В России находят в три раза меньше одаренных школьников, чем на Западе

В России находят в три раза меньше одаренных школьников, чем на Западе

В стране и миреВ мире
Ведущие ученые России обсудили программу поддержки одаренных детей. Они считают, что если вовремя сделать ставку на поиск талантов, то можно будет в будущем остановить «отток мозгов» на Запад.

В МГУ прошло заседание Совета по вопросам качества общего образования в РФ, целиком посвященное одаренным школьникам. Три часа ректоры ведущих вузов страны, ученые-теоретики и ученые-практики обсуждали новые варианты поиска и поддержки талантливых подростков, а также выращивания из них молодых ученых.

Члены Совета пришли к выводу о том, что проведение олимпиад и конференций поможет найти одаренных школьников, но не позволит поднять науку и экономику страны. Для этого, по их мнению, необходимы специальная государственная программа, финансовая поддержка и новая система взаимодействия школ с вузами.

Ректор МГУ Виктор Садовничий, открывая встречу, заявил, что «система поиска и поддержки талантливых детей — это построение будущего государства», после чего несколько раз, используя слайды, цитировал президента Медведева и премьера Путина. Садовничий пояснил, что «в поиске умников и умниц» ученым нужна политическая поддержка. Ее на заседании оказывали депутаты-единороссы Ирина Яровая и Григорий Балыхин. Первая говорила о талантливой молодежи как о пресловутом «кадровом резерве» и уповала на то, что благодаря проведению Году учителя в России «появится мода на ум, образованность, патриотичность». А бывший глава Рособразования Балыхин заметил, что школьным олимпиадам не помешает «своя вертикаль», чтобы «создать систему в поддержке молодых ученых».

«Умники и умницы» займутся ВВП

Виктор Садовничий заявил, что появляющиеся сейчас «характерные черты сословного общества», не влияют на количество одаренных детей в стране. В качестве примера он привел фразу Ломоносова: «Студент тот почтенный, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».

«Олимпиады проводились всегда, даже в блокадном Ленинграде. И участвовали в них молодые люди со всей страны. Так должно быть и впредь. Равный доступ должен быть обеспечен всем школьникам, где бы они ни учились»,— заявил Виктор Садовничий.

Интересную статистику привел ректор Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. Оказывается, по оценкам экспертов, к категории одаренных детей одного года рождения в развитых странах относится от 4 до 10% детей. А в России выявляется лишь 1–3% одаренных детей одного года рождения. Эксперты считают, что одаренные люди приносят в экономику стран 6–10% ВВП своими открытиями и достижениями.

Больше олимпиад — больше талантов

Виктор Садовничий напомнил, что в прошлом учебном году было проведено 120 школьных олимпиад (речь идет о тех олимпиадах, которые проводит Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), всероссийская многопредметная олимпиада в них не входит), в которых приняли участие 420 тысяч человек — половина всех выпускников российских школ. Такое массовое участие зафиксировано впервые с советских времен. Победителями олимпиад стали 21 тысяча учеников, которые получили льготы при поступлении в вузы.

В 2009–2010 учебном году РСОШ уменьшил число школьных олимпиад до 87. Совет олимпиад посчитал нужным укрупнить их: появились межуниверситетские олимпиады, олимпиады по укрупненным предметам.

Ректор МГУ считает, что за олимпиадами надо «лучше следить»: посылать в регионы выездные комиссии.

«Многие олимпиады проводятся, как это говорится на языке ученых, халтурно. Фиксировались случаи, когда победители региональных олимпиад сдавали ЕГЭ по математике на 40 баллов, что равняется „двойке“, потом каким-то образом поступали в вузы и сдавали там первую же контрольную на два-три балла»,— заявил Виктор Садовничий.

Школьники и микроскопы

Ученые в своих выступлениях подчеркивали, что школьные олимпиады — это только начало. Поиск талантливой молодежи должен идти и в студенческо-аспирантской среде.

Ректор Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского Роман Стронгин отметил, что современные дети будут интересоваться «не только телевизором, компьютерными играми, а сканирующим зондовым микроскопом», если «правильно развивать их способности и найти добротных наставников»

Директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко заявил, что наставниками для юных гениев могут стать «студенты старших курсов, аспиранты, ученые-математики, как это было в советские годы». «Раньше дети со школы могли прикоснуться к реальной большой науке, спорить с ведущими математиками, решать их задачи, а не просто отвечать на тесты и скучные задачки»,— добавил он.

По мнению Ященко, активность ученых, высказывания президента и премьера не связаны исключительно с Годом учителя.

«Те задачи, которые ставятся для того, чтобы Россия реально преобразилась через 10-15-20 лет, без потенциала одаренных ребят, не решишь. В середине девяностых раздавались определенные голоса, в том числе и в наш адрес: „Ребята, вы мол, конечно, ищете таланты, но они потом все уезжают на Запад“. Действительно, я учился в 91-й математической школе. Из моего класса уехала половина класса. Сейчас же страна может обеспечить адекватными условиями труда и зарплатой, зачастую большей, чем на Западе. Мы, математики, видим, что пошел возврат назад талантов, уехавших в 80-е и 90-е. Особенно заметны те, кто пошел в бизнес. В России всегда было работать лучше, но не было условий для существования. Поэтому нам нужна система. Пойти по пути Америки и скупить таланты со всего мира, мы не сможем, да нам этого и не надо: нам своих талантов хватает»,— объясняет ученый.

«Безусловно, одним мероприятием не создашь систему, не изменишь ситуацию. Это работа долговременная, создание системы. А вот что реально изменилось в этот год и в предыдущий: так это отношение общества. О одаренных детях стали говорить. Еще в конце 90-х никому и в голову не приходило говорить о поиске талантливых ребят. Тогда мы говорили о том, как сохранить образование, спасти науку. Мы уже создали систему олимпиад, в которых в прошлом году приняли участие полмиллиона ребят. В этом году мы эту количественную составляющую изменим качественно. У учителей, директоров школ, ученых есть идеи, как ее изменить к лучшему»,— заявил GZT.RU Виктор Садовничий.

Соревноваться с задачей

Математик Иван Ященко считает, что программа подготовки перспективных школьников должна стать «более целевой, системной, прямой и менее бюрократической».

«Работа с одаренными детьми — это комплексная среда, в которой есть дети, родители, энтузиасты. Невозможно по команде сверху создать в регионе школу по работе с одаренными детьми. Я знаю центры по математике. Они все созданы именно энтузиастами. И создавались и благодаря поддержке властей, и вопреки ей. И важно таких людей-энтузиастов искать и поддерживать. А они уже найдут самих детей. Поддерживать не тем, что заставлять писать разные заявки. Их легко найти. Надо спросить у самих школьников, студентов, молодых ученых: кому они обязаны своими успехами. Статистика покажет, кому нужна эта адресная система поддержки, о которой сейчас все говорят»,— заявил GZT.RU Иван Ященко.

Ященко говорит, что в его центре со школьников не берут деньги: «По всем направлениям успехи есть, только когда есть массовая работа и энтузиасты».

«Действительно нужны массовые олимпиады и конкурсы, чтобы найти юных гениев. Но на мой взгляд, эти конкурсы не должны быть соревновательными. Например на турнире Ломоносова, который придумал математик Константинов еще в 1978 году вообще нет дипломов, а есть грамоты „За успех“. Ребенок соревнуется не с соседом, а с задачей»,— уверен Иван Ященко.

«На Москву приходится 220 победителей олимпиад из тысячи, с одной стороны — это здорово. Но для России — это плохо. Московские ребята уже найдены, они никуда не денутся. Лучше бы было побольше олимпиад из далекой провинции: поддержка, поиск детей, летние школы»,— считает математик.

«Если с одаренными детьми и учителями в прямой контакт входят ведущие ученые, то это ключ к успеху. Так работала советская система математическая. И сейчас работает, но похуже. Но это реально единственная работающая система в масштабе страны: имеется сеть школ специальных, центров дополнительного образования, есть заочные олимпиады, дистанционные. Не хватает только поддержки учителей: как нормативной, так и финансовой. И все-таки мало школ специальных, куда кстати необходимо приглашать людей из университетов. Например, взять аспирантов. Почему бы им не просто давать грант в качестве поддержки, а давать грант на работу с одаренными детьми. Вот это и будет системой: когда поддерживают и аспирантов, и школу»,— говорит Иван Ященко.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Евгений Насыров
gzt.ru

всего: 789 / сегодня: 1

Комментарии /1

15:2502-02-2010
 
 
Читатель
у нас образование в упадке, одарённые везде есть, но тут они развития не получают, потому что учителя устали от своей неблагодарной работы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире