Рейтинг компьютерных игр за 2009

Рейтинг компьютерных игр за 2009

В стране и миреСеть и ПК
Представляем Вашему вниманию обзор игр, выпущенных в 2009 году.

ИГРОПРОМ КАК БИЗНЕС

Третье место

На него можно смело взгромоздить плакальщиков, подающих друг на друга в суд и сокрушающихся о состоянии игровой индустрии. «Все плохо!» — кричали они, уподобляясь пьяным гостям, вдруг увидевшим хозяйских друзей. А потом и вовсе начались грязные намеки: неплохо бы, мол, неустоечку заплатить...

Американская актриса и певица Кортни Лав (Courtney Love) решила подать в суд на компанию Activision за то, что та будто бы неправомерно использовала образ покойного Курта Кобейна (Kurt Cobain) в игре Guitar Hero 5. Вдова возбудилась, увидев, как модель лидера «Нирваны» исполняет композиций других музыкантов. «Мы отсудим это дерьмо у Activision!» — с чувством воскликнула г-жа Лав. Но если неутешную женщину еще можно понять, то схожие претензии группы No Doubt к ритм-аркаде Band Hero... как бы это помягче... Вот! Неуместны! Больше всего No Doubt возмущены исполнением Honky Tonk Women (гр. Rolling Stones). «В результате манипуляций с моделями мы получаем Гвен [вокал], орущую мужским голосом о сексе с проститутками!» — негодуют музыканты. «Они превратили нас в непонятное караоке», — заявил менеджер коллектива, вероятно, ждавший от Band Hero высокой художественности.

Еще одними игробизнес-номинантами-2009 оказались швейцарские правозащитные организации Trial и Pro Juventute, вдруг посчитавшие, что компьютерные и видеоигры создают неправильное представление о войнах и их последствиях и вообще нарушают Женевскую конвенцию. Да, это ужасно: разработчики не знают наизусть Конвенцию, не следят за ее соблюдением в проектах, позволяют стрелять в мирное виртуальное население, забывают официально объявить войну очередным пришельцам-террористам-русским, осмелившимся покуситься-напасть-высадиться…

Но главным курьезным уникумом года стал некто Эрик Эставилло (Erik Estavillo), подавший в суд практически на всю игровую индустрию. С Blizzard Entertainment он требует миллион долларов. Потому что ездовые животные в ММОРПГ World of Warcraft ездят слишком медленно! Компания Sony попала под раздачу (в суде штата и федеральном суде), поскольку посмела заблокировать его учетную запись в сети PlayStation Network. Microsoft грозит иск за сломавшуюся консоль Xbox 360. Ну а Nintendo лучше вообще закрыться и передать активы г-ну Эставилло, так как выпущенное обновление для Wii заблокировало канал Homebrew Channel.

Второе место

Кризис, конечно, кризис. В начале года крупнейшие издательства объявили о массовых сокращениях и закрытии студий. Disney Interactive уволила более 70 человек из студии Propaganda Games и закрыла проект Turok 2; Activision-«дочка» Raven выставила за дверь 35 сотрудников сразу после релиза шутера Wolfenstein; работы лишилась вся команда Blue Omega (шутер Damnation). Вот лишь некоторые примеры...

Самые же внушительные цифры назвала Microsoft. В январе уволено 5 тысяч человек, а мае объявлено еще одно сокращение — 3 тысячи. В это число попали и те, кто занимался играми. К примеру, отдел внутриигровой рекламы потерял сразу 75% работников. Издательство Electronic Arts (ЕА) не отстает: руководство объявило о намерении уволить свыше полутора тысяч человек; сокращения завершатся до конца 2009 финансового года (апрель 2010-го).

Конец года, увы, не принес облегчения. Все та же ЕА объявила о закрытии 12 проектов и роспуске нескольких студий. Под нож отправились Pandemic, Maxis и ряд внутренних девелоперских команд. В декабре издательство Take-Two избавилось от дистрибьюторского бизнеса, продав компанию Jack of All Games корпорации SYNNEX.

Первое место

Никаких споров по этой позиции в «КЛ» не было. Duke Nukem Forever единогласно был выдвинут на первую строчку нашего теплого бизнес-рейтинга. Нет, правда, разве это не Главный Сюрприз Года?! Релиз лучшей игры ВВиН, смысл жизни миллионов и просто основа всего сущего — Дюк, который навсегда, — не будет перенесен на 2010 год. Неужели игра вышла? — Нет, игра, которую никто никогда не видел, наконец-то закрылась. Компания Take-Two откуда-то наскребла в себе мужество и отказала-таки проекту-сверхдолгострою и студии 3D Realms в финансировании.

«Мы не договаривались спонсировать разработку неизвестно чего неизвестно сколько времени», — заявил спикер компании. В результате Take-Two и 3D Realms подали друг на друга в суд, и сейчас уже юристы решают, кто же все-таки похоронил проект, и сколько лет назад это случилось... И никаких тебе больше поддельных скриншотов и роликов!.. Эх, читатель, закончилась целая эпоха! Индустрия лишилась Легенды...

ЭКШЕНЫ

Я знаю: вы обожаете бегать, прыгать, стреляться, взрываться и сражаться. Из года в год вы изводите полчища монстров, пришельцев, террористов, зомби. Так кого вы боялись и «мочили» в этот раз сильнее всех?

Третье место

Основные претенденты очевидны: PS3-эксклюзив Uncharted 2: Among Thieves, мультиплатформенный спагетти-вестерн Call of Juarez: Bound in Blood и глянцевое воплощение зловещего комикса Гранта Морисона (Grant Morrison) Batman: Arkham Asylum. Тесная группа, это правда. Поэтому получат «бронзу» все и каждый. И вот чем они отличились.

Калифорнийцам из Naughty Dog удалось сделать то, о чем мечтают все режиссеры, — сравняться с Индианой Джонсом. Натан Дрейк, главный герой Uncharted 2: Among Thieves, путешествует по миру в поисках кладов и опасностей. День прошел зря, если не было найдено сокровище, не побеждены головорезы, не совершен побег из турецкой тюрьмы. Гены (наш прародитель — не кто иной, как знаменитый флибустьер сэр Френсис Дрейк), не обманешь, и в финале мы обязательно одержим победу над всеми злодеями и разгадаем тайну пропажи большей части китайской экспедиции Марко Поло.

А вот объяснить любовь к Call of Juarez: Bound in Blood не просто. Тут все на ощущениях, неясных воспоминаниях из детства. Игра кажется типичным вестерн-клише, но лишь на первый взгляд! Нет, это самый настоящий аттракцион в антураже Дикого Запада. Помните сербского Чингачгука Гойко Митича? Да? Правда? Тогда объяснения вам не нужны. Здесь есть все, чтобы окунуться в воспоминания: братья ковбои, друзья индейцы, дилижансы, салуны, война Севера с Югом, даже клад. Право же, лучшего интерактивного вестерна сейчас не найти.

Batman: Arkham Asylum, этот стелс-экшен, без сомнения, — единственно достойная игра о супергероях. Разработчики из Rocksteady напрочь забыли о существовании кино (даже о роскошной картине Тима Бертона с Джеком «Джокером» Николсоном) и припали к первоисточнику. За основу взята одна из самых мрачных страниц DC-мифологии: бунт в психиатрической лечебнице Аркхем. Мы, Бэтмен, в западне, психи изуверски изводят медперсонал, а руководит этой вакханалией Самый Безумный Нормальный Клоун...

Второе место

Игра Zeno Clash, разработанная расквартированной в Сантьяго (Чили) студией ACE Team, ни при каких обстоятельствах не может быть причислена к разряду обычных. И все же, да, серебро «КЛ»-пробы.

Почти вся подоплека за кадром. Мы не знаем, куда попали, какое на дворе время. Предыстория ясности не добавляет. Мы, некто Гхат, раньше жили в огромной семье существа по имени Папа-Мама. В один прекрасный день мы покидаем отчий дом Зенозоик и отправляемся к сумасшедшим корвидам. Прожив с ними некоторое время, герой возвращается домой и, узнав страшный секрет Папа-Мамы, убивает это.

И все-таки за этими психоделическими живописаниями скрывается отличный боевик. Выжить во враждебном мире очень сложно, вокруг творится невесть что, и лишь кулаки, дубина да пара пистолетов (больше похожи на гибрид рыбы с ракушкой) помогут нам. А рукопашные поединки? Редкое в наше время тщание в их изображении. Каждое сражение превращается в дуэль, где, как в уличной драке, одно неверное движение — и нет нескольких зубов и пары ребер...

Первое место

Фанфары, громовой аплодисман, яростные металлические «запилы», на сцену выходит Эдди Риггс, как две капли воды похожий на замечательного актера Джека Блэка (Jack Black). Да еще и разговаривающий его голосом.

Энергия и задор Джека + дизайнерский талант Тима Шефера (Tim Schafer) = игра года. Brütal Legend. Разработчики из калифорнийской (США) студии Double Fine задались вопросом: что будет, если тексты и обложки всех существующих музыкальных металл-направлений превратить в игру? Ответ мы узнали 13 октября, когда Еlectronic Аrts выпустила проект.

Поранившись о пряжку ремня, Эдди, поклонник и парень на побегушках одной из худших рок-групп, попадает в параллельный мир, где воплотилась вся самая смешная идеология тяжелой музыки, начиная от Оззи Осборна и заканчивая дремучими скандинавскими пауэр-металлическими командами. Нам постоянно подбрасывают новые развлечения и всякий раз ставят все вокруг с ног на голову: то мы «крошим» губастых демонов двуручным топором, то рвем темных адептов магией, выпущенной из магической гитары, то в компании сексапильных поклонниц разъезжаем на рок-мобиле.

Пожалуй, это первая игра за много-много лет, которой удалось быть смешной и захватывающей. А если вспомнить о музыкальных пристрастиях Блэка и Шефера (обожают металл!), становится ясно, что до такого уровня самоиронии не сподабливалось еще ни одно медиа.

СТРАТЕГИИ

ПК, этой некогда славной игровой платформы, давно не существует, считает большинство журналистов и разработчиков. Казалось бы, эксклюзивные ПК-проекты остались в прошлом, а уж об эксклюзивных жанрах и говорить нечего. Впрочем, мы, кажется, забыли о стратегиях! Кстати, на 2009-й выпала шестерка-хаки: год получился урожайным.

Третье место

В 0,9 случая из единицы, когда речь заходит об отечественных левшах и их, простите, подкованных блохах, хочется извиниться перед мировым сообществом, зарыдать и уйти со сцены. А вот «King`s Bounty: Принцесса в доспехах» отчего-то вне стереотипов. Разработчики из Katauri Interactive (Калининград) работали с любимой миллионами серией King`s Bounty (первая часть вышла в 1990 году), пошаговой фэнтези-стратегией о рыцарях, принцессах и путешествиях. «Принцесса в доспехах» — продолжение прошлогодней «King`s Bounty: Легенда о рыцаре».

Окрест все те же пасторальные пейзажи с несколько мультяшными врагами, замками, крепостями. На сей раз история крутится вокруг принцессы Амели, отправившейся в мир Теаны (чтобы отыскать наставника рыцаря Билла Гилберта, вернуться с ним домой и спасти королевство от демонов). Изюминкой же игры стал ручной зверек — детеныш дракона. Питомец мелкий, забавный, но уже весьма опасный благодаря стремительно развивающимся способностям. «В битве защитить принцессу всеми доступными средствами, начиная с простых ударов и заканчивая пробуждением... вулканов!»

Второе место

Серебро у военно-исторической Empire: Total War. Других стратегий такого масштаба на сегодня не существует. Достаточно сказать, что канал Би-би-си в своих славных «документалках» не раз использовал игры серии для демонстрации эпических сражений прошлого.

Последняя часть (разработки Creative Assembly) сосредоточена на североамериканской, африканской и индийской колониальных кампаниях евростран XVIII века. Сюжета в традиционном понимании здесь нет. Выбрав державу, вы всячески отстаиваете государственные интересы, осваивая новые территории, воюя с соседями и защищая границы. Приведете ли вы свою нацию к благоденствию или дадите растерзать, зависит лишь от вашего мастерства. Играть предстоит сразу в двух режимах: пошаговом — на глобальной карте; в реальном времени — на картах сражений.

Главной же особенностью стали полномасштабные морские сражения. Когда впервые видишь, как в открытом море сходятся многопушечные флагманские корабли, хочется кричать в голос (неважно что). А когда они дают первый залп — глупо улыбающееся тело можно уносить. Сражено. Наповал. Следующий!

Первое место

У Empire: Total War (см. выше) все задатки победителя. Однако непутевая индустрия разрешилась в 2009-м Warhammer 40000: Dawn of War II...

Скажем скромно: Relic Entertainment, кажется, устроила в жанре... гм... революцию? Элементарное решение — отказаться от всего микроменеджмента и возни с ресурсами и базами, не так ли? Между тем эта безделица превратила Dawn of War II в настоящий симулятор, простите за выражение, брутальной блокбастерной войны. Сюжет поначалу отпугивает: 41-е, мать его, тысячелетие, Империум режет глотки всем, кто подвернется (силы Хаоса, древние Эльдары, зеленокожие космоорки, хищные тиранидолегионы), на золотом троне отдает концы лично Бог-Император...

Ради чего же играть? — Кровавых неравных драк со всем, что движется, для! Кстати, мы командуем элитной десантурой, штурмующей планетку Кальдерис. Не ждите сложных эмоций, витого в жгут сюжета, неразрешимых загадок, Dawn of War не о том. Главная головная боль и прелесть — смотреть, как огромные квадратнобородые мужики в бронированном внушают уважение к Императора слову бензомечами, болтерами, ходячими пушкосаркофагами и орбитальными калибрами. Последние, кстати, украшают звездолеты самых свежих моделей.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

2008-й был прикончен в пустошах постапокалиптической Fallout 3. 2009-й, разумеется, завершается на просторах королевства Ферелден из главной игры «про драконов» — Dragon Age: Origins. И все же не будем забегать вперед, отметим тех, кто очень хотел, но замерз в последнем базовом лагере.

Третье место

Ваше право думать, что третье место отдано бог весть кому. Наше право настаивать на этой поблажке. Ну да, «типа» очередной Diablo-клон.

Ну да, сюжет Torchlight традиционно фэнтезиен и пошло эпичен. Бла-бла-сага об одноименном с игрой городе, построенном над шахтой, в которой добывается некий эмбер, способный наделить оружие, доспехи и живых существ магией. Но не все так просто, парни и девушки: вещество пагубно влияет на людей, от него гибнут, простите, целые цивилизации. (Уран?! Не-а.) Их-то мы и обнаружим, когда спустимся в катакомбы. Мы, неизвестный солдат, бьющийся в случайно генерируемых пещерах, должны «докопаться до истины и обнаружить великое зло, оскверняющее эмбер». Мнда...

И все же, все же, несмотря на всю свою нелепость, это одна из лучших ролевых игр-2009. Восклицательный знак. Да! Это не просто копия Diablo, это, извините, настоящий духовный близнец (полученный путем «мистических ритуалов силы»?). Ждать Diablo III можно еще бог знает сколько времени, а можно просто запустить Torchlight. Визуальный минимализм, аскетичный дизайн, знакомая (ворованная?!) музыка... Бессонные ночи середины девяностых. Романтично, нет? Убедили?

Второе место

Borderlands, конечно, никакая не ролевая. Это умелый экшен с внушительным открытым миром. И все же разработчики из Gearbox рассказывают недурную историю и даже обеспечивают отыгрыш персонажа в соответствии со всеми РПГ-традициями. А потому... Назовем это ролевым шутером и успокоимся.

В последнее время модны так называемые виртуальные песочницы — открытые игровые миры, где игрок, предоставленный сам себе, волен творить и бедокурить. К Borderlands этот термин подходит как нельзя лучше. Начав, мы попадаем в настоящую песочницу. В прямом и переносном смысле.

Планета Пандора; нет ничего, только песок и скалы. Когда-то здесь водились полезные ископаемые; водились да вывелись, и поселенцы дружно сделали ручкой. Остались лишь нищие, у которых теперь одна забота — выживать, выяснять отношения с местной фауной и бандитами и искать некие пришельские технологии. А еще, как говорят девелоперы, в игре есть «87 газиллионов пушек». Мы проверили: действительно есть. Словом, Borderlands — это рай для любителей пострелять.

А еще есть «кооператив» (можно и на четверых), который вдруг превращает Borderlands в нечто совсем особенное. Итого: две игры в одной РПГ-таре. Ничего так.

Первое место

Духовная преемница Baldur's Gate и Neverwinter Nights? — Возможно, хотя и не все с этим согласны. Настоящая «хардкорная» игра? — Гм... вряд ли. Лучшая партийная ролевая последних лет? — Точно! И что это такое? — Dragon Age: Origins.

BioWare (разработчик) и Electronic Arts (издатель) сделали нам то, о чем мы успели соскучиться. Настоящие партийные РПГ крайне редки, а потому каждая — событие. «Dragon Age, знаменующая возвращение разработчиков к истокам ролевого жанра, представляет собой слияние лучших визуальных эффектов, захватывающего сюжета, динамических поединков, невероятных магических способностей и реалистичных персонажей!» Умри, Денис, но лучше б ты молчал...

...Потому что «не об том речь»; главная заслуга канадцев не графика, сюжет или ролевая модель (хотя они и в порядке), а игровой мир, получившийся живым и правдоподобным. Вот как наш с вами. Только лучше. BioWare удалось донести простую истину: за окном полно зла, не того сказочно-демонического, а простого, творимого окружающими. Каждое действие рано или поздно аукнется, и подчас на душе становится препремерзко, ибо видишь, к чему привели твои «невинные» решения...

В Dragon Age есть один очень любопытный момент: неосознанно в главном герое мы воплощаем идеального себя (в нашем же представлении), и в финале результаты, увы, могут так огорошить...

НЕЗАВИСИМЫЕ

Подведение итогов — это традиционное наказание за двенадцать месяцев лени, отлынивания и сиропные похвалы черт знает чему. Голова трещит белыми грубыми швами в попытках представить четкую картину и выделить из всего множества то, что, быть может, войдет в историю... Но на сей раз все иначе. Потому что закругляться будем не коммерческим барахлом, а независимыми проектами, каждый из которых в той или иной степени шедевр. То есть, простите, игра, произведшая яркое впечатление.

AaaaaAAaaaAAAaaAAAAaAAAAA!!!: A Reckless Disregard For Gravity

Игра, за название которое почему-то не хочется извиняться, проходит по строгой «КЛ»-классификации как «лучший симулятор парашютиста» (можно подумать, их много). Да-да, основная идея — свободный полет, причем не простой, а очень, очень затяжной. Уже хотите?

Девелоперы из Dejobaan Games, взяв идею из экстремального BASE jumping, довели ее до абсолюта. Одна из лучших аркад уходящего исчерпывающе описывает себя своим безумным названием: ничего другого закричать не получится, когда ныряешь с многокилометровой высоты, совершая в полете вполне суицидальные трюки. Словом, перед нами симулятор прыжков с небоскребов. Как ни странно, с парашютом.

И вот еще что: чем ближе к зданию вы пролетите, тем больше очков дадут в кассе. По пути придется не только уклоняться (!) от замысловатых конструкций, но и пролетать через специальные панели (еще больше очков!), а также пугать граждан своим появлением. Все-таки несколько неожиданным.

И вот еще что: в идеале путешествие должно завершиться изящным (!) приземлением на отведенной площадке.

The Path

Хоррор-заводчики, если вы не в курсе, оперируют базовыми понятиями. У нас, собачек Павлова, пытаются вызвать рефлекторное вздрагивание от очередной туши-выскакивающей-из-темноты. А вообще-то это не более чем экшены, старательно задрапированные отвратительной картинкой (всегда темно!), тревожными звуками и банальными квестовыми ходами.

А вот «Тропа» — это нечто совсем потустороннее. Подсознательный ужас, вызываемый цветами, игрой света и все-таки звуком (никуда от него). Бельгийцы из Tale of Tales не побуждают нас к борьбе, не заставляют сражаться, не мучают головоломками. Действия совершаются на автомате, побуждаемые, кажется, самой атмосферой.

Кажется, перед нами обычная «Красная шапочка». Но нет, «Тропа» — триллер. Шесть сестер — Робин, Роуз, Джинджер, Руби, Кармен и Скарлет (ах, эта Скарлет!) — отправляются по просьбе матери к бабушке. Джоггинг через жуткий лес — спорт не из веселых, но все, что случится, зависит только от нас, девочки. Мама строго наказала не сходить с тропинки, а что будет, если мы все-таки заблудимся? — Проверять не очень хочется, но придется. «Вы встретитесь с судьбой!» — чревовещают тыквенные девелоперские головы.

«Мы считаем, что аудитория уже готова к таким проектам, — говорят в Tale of Tales. — Игроки провели достаточно времени в зоне боевых действий и на гоночных треках. Уверены: они оценят скромную, но завораживающую атмосферу игры». И это так! Столь новаторского нарратива мы еще не.

Machinarium

Якуб Дворский (Jakub Dvorsky) известен всем, кто хоть раз открывал охоту на точки. Медитативный Samorost (дипломная, между прочим, работа) принес своему создателю не только «четверку» (хотели бы мы посмотреть на тамошние пражские «пятерки»!), но и всемирную славу. Буквально.

Samorost 2 разрабатывался почти год, и уже не в одиночку. Новый квест не только укрепил нашу веру в настоящесть этого автора, но и принес ему достаточно средств для совершенствования в ремесле-искусстве. Казалось бы, третья часть — дело решенное. Но нет, Якуб и его студия Amanita Design взялись за совершенно новый мир. И не прогадали.

У жителей Машинариума свои заботы, им нет дела до нас — трогательного робота, разобранного шпаной на запчасти и выброшенного на городскую свалку. Так начинается наша история, в которой маленькому железному человечку предстоит найти обидчиков и проучить их как следует, разобраться с братством «Темных шляп» и спасти похищенную возлюбленную, найти и обезвредить бомбу в башне и познакомиться с самыми удивительными жителями этого замкнутого на себя города. Здесь нет закадровых спичей и диалогов, игра жива лишь анимированными «облачками мыслей». И, конечно, своей подлинностью, рукотворностью.

Пиксель-хантинг высокой степени очистки!

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1280 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире