Пасынки высшего образования

Пасынки высшего образования

В стране и миреВ мире
Отечественные вузы перестают набирать заочников

Руководство Санкт-Петербургского университета заявило о том, что с 2010 года вуз не будет принимать абитуриентов на заочное отделение, - такой формат не позволяет вузу качественно учить будущих профессионалов. В МГУ от "заочки" уже отказались все факультеты, кроме журфака. Но глава Рособразования Николай Булаев просит вузы подумать хорошенько: в кризисный период спрос на такой способ обучения повысился. О выгодах и проблемах заочного образования "Известиям" рассказал Константин Шолмов, заместитель начальника пресс-службы СПбГУ.

известия: Почему так трудно обеспечить качественное заочное образование?

Константин Шолмов: На самом деле "заочка" никогда не давала качественного образования. В советское время она позволяла молодым специалистам (особенно после техникума или ПТУ) получить "корочки", чтоб занять инженерскую должность. Ну, конечно, при этом они расширяли кругозор, получали дополнительные знания, но суть все равно была в том, что свою работу они познавали на практике, а "заочка" как бы "догоняла" их карьеру. Примерно то же касалось и повышения квалификации инженеров. Например, чтобы стать начальником производства, нужно было

отучиться на курсах повышения квалификации. В 90-е годы стало еще хуже. Потому что куча народу получила заочные дипломы, например, чтобы стать депутатами. Да и ученые степени так получали (и получают). Конечно, всегда были энтузиасты, тянущиеся к знаниям, которые реально учились. Но их, наверное, меньше 10%.

и: Так в чем основная проблема "заочки" - в отсутствии постоянного контакта с преподавателем, в недостатке практики, в невозможности адекватно оценить знания заочников?

Шолмов: Все упомянутое плюс недостаток времени, отсутствие интеллектуальной среды в провинции. Недоступность библиотек, лекций, профессиональной прессы. Почему отменяют именно сейчас? Наверное, дело в направлении развития системы высшего образования, которое определяет государство. Вузы первого эшелона рассматриваются фактически как госпредприятия. Перед ними стоят конкретные задачи - обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке знаний. Это требует активизации исследовательской работы и обновления научных кадров. Ни то ни другое "заочка" обеспечить не в состоянии. Заочники оказались чем-то вроде пасынков высшего образования.

и: А кто сейчас поступает на "заочку"?

Шолмов: В среднем заочники старше, чем "дневники". В основном это люди, самостоятельно зарабатывающие на жизнь, но с невысоким достатком. Семейных и провинциалов среди них тоже больше.

и: На каких факультетах СПбГУ еще осталось заочное отделение?

Шолмов: "Заочка" была до последнего времени на географическом, журналистики, историческом, прикладной математики - процессов управления, филологическом, философском, экономическом и социологии. То есть на 8 факультетах из 20.

и: Глава Рособразования уверяет, что спрос на заочное образование растет. Не ударит ли отказ от него по бюджету вуза?

Шолмов: Не ударит. На самом деле это как с долгосрочными инвестициями...

Полностью материал читайте на сайте "Известия-Неделя"

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 577 / сегодня: 1

Комментарии /7

16:0827-02-2010
 
 
Zerkog
"свою работу они познавали на практике, а "заочка" как бы "догоняла" их карьеру"- вот именно! вот именно! и это огромный плюс! никакой очник к моменту выпуска не годится и в подметки заочнику, много лет работающему по профессии, и обучающемуся по специальности.
попытка отмены заочки- тоже попытка угробить нашу систему образования, на равне с ЕГЭ.

17:5727-02-2010
 
 
Читатель
раздет народ на образованных и не образованных, богатых и бедных.
все к этому идут

18:3127-02-2010
 
 
Виталик
Zerkog
имхо наоборот ни один заочник "не годится в подметки" очнику, кт учился на совесть, а не покупал за взятки сессии. Речь идет, разумеется, о действительно достойных вузах с качественным образованием, как упомянутые в статье. И никто не запрещает на очном студенты начинать работу по специальности курса с 4го, большинство умных одаренных старшекурсников именно так и поступают, заканчивая универ с красным дипломом и опытом работы по специальности год-полтора

19:3327-02-2010
 
 
Zerkog
Виталик- дурак ты, Виталик...
очники- вчерашние школьники, ты всерьез говоришь о какой то добросовестности с их стороны?? большинство из них как раз занимаются убийством времени и тратой денег родителей, хотя не спорю, процентов 5 от общего числа- те кто хочет и может учится.
а заочники- как правило те кто осознанно пришел к мысли о повышении уровня специализации, и к учебе относятся серьезно, и с пониманием, пусть и не все...
на мой взгляд, доля добросовестных студентов среди заочников приближается к 60-70%.

19:3327-02-2010
 
 
Читатель
А как быть дальше птушникам и технарям ? Раз в начале жизни обучился по возможности родителей и теперь до конца жизни ходи с этим образованием ?

10:3702-03-2010
 
 
olga
Действительно ерунду придумали! Я вот сама сейчас на заочке учусь после технаря и работаю. Если бы на момент моего поступления заочку уже отменили бы, то я так и осталась бы без высшего образования...и я ни одна такая..нас такиз тысячи! А Zerkog правильно говорит: заочники- те кто осознанно пришел к мысли о повышении уровня специализации, и к учебе относятся серьезно!!!

23:2305-03-2010
 
 
Читатель
Вот я не видела как заочники покупали зачёты экзамены и дипломы сама делала и не раз мягко говоря

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире