Без актеров и поэтов

Без актеров и поэтов

В стране и миреВ мире
ВГИК, Строгановка, Гнесинка, ГИТИС и другие творческие вузы хотят внести изменения во вступительные экзамены

Из-за ЕГЭ главным для будущих художников и актеров стал не талант, а знание алгебры

Второстепенное стало главным

До этого года абитуриенты музыкальных и художественных вузов помимо творческих испытаний сдавали общеобразовательные экзамены, чаще всего русский и литературу или историю. Однако эти экзамены всегда считались второстепенными.

Например, на актерских факультетах после нескольких туров из тысячи человек могли остаться не больше сотни. Между ними и шла основная борьба. Но выигрывали, как правило, получившие самые высокие баллы по специальности, а не по алгебре.

Творческие вузы такой расклад вполне устраивал. Строгий отбор позволял ежегодно открывать новых звезд.

Теперь они не могут полностью контролировать набор. А если будут окончательно отменены или урезаны творческие испытания, то серьезный отбор вообще сойдет на нет. И любой выпускник 11-го класса сможет поступить и на актера, и на дизайнера, и на вокалиста. Поэтому главное требование вузов к набору-2010 — это то, чтобы творческие испытания остались, а ещё лучше, чтобы их стало больше. Например, два экзамена ЕГЭ и три творческих тура.

Руководители вузов отметили, что неплохо было бы разрешить заранее проводить творческие конкурсы, как это было раньше. Тогда экзаменаторы успевали бы просмотреть творческие работы абитуриентов или больше времени уделить самим ребятам.

В театральных вузах эти конкурсы раньше традиционно начинались в апреле—мае. В этом году времени на творческие конкурсы пришлось выделить меньше, так как они прошли в июле. И мастера не смогли так глубоко и подробно проанализировать поступающих.

Также хорошо было бы, чтобы с творческих вузов сняли обязанность проводить ЕГЭ для ребят, которые не сдали его в школе. После творческих конкурсов многие отсеиваются, и сдавать экзамен приходит меньше ребят, чем заявлялось. Получается лишняя бумажная и организационная работа.

Зубрилы вместо талантов

Почему же творческие вузы так упорно не хотят ставить во главу угла результаты ЕГЭ?

Просто тогда они рискуют набрать неглупых, но ординарных ребят, простых школьных отличников и зубрил.

Так исторически сложилось, что поступающие на творческие специальности в основной массе имели худшую подготовку по общеобразовательным предметам по сравнению с теми, кто метил в юристы или экономисты.

Это вполне легко объяснить: большинство из них так заняты своей специальностью, что не могут уделять должное внимание другим предметам. Например, музыканты вынуждены тренироваться по несколько часов в день, художники — готовить работы к вступительным испытаниям или совмещать общеобразовательную и художественную школы. В последней занятия проходят три-четыре раза в неделю не менее чем по три часа каждый раз.

Что касается музыкантов, то не зря в Гнесинке существует шутливая поговорка: «Головные резонаторы у вокалиста должны быть пустые». Она означает, что чем «пустее» голова у исполнителя, тем он лучше будет петь.

Конечно, это не значит, что все творческие абитуриенты и студенты — глупцы с узким кругозором. Нет, просто они настроены на получение других знаний.

И к тому же творческие люди всегда хуже писали тесты, чем финансисты или инженеры.

Да и какой тест может выявить потенциального режиссера или скульптора?

Елена Денина, Ответственный секретарь приемной комиссии ВГИК

— Больше ли к вам поступало в этом году ребят?

— Да, абитуриентов стало в 2,5 раза больше. Это произошло из-за того, что были отменены творческие туры, которые раньше проходили в апреле. А вместо них введен творческий экзамен, в котором могли участвовать все желающие, подавшие документы.

В этом году 1944 человека подали документы на 230 бюджетных мест. И это при том, что мы провели консультацию для абитуриентов. Она не засчитывалась как экзамен, но мастера просматривали ребят и советовали каждому, стоит поступать в вуз или нет. Таким образом, количество абитуриентов уменьшилось где-то на тысячу.

— А чем творческие туры, которые были в прошлые годы, отличались от экзамена этого года?

— На творческий экзамен было отведено больше времени. И мастера могли более внимательно отсмотреть каждого человека. На одного абитуриента можно было потратить и час, и даже больше.

В этом году, например, в мастерской режиссера Владимира Хотиненко было около 400 абитуриентов. Их надо было просмотреть за два дня!

Нам пришлось убрать фото- и видеопробы для абитуриентов.

— Какие изменения вы предлагаете внести в будущем году?

— Надо оставить предварительный конкурс для всех творческих вузов. Мастерам сложно в большом потоке выбрать талантливых ребят. Кроме того, стоит снять обязательства по подготовке и проведению ЕГЭ в творческих вузах, создать центры проведения ЕГЭ.

Ещё необходимо ограничить количество специальностей в творческих вузах при подаче документов, а внутри специальности принимать заявление только на одну мастерскую.

Елена Кириллова, заместитель директора Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных

— Больше ли к вам поступало в этом году?

— В этом году поступающих было больше, чем в предыдущем. У нас было подано около 340 заявлений. А в 2008 году — 260. Для училища это серьезный конкурс, ведь набор составляет всего 110 человек.

— Вы испытали сложности из-за перехода на ЕГЭ?

— У нас были случаи, когда ребята с высокими баллами по специальности не смогли пройти на бюджетное отделение, так как недобрали баллов по русскому языку и литературе. Специальность важнее. Не должны результаты единого госэкзамена мешать поступлению талантливых абитуриентов.

— Какие изменения вы предлагаете ввести в будущем году?

— Балл за творческие испытания обязательно должен перевешивать балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Например, к нам поступают на основании двух ЕГЭ (русский язык и литература). Но тогда творческих испытаний должно быть не меньше трех! А сейчас их было два — специальность, а также сольфеджио и музыкальная грамота.

Ещё одна проблема в том, что система стобалльной оценки творческих вступительных испытаний ещё не отлажена. Наверняка с этим столкнулись и другие учебные заведения. Оценка качества результатов творческого экзамена раньше проводилась по пятибалльной шкале. В этом году впервые пришлось применять стобалльную шкалу, и, несмотря на заранее разработанный критерий оценки абитуриентов, были определенные сложности в его применении. Надо продолжать разрабатывать новые критерии для творческих экзаменов.

Александр Стасюк, Ректор Московского государственного

художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова

— Как проходили экзамены?

— Наши абитуриенты не только приносили результаты единого госэкзамена, но и сдавали творческие испытания. Сначала работы, выполненные дома. Потом выполняли работу по рисунку, живописи и композиции в вузе. Это оценивалось в 100 баллов. А затем сдавали историю искусств — тоже 100 баллов максимум.

— Какие сложности вы испытали при переходе на ЕГЭ?

— Главной проблемой стало то, что нам пришлось считаться с теми результатами, которые ребята приносят. А у нас, как и в любом творческом вузе, всегда были преимущества относительно специальных предметов.

Мы не во всех случаях смогли отдать предпочтение тем, кто хорошо подготовлен как художник. Некоторые талантливые ребята, которые достойно сдали творческие испытания, имели небольшие баллы за ЕГЭ и по сумме баллов не прошли по конкурсу. С такими людьми было жалко расставаться.

— Какие изменения вы предлагаете внести в будущем году?

— Для нас главное, чтобы не убрали спецпредметы или не разрешили сдавать их на местах, как ЕГЭ. Специальность нельзя сдавать как-то по-другому. Мы должны оценивать художников здесь! Хотелось бы, чтобы на госэкзамене знания оценивались объективно и не было протекционизма. Для этого, возможно, надо сдавать ЕГЭ не в школах, а в специальных центрах.

Личный опыт студентов-первокурсников

Роман Непомнящих, колледж имени Гнесиных, академический вокал:

— Я сам из Красноярска, и решил поступать в колледж Гнесиных, потому что это общеизвестный мировой музыкальный бренд.

Конкурс был огромный. В этом году на академический вокал поступали 150 человек. Это 10 человек на место.

Занятия по вокалу у нашей группы — три раза в неделю по часу. И каждый день мы разучиваем партитуры. Ещё среди предметов есть музыкальная литература, сольфеджио, танец и актерское мастерство.

Я живу в общежитии. И там все время все поют и играют. Заходишь в душ — там уже кто-то распевается.

Ольга Сухорученко, колледж имени Гнесиных, скрипка:

— Мне хотелось продолжать заниматься музыкой после музыкальной школы. О том, модно это или нет, я даже не думала.

Экзамены сдавать было страшно. Во-первых, много претендентов. И большинство из них были хорошо подготовлены.

Но мой педагог из музыкальной школы помог подобрать много произведений, они были достаточно сложные.

Когда я зашла в зал, где проходили экзамены, там сидели несколько человек. Нельзя было сказать, что они были строги. Скорее наоборот — смотрели очень дружелюбно. Я даже не все произведения из подготовленных сыграла.

Александр Крутов, ВГИК, режиссерский факультет:

— Я поступил сразу после школы. Поступление было нервное и сложное, но это того стоило. После 11-го класса во ВГИК пытаются попасть много людей, но проходят единицы. И сейчас в нашей мастерской учатся студенты разного возраста — от 16 до 34 лет.

На творческом конкурсе очень важным был первый этап. Самыми главными в нем были автобиография и случай из жизни.

Я написал, как мы с друзьями ходили в заброшенный дом. В доме оказались бездомные собаки, и мы убежали оттуда. А на следующий день пришли, вооружившись пистолетами, фонариками и камнями. Но собак не было.

Юлия Новичева, ВГИК, режиссерский факультет:

— После школы я пять лет работала дизайнером интерьеров, фотографом и журналистом, но с детства хотела стать режиссером, в течение последних десяти лет приезжала к ВГИКу, стояла и думала, что ещё не готова, а в этом году наконец решилась.

Творческие испытания у нас проходили в четыре этапа. На письменном экзамене нам дали три темы, и надо было написать рассказ в такой форме, чтобы его можно было экранизировать.

Сейчас я учусь в мастерской Владимира Хотиненко. Мы уже делаем творческие работы и сдали десять маленьких фильмов.

Анастасия Лосминская, колледж имени Гнесиных, фортепиано:

— Я приехала из Тулы, в Гнесинку ходила на курсы. Приезжала в Москву на выходные и занималась. На ночь оставалась у знакомых. У них, к сожалению, фортепиано нет, но я тренировалась в училище.

Во время экзаменов конкуренция была серьезной. У многих ребят была очень сложная программа. Но я все равно прошла. Сейчас в нашей группе всего 11 человек. Даже после поступления в свободное время я стараюсь заниматься. Ведь необходимо к любому инструменту приспосабливаться и на любом уметь играть. Играть два часа в день — мало. Пять-шесть часов как минимум!

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Староверова Екатерина
Труд

всего: 851 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире