Учителям добавили нагрузки

Учителям добавили нагрузки

В стране и миреВ мире
Дмитрий Медведев объявил о начале реформы среднего образования

Вчера в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев торжественно открыл Педагогическую ассамблею, на которой приехавшие со всех концов страны педагоги уже второй день обсуждают актуальные проблемы системы образования. Этим мероприятием был дан старт Году учителя. Правда, глава государства в своей вступительной речи отмел весь тот пиаровский лоск, который этому событию придали организаторы и руководство Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Президент напомнил о том, что в данном вопросе не должно быть «компанейщины и годичности», и о том, что Год учителя -- всего лишь хороший повод, чтобы начать работу по реформированию системы образования. Ответственность в этом вопросе он возложил не на чиновников, а на самих учителей, оставив первым задачу решения материальных проблем и формирования адекватной нормативной базы.

Как известно, три дня назад в Москве прошло заседание совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. И в отношении образования г-н Медведев и министр образования и науки Андрей Фурсенко говорили тогда примерно те же слова, что и вчера, в северной столице на открытии Года учителя. Однако были и отличия. Если в ходе обсуждения нацпроектов президент объявил об инициативе под названием «Наша новая школа» (ННШ), то вчера он заявил о том, что уже утвердил это продолжение национального проекта «Образование». «Суть моей инициативы -- в создании современной школы, школы, которая будет способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, к учебе. И ключевая роль в реализации этой инициативы будет у учителей», -- обратился к педагогическому сообществу Медведев.

Уже после г-н Фурсенко прокомментировал корреспонденту «Времени новостей» суть заявлений президента. По словам министра, именно сейчас с Года учителя непосредственно начинается работа по реформированию этой важной общественной сферы. «Вспомните, что в начале 80-х годов прошлого века была разработана реформа образования, -- сказал г-н Фурсенко. -- Уже тогда менять систему было необходимо. Но не успели. Более глобальные реформы изменили все приоритеты и отвлекли внимание от многих социальных проблем. В девяностые годы образование вообще отпустили в свободное плавание, что ни к чему хорошему не привело. Государство вернулось в школы только в 2000-м году, и тогда началось лишь оздоровление системы. Сейчас она держится на ногах, и наступил тот момент, когда можно запускать реформу». При этом глава Минобрнауки подчеркнул, что рассчитывать на то, что все произойдет очень быстро, не приходится. «Это процесс долгий, -- заметил министр. -- Но инициатива президента необходима стране как воздух».

Позиция министерства состоит в том, что действующая до сих пор советская система образования была создана, если говорить простым языком, для того, чтобы делать из крестьян рабочих для заводов и фабрик. Однако эпоха, нуждавшаяся в такой системе, ушла уже давно. Мир изменился и продолжает меняться настолько стремительно, что, например, учителя в сфере информационных технологий не всегда сами успевают за учениками. «Наша новая школа», по замыслу разработчиков этого проекта реформы образовательной системы, должна не только передавать знания и технологии следующему поколению, но и учить его учиться. Сформировать же такой учебный план должны помочь пять компонентов: новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и система поддержки талантливых детей.

А поскольку, как сказал Дмитрий Медведев, основная нагрузка реформирования ложится непосредственно на учителей, немалая часть дискуссий Педагогической ассамблеи была посвящена переподготовке педагогов. Кроме того, выпускник ННШ должен быть инициативным. Поэтому проблема поиска и взращивания талантливых мальчиков и девочек стала второй большой темой обсуждений. Этой теме было посвящено и выступление ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего. Совершенно не постеснявшись того, что выступает в стенах педагогического вуза, он с ходу заявил, что лучшими учителями года почти каждый раз становятся не профессиональные педагоги, а выпускники классических университетов, имеющие фундаментальное образование.

Ректор МГУ привел пример из истории не нашей и далеко не новой школы: отец-основатель кибернетики Янош фон Нейман и лауреат Нобелевской премии Юджин Вигнер в школе учились у одного учителя математики Ласло Ратца. «Вот что значит учитель, -- заметил, обращаясь к коллегам-педагогам Садовничий, и добавил: -- Сейчас я не уверен, что мы готовим специалистов, которые смогут работать на космодромах будущего. Мы теряем уровень образования в школах и университетах. Поэтому сейчас нам как никогда нужны грамотные учителя и талантливые дети». В первом случае г-н Садовничий посоветовал вспомнить советскую практику летних курсов для учителей, когда те в дни школьных каникул приезжали в ведущие вузы страны и слушали лекции светил науки: «МГУ готов вернуть эту практику -- принимать на такие курсы повышения квалификации пятьсот или даже тысячу человек. Общежитие свободно, ученые, готовые читать лекции, есть». Также ректор МГУ призвал вузы участвовать в поиске талантов. «Вы знаете, что первая школьная олимпиада состоялась здесь, в Ленинграде, в 1934 году, -- напомнил Садовничий. -- Так началось это олимпийское движение. И оно не прекращалось даже в блокаду. Советую министерству не принимать программы развития вузов, если в них нет раздела работы со школами -- с учителями и учениками». Конечно, все эти идеи упираются в желание учителей работать. В общем, логика всех выступлений так или иначе возвращала ораторов к материальной стороне реформы.

Г-н Фурсенко заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что министерство помнит об этом. «Как бы мы ни хотели, но нам приходится возвращаться к Марксу", -- отметил глава Минобрнауки. Сейчас, напомнил министр, зарплаты учителей не превышают 8--11 тыс. руб. С этого года вводится нормативно-подушевая оплата труда. Она позволит повысить зарплаты тем учителям, которые хорошо и много работают. "Учитель, -- отметил г-н Фурсенко, -- должен получать не меньше экономической средней зарплаты в конкретном регионе. Это поднимет престиж профессии».

Внедрить новую систему оплаты учительского труда Дмитрий Медведев поручил Министерству образования за три года. Однако существуют и проекты совсем иного рода. Одновременно с президентской инициативой в Госдуме собираются в третьем чтении обсуждать законопроект об отмене мер социальной поддержки сельским учителям. А они, как рассказал корреспонденту «Времени новостей» один из участников ассамблеи, работают в кошмарных условиях: «О каком престиже профессии идет речь, если в деревнях учителя вынуждены подрабатывать в тех же школах уборщицами и техничками?».

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург
vremya.ru

всего: 760 / сегодня: 1

Комментарии /2

21:5323-01-2010
 
 
Читатель
берегись учитель твой год настал!
был ты на коленях,
будешь на корточках,
а может совсем лечь придется!

19:5624-01-2010
 
 
клава
и вот ведь что интересно: к чему не повернётся власть, чтобы, значит, отрегулировать, подправить, реформировать, так такой отстой получается, что выть хочется! училки напряглись: гадают о том, какую пакость ещё обрушат на их голову? какие ещё бумаги заставят писать? у нас ведь все реформы бумагами оборачиваются.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире