Но что хорошо для бизнеса – для клиента... На бедную голову потребителя сыпятся тонны рекламной руды. Возникает вопрос: как выжить в рекламном мире с пользой для себя?
Первое, что приходит на ум: самому стать рекламистом и зарабатывать на производстве и размещении рекламы неплохие деньги. Но если эта сфера приложения сил вам малоинтересна, предлагаю рассмотреть некоторые рекламные секреты: ведь если знаешь, как именно тобой пытаются манипулировать, тем легче этому противостоять.
Ну что, начнем?
1. Реклама откровенно (или не очень) преувеличивает достоинства. И замалчивает недостатки товара (конечно, речь идет о так называемой «добросовестной рекламе», а не откровенной лжи). В такой ситуации есть все поводы соблазниться предложением.
2. Реклама чаще всего обращается к эмоциям. К примеру, ролик рисует картинку красивой жизни – мечты потенциального потребителя. И собственно рекламируемый продукт как-то вскользь встраивается в эту картинку. Таким образом, у зрителя появляется чувство, что данная позитивная картинка и продукт тесно связаны.
3. Всевозможные «логичные» доводы в рекламе – очень популярный трюк. Например, использование всевозможных графиков и схем, по идее, должно доказывать «эффективность», «полезность», «целесообразность» покупки товара или услуги. Если разобраться более внимательно, графики и схемы мало что отражают. К примеру, графики восстановления кислотно-щелочного баланса после употребления жевательной резинки относятся только к пластинкам. А рекламируемые при этом подушечки такого эффекта не дают.
4. Реклама подталкивает человека к определенному решению: покупке. Делается это с помощью разных механизмов:
Например, вначале перед человеком ставится проблема. Она преувеличивается – по всем законам жанра. Оптимальный вариант – расписать проблему как нерешаемую. До сегодняшнего – счастливейшего из дней! Потому что найдено волшебное средство! Цель рекламы достигнута.
Другой вариант «подталкивания» – использование авторитетов, агитирующих за использование того или иного продукта. Недаром производители платят огромные суммы за то, чтобы «заполучить» публичных личностей в качестве «лица» торговой марки. Для потребителя покупка такого товара – есть некий акт единения со своим кумиром. Ценность собственно продукта в данном случае, отходит на второй план.
«Авторитетное» мнение в рекламе может высказать не только «звезда». В этом смысле хорошо работает образ «эксперта». Например, человек в белом халате отлично «продает» все, что позиционируется как «полезное для здоровья».
Таковы лишь некоторые хитрости рекламщиков. Конечно, это далеко не полный список. Но, при желании, можно найти и другие. Более того, это может сделать вынужденное время потребления рекламы даже увлекательным. Кстати, разделение рекламы и продукта, который она представляет, – очень хороший способ подойти к покупке осмысленно. А значит, меньше расстраиваться по поводу бестолковых приобретений.
Вот мы, собственно, перешли к вопросу о том, как снизить негативное влияние рекламы на свою жизнь. По-моему, здесь придутся ко двору здравый смысл и достоверная информация.
Откуда взять достоверную информацию о товаре? Тут уж придется приложить усилия. Вот несколько источников:
1. Знакомые, которые уже это покупали. Почему бы не спросить их мнение о новом порошке или зубной пасте? Не думаю, что это займет кучу времени.
2. Отзывы потребителей в независимых средствах массовой информации, например, на интернетовских форумах. Существуют форумы домохозяек; любителей готовить; частных инвесторов; тех, кто занимается оздоровительными методиками. Думаю, на таких ресурсах вполне можно обменяться мнениями о торговых марках определенных товаров и услуг.
3. Маркировка товаров. Читать упаковку становится не только признаком хорошего тона, но и средством сохранения нервов и здоровья. К сожалению, ситуация в Украине далека от совершенства: маркировка многих товаров не отображает всего, что там должно быть. Иногда на продуктах питания не указываются вредные компоненты, присутствующие в самом продукте. Проверить это можно лишь в лабораторных условиях. Но, увы, дело это дорогое и напряжное. Благо, появляются программы для потребителей на ТВ, обзоры разных групп товаров в СМИ.
4. Семплинги и дегустации. Не пугайтесь страшных слов. Все гораздо проще. Думаю, что такое дегустация, объяснять не нужно. А семплинг (от англ.) – это раздача пробных образцов. Эти способы продвижения товаров становятся довольно популярными. И я очень рекомендую пользоваться такой возможностью познакомиться с новой продукцией. Так вы сможете получить представление о той или иной продукции еще до того, как купите.
Вот еще несколько идей для того, чтобы шопинг приносил удовольствие без «похмельного синдрома» по приходу домой:
1. Список покупок. Если честно, такая привычка появилась у меня совсем недавно. Оказалось, что покупаешь то, что нужно. И гораздо реже вспоминаешь о чем-то нужном, переступив порог дома. Одна моя знакомая открыла для себя еще более парадоксальную вещь: если вручить список для шопинга домработнице, можно еще и деньги сэкономить. Все верно: попав в супермаркет, хозяйка может увидеть вдруг что-то очень миленькое или очень уместное. И еще вот тот фикус, о котором давно мечтала… А домработница-то не в курсе. Да и распоряжения про фикусы не было. Экономия налицо.
2. Спросите себя: действительно ли мне это нужно сейчас (вариант: действительно ли я хочу это?). Как только почувствуете непреодолимое желание забросить в корзину какую-нибудь штучку, попробуйте понять, чего вы хотите от этого товара. Сосчитайте до -надцати. И снова посмотрите на то, что хочется купить. Если желание все еще сильно… Ну что ж, покупайте.
Вообще, если у вас создалось впечатление, что я против покупок из-за импульса, это неправда. Иногда побаловать себя чем-нибудь незапланированным очень полезно. Может, вы давно не позволяли себе расслабиться? И ваш центр удовольствий просто требует чего-нибудь нелогичного, пушистого и нежного? Тогда имеет смысл разобраться с этим. Иначе последствия могут быть плачевными (в виде лишнего веса, депрессии, непонятной хронической усталости, к примеру). Но это уже совсем другая тема…
3. Шопинг-терапия. По мне, такой вариант сброса напряжения – палка о двух концах. Поначалу поход за покупками по принципу «на что глаз упал» может и привести в восторг: феерический шопинг создает ощущение, что вместе с новыми покупками вступаешь в новую жизнь. Здесь важны не сами покупки, но разрешение себе тратить деньги «просто так». Не считать, не думать: сколько осталось… Вообще не думать о проблемах, будущем и о том, от чего бежишь.
Но раз уж вы решаетесь на подобную терапию, определите сумму, которую потратите. Просто положите в кошелек ровно столько, сколько готовы потратить на подобное мероприятие. В этом случае, даже если вы забудетесь или впадете в покупательский экстаз, то не сможете потратить больше. Зато, представьте, сколько радости испытаете, когда придете в себя: оказывается, часть денег вы сохранили (они аккуратненько лежат в шкатулке), позволили себе немного роскоши и, как ни удивительно, купили пару славных кофточек. Они вам чудо как идут…
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: