанные в таких условиях, представляют себе законы реального мира очень и очень условно.

Получается, что самые активные годы своей жизни человек тратит на состыковку всех этих бесконечных теорий с практикой да еще и на поиски работы, потому что большинство работодателей, как мы выяснили, предпочитают уже опытных специалистов.

По итогам обследований населения по проблемам занятости в мае 2009 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, а самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%).

Средний же возраст безработных составил 35,0 года, в том числе безработных мужчин - 35,1 года - и безработных женщин - 34,8 года.

Вот какой парадокс! Самая активная часть трудоспособного населения страны остается не у дел. А к сорока годам, когда методом проб и ошибок человек приходит к более-менее сбалансированному взгляду на мир, пик его активности остается далеко позади и начинается спад эмоциональных и физических сил.

И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы образования, только усугубляющих положение, и формального объявления текущего календарного года годом молодежи. А когда будут предприняты реальные шаги для улучшения ситуации в стране?

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 908 / сегодня: 2

Комментарии /14

21:1131-10-2009
 
 
Александр
По большей части я согласен с автором данной статьи, а самое прикольно лектору действительно не докажешь, что ксерокопия его лекции это почти тоже самое что и я ее переписал!!! может кто нибудь занет аргументы по этому поводу? надоела тупая писанина (((

23:0931-10-2009
 
 
нарк
ленивый студент детектед
статью писал редкостный дебил, если кто хочет, обосную

23:2131-10-2009
 
 
111
Александр, не хочешь - не пиши, никто ж не заставляет!!! Иди читай литературу и блистай потом знаниями :) Однако ж (из практики), большинство студентов этого не делают почему-то, даже когда препод идет им навстречу и не "зудит" целую пару лекцию, а пытается применить практику, основываясь на том, что студенты якобы должны были сами прочитать и подготовить!!!

00:3001-11-2009
 
 
Александр
Нарк... ну обоснуй)))) насчет 111, да я с тобой согласен ленивый студент, но когда читает лекцию преподаватель который старался и делал сам лекцию, его слушать одно удовольствие ( таких еденицы), а не большенство преподавателей после которых открываешь учебник 2000 года выпуска и заново читаешь лекцию!!! ))))))))))

00:3101-11-2009
 
 
Александр
Сорри за орфографию и пунктуацию!

00:3701-11-2009
 
 
Александр
Уважаемая администрация, предлагаю сделать очередной опрос по теме образования! на примере вопросов: пользуетесь вы знаниями получеными при обучении в вузе; вам пришлось учить заново когда начали работать по совей специальности; мне не прегодились мои зания полученные в вузе!
И еще один опросник: на тему "Необходимые заниня из общих дисциплин высшего образования" - история, философия и т.п.

00:4001-11-2009
 
 
Критик
Почему нельзя отксерокопировать-да потому что если это сделать то студент не пропустит эту информацию через свою голову, не уяснить знания. Любая лекция-это авторская переработка информации лектором, которая делается чтобы знания дошли до мозга. Если студент будет вникать в лекционный материал, будет стремиться к знаниям, то из него выйдет грамотный специалист
Самая высокая безработица отмечается в возрастной группе 15-19 лет---без комментариев---еще бы написали, что в возрастной группе младше 15 лет безработных больше 90 процентов

00:5801-11-2009
 
 
Препод
Почему до сих пор не отменили лекцию? Объясняю: студентов. которые действительно читают учебник - не более 10%. А Министерство образования в последние годы практикует федеральное тестирование (обычно в период аккредитации ВУЗА). Во время тестирования студент должен показать освоение "дидактических единиц" (норма - 75%). Очень часто приходится не только дополнительно заниматься со студентами, но и проходить за них это злосчастное тестирование.

08:4901-11-2009
 
 
den
я так думаю,что лекторам все таки надо проводить лекции,что хорошего в том что тупо перекопируеш,??а если какието вопросы возникнут,где нужны грамотные мудрые решения?куда в этом случае должен обращаться ученик?есть конечно преподователи которые просто отчитали и ушли,а есть грамотные толковые ,профессиональные люди,которые нормально ,доходчиво и главно с интересом все обьяснят,обоснуют,с такими людьми приятно общаться,и время при таких занятиях проходит незаметно,не надо гнобить лекторов,лучше пусть будет под запись,чем потом время зря тратить

09:5901-11-2009
 
 
noname
Никто не спорит, чтро систему образования надо менять в соответствии с веяниями времени, но , как и было отмечено в статье, образование - штука консервативная Тем не менее, лекции необходимы. Да, требуется больше практики. Но ... В общем, самым важным изменением системы образования считаю упразднение министерства образования, ибо оно постоянно .уйню городит. Жаль только, что наше правительство этого не замечает и не читает наших дискуссий. А если б и прочло - не отреагировало бы :(

10:4701-11-2009
 
 
Читатель
система образования - социальный заказ правительства, насколько партии будут нужны грамотные люди, настолько хорошо их будут учить. реформа идёт исключительно в сторону ухудшения, смиритесь. ваше образование - исключительно ваша заслуга в будущем. что же до лекций, они необходимы, человек, записывая и проговаривая в уме за преподавателем информацию, усвоит её в два раза лучше.

14:1302-11-2009
 
 
Студент и одновременно устроенный
На самом деле лекции нужны, но только не каждую секунду строча две пары, от этого толку -нет, и толк на работе от знаний, которые были данны в институте - очень мизерная, особенно если ты на технической специальности - а тебя давят гуманитарными науками - и лично мои знания, которые именно сам получил - 99% имеют смысл нежели что даёт в институте - щас в институте как максимум 10% моих знаний дают, и я учусь чтобы только получить диплом, т.к. ничего нового мне не дают.... к примеру как программировании или как в электроннике....мои знания являются именно - по делу, нежели что дают в институте!

21:4302-11-2009
 
 
нарк
запоздалое обоснование :
конспектирование лекции не предполагает тупого диктанта, конспект - краткая запись СВОИХ мыслей , полученых в течение лекции. Если думать,о чём пишешь, конспект и открывать-то потом не надо будет, все впечатается в память(хотя-бы до окончания сессии)
Ещё аффтара статьи шокирует "черный список образовательных учреждений, студенты которых совершенно точно не отвечают их требованиям"- абсолютно нормальная ситуация

00:3503-11-2009
 
 
Читатель
Я согласен с тем, что лекция необходима, но только в том случае если эта лекция даёт действительно что то полезное. А не какую - нибудь историю КПСС например.
Почему в Японии в учебных заведениях разного уровня большое значение имеет предмет "культура общения" где преподают Где, Как, С Кем себя вести. Почему в наших ВУЗах такого предмета нет в принципе. В итоге выходит молодой специалист и во время переговоров с работодателем просто не знает как вести разговор что - бы в тебе заинтересовались.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире