до юбилея
346 дней
 
Ведущие вузы России отказываются от заочного образования

Ведущие вузы России отказываются от заочного образования

В стране и миреВ мире
Ведущие университеты страны призывают отказываться от заочного обучения как «устаревшего наследия советской эпохи». При этом в 2009 году на «заочку» в сотни российских вузов пришло больше студентов, чем раньше. В Минобрнауки считают причиной повышенного спроса финансовый кризис.

В четверг, 11 февраля, ректор МГУ Виктор Садовничий поддержал посыл Петербургского госуниверситета (СПбГУ) и призвал российские вузы отказываться от заочного образования.

«Фундаментальную научную подготовку невозможно получить заочно ни в одной из областей знаний», — заявил Садовничий.

«Мы полностью поддерживаем такой подход. Московский университет давно отказался от заочной формы обучения. Физики должны научиться работать с приборами, проводить опыты, собирать установки, студенты полевых факультетов — на практике изучить строение земли, уметь отличать породы, измерять поля земли и т.п. Студенты, изучающие иностранные языки, должны общаться с носителями языка общаться в группе, получить навыки сурдоперевода и так далее, и так далее. Взамен мы в полной мере развиваем дистанционное образование», — объясняет Виктор Садовничий

Форма обучения из другой эпохи

Напомним, что в Санкт-Петербургском госуниверситете с нового учебного года не будут набирать студентов на заочную форму обучения.

«Заочная форма обучения — из другой социально-экономической эпохи и полностью не совпадает с сегодняшней концепцией Университета и качеством образования», — заявил проректор по приему в вуз Валерий Катькало 9 февраля 2010 года.

Взамен университет вводит новые современные формы обучения, в частности, дистанционное образование — уже с лета 2010 года.

В настоящее время в СПбГУ на различных специальностях заочно учатся в общей сложности более 2,8 тыс. человек. Все они смогут доучиться на заочном отделении. Эта образовательная услуга остается доступной и поступающим в магистратуру с дипломом о первом высшем.

Заочная учеба — антикризисное решение

В тот же день глава Рособразования Николай Булаев заявил, что остальным российским вузам пока рано отказываться от заочной формы обучения, потому что в период кризиса спрос на заочное образование только растет.

В Рособразовании GZT.RU не смогли уточнить, отказываются ли региональные вузы от заочной формы обучения. Оказалось, что «такая статистика не ведется». Известно лишь, что в 344 вузах, входящих в систему Рособразования, в текущем учебном году заочное обучение «пользовалось большим спросом, чем в прошлом году».

Для рабочих и крестьян

 

Заочное образование сформировалось в СССР к 30-м годам XX века. Постановлением СНК СССР «О высшем заочном обучении» (29 августа 1938) была определена номенклатура специальностей. Источник — БСЭ

«Отменять „заочку“ не надо: ведущие вузы и сами откажутся»

В Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ) изначально не было заочного образования, к 2009 году вуз свел на нет и вечернее отделение.

Проректор ГУ ВШЭ Григорий Канторович заявил GZT.RU, что согласен с коллегами из СПбГУ и МГУ: «Безусловно, никакого нормального (не говоря уж о фундаментальном) образования на „заочке“ не получишь».

«Можно обучать таким образом людей на переподготовке, в бизнес-образовании, есть разные программы дистанционного образования. „Заочка“ же — форма обучения несовременная, совершенно не отвечающая требованиям нового времени. Это наследие советской эпохи, когда для движения по карьерной лестнице или для получения должности нужно было получить диплом без отрыва от производства», — считает Григорий Канторович.

Он уверен, что, несмотря на это, «заочка будет существовать еще долго, Минобрнауки и региональные вузы не откажутся от нее». «Отменять ее нет смысла: ведущие вузы и так освободятся от нее за ненадобностью. Ни у нас, ни в МГУ, ни в Бауманке, ни в СПбГУ ее нет», — добавил он.

За свой счет

Канторович уверен, что правильно было бы прекратить госдотации на эту форму обучения для вузов. «Пусть платят сами студенты, для этого они и работают, кроме того, до сих пор многие предприятия отправляют своих сотрудников на учебу. Это не дело госбюджета», — говорит Григорий Канторович.

Этого же мнения придерживается профессор Российской экономической школы (РЭШ) Константин Сонин. В своем блоге он пишет, что «нужно упразднить любые госрасходы в этой области. А если есть кто-то, кто хочет сам платить за то, чтобы у кого-то заочно учиться, что здесь запрещать? Пусть учат, пусть учатся».

«На „заочке“ сельхозтехникума квалифицированных юристов не обучают»

Ранее министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял о необходимости сокращения числа юридических вузов и упразднения заочной формы подготовки юристов. Это, на его взгляд, позволит повысить качество подготовки специалистов.

«Сегодня в России более 700 тыс. студентов, которые получают дипломы юристов, но настоящих юристов из этого числа будет существенно меньше», — считает министр.

«Я не хочу никого обижать, но если 10–15% этих людей получают реальное достойное юридическое образование, то это может быть и не самый плохой результат», — подчеркнул Фурсенко.

По его словам, в этом направлении должны быть приняты в первую очередь меры по «сосредоточению подготовки юристов в классических университетах или специализированных юридических вузах».

«На сегодняшний день юристов не готовят только ленивые: бывшие сельскохозяйственные, транспортные техникумы и так далее. Я не хочу никого обидеть, но существует огромное количество филиалов и непрофильных вузов», — добавил он.

Но не все вузы, в том числе и юридические, спешат отказываться от заочного обучения.

«У нас "заочка" традиционно востребована»

Так, в Московской государственной юридической академии (МГЮА) им.О.Е. Кутафина закрывать заочное отделение пока не собираются.

«Эта форма обучения традиционно востребована, особенно среди желающих получить второе высшее образование. Только в 2009 году за вторым высшим на заочное отделение пришли более 400 человек. Кроме того, есть целый ряд категорий студентов, для которых „заочка“ — единственная возможность получить высшее образование: малообеспеченные иногородние студенты, военнослужащие и т.д.», — заявила GZT.RU проректор по учебной и воспитательной работе МГЮА Елена Грачева.

«Эта форма обучения нами постоянно модернизируется. Например, для студентов-заочников, проживающих в Московской области, но не имеющих возможности каждый вечер посещать занятия на вечернем отделении, мы создали „группы выходного дня“, занятия в которых планируются по субботам и воскресеньям. Мне кажется, что формы обучения должны постоянно развиваться, чтобы отвечать сегодняшним реалиям», — считает доктор юридических наук Елена Грачева.

В то же время Грачева считает решение Минобрнауки обоснованным: не все вузы надлежащим образом подходят к подготовке юристов.

«В нашем вузе не менее 60% преподавателей, имеющих ученую степень или звание. Еще один показатель — количество кафедр. К примеру, у нас в МГЮА 22 правовые кафедры, 110 докторов наук, свыше 250 кандидатов. Это свидетельствует о высоком уровне образования? А если в вузе две кафедры и ни одного доктора наук? Вывод напрашивается сам собой», — добавила Елена Грачева.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Евгений Насыров
gzt.ru

всего: 1766 / сегодня: 3

Комментарии /1

17:5229-06-2012
 
 
Читатель
Бред.
Законом установлено равенство всех форм обучения.
А если СПбГУ и МГУ не могут организовать обучение, оценки ставятся не заслуженно, дипломы выдаются формально, то причем здесь форма обучения.
Сегодня большинство вузов занимаются откровенной профанацией во всех формах.
И почему во всех высказываниях не прозвучало слово "работодатель", которое неоднократно упоминается в ФГОС -3.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире