до юбилея
344 дня
 
Новый стандарт качества

Новый стандарт качества

В стране и миреВ мире
Образовательные учреждения меняют менеджмент

Какие требования к образованию предъявляет инновационная экономика? Как поддержать вчерашнего выпускника вуза, лишнего на рынке труда? Почему быть высокопрофессиональным рабочим сегодня - престижно и выгодно? На эти и другие вопросы "Росийской газеты" ответил заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский.

Владимир Владимирович, давно говорят о том, что всеобщее высшее образование никому не нужно. Тем не менее абитуриенты по-прежнему берут вузы штурмом.

По статистике, примерно треть выпускников одиннадцатых классов все-таки идут в учреждения начального и среднего профессионального образования. Часть школьников уходит туда же после девятого класса. Поэтому говорить о том, что у нас стопроцентно все идут в вузы, уже не приходится.

Другое дело, что пока структура подготовки начального и среднего профессионального образования не удовлетворяет требованиям инновационной экономики. На современных предприятиях стоит такое оборудование, что даже для работы на станке не то что среднего специального, но и высшего образования может не хватить.

Начальное профобразование у нас, к сожалению, по своему качеству часто не дотягивает до требований работодателя. В определенной сфере на рабочую профессию скорее возьмут специалиста с классическим высшим образованием: пусть без нужных компетенций, но в целом - качественно лучшего. Чтобы изменить такой подход, надо, с одной стороны, повышать качество начального и среднего профобразования, с другой - говорить о том, что быть высокопрофессиональным рабочим - престижно и выгодно.

Что важно для абитуриента и его родителей? Социальный престиж профессии и уровень зарплаты в будущем. А между прочим, хороший сварщик сейчас реально получает в эквиваленте около 3 тысяч долларов. Но это, повторяю, хороший высококвалифицированный сварщик. А у нас большинство техникумов готовят такой контингент, которому больше 500 у.е. никто и не предложит.

Это понятно, но, кажется, сколько ни говори об этом, у самих абитуриентов все равно не складывается ощущения, что ПТУ - это престижно.

Уверен, эта проблема преодолима. Нужно давать правильный сигнал обществу. Например, в Германии сейчас ситуация с точностью до наоборот. Там людей в вузы буквально силком затягивают, а выпускник школы рассуждает: зачем мне лишние два или три года учиться и получать меньшую зарплату, когда я могу работать рабочим и получать очень приличные деньги. В обществе создается правильный и положительный образ профессии. А у нас как? У нас если успешный, богатый и счастливый, то обязательно банкир или юрист.

Вы говорили о требованиях инновационной экономики. А как бизнес сегодня участвует в разработке профстандартов образования?

Сегодня мы имеем примерно 70 уже утвержденных РСПП профстандартов. В разработке - еще примерно 150. Они покрывают основные сферы экономики. Первыми, кстати, откликнулся ресторанный бизнес - федерация отельеров и рестораторов подготовила свой профстандарт. Я с интересом прочитал. Там подробно описано, что должен уметь повар, кондитер и пр. Поэтому, когда сегодня говорят, мол, бизнес сам не знает, чего он хочет и какие специалисты нужны, - это неправда.

Молодые специалисты, выходя на рынок, еще несколько лет будут испытывать проблемы с трудоустройством. Какие меры поддержки выпускников есть сегодня?

Прежде всего мы довольно сильно в 2009/2010 учебном году увеличили прием в магистратуру - до 35 тысяч мест. В предыдущем году у нас было 20 тысяч мест. То есть более чем в 1,5 раза. На будущий год увеличили еще больше - до 43 тысяч мест. И что очень важно, теперь в законе "Об образовании" закреплена норма, по которой выпускник-специалист имеет право, успешно сдав вступительные экзамены, бесплатно учиться в магистратуре. Действие этой нормы заканчивалось в 2009 году, сейчас она продлена бессрочно.

Кстати, по итогам 2009 года среднее количество молодых специалистов, окончивших вуз и не нашедших работу, даже чуть-чуть снизилось по сравнению с докризисным годом. Было около 9 процентов, а сейчас чуть меньше - около 7 процентов.

Кто в "зоне риска"?

По-прежнему гуманитарные специальности, образование и педагогика, экономика. У нас переизбыток этих специалистов, причем не высшего качества! Я постоянно об этом говорю и очень хочу, чтобы абитуриенты меня услышали. Но прошлым летом при сдаче единого госэкзамена все равно больше половины ребят выбрали гуманитарные предметы. Отчасти потому, что их легче сдавать.

Неужели перспектива совсем не просматривается?

Конечно, у качественных гуманитариев перспектива есть всегда. Мы с вами в самом начале разговора задали рамку: качественное образование и качественные специалисты. Нет проблемы с трудоустройством у людей, которые закончили хороший экономический вуз, например. А у тех, кто получил псевдообразование, эти проблемы есть и будут. Мы, конечно, постепенно, год от года, перераспределяем бюджетные места: сокращаем их количество, например, на ту же экономику, прежде всего в непрофильных вузах, и отдаем эти места техническим специальностям. Но вузы на популярные специальности открывают внебюджетные места, и мы не можем запретить человеку пойти учиться на платной основе.

Совершенно понятно, что открыть обучение по экономике или юриспруденции гораздо проще - здесь не требуются лаборатории и дорогостоящее оборудование. Обучить "технаря" гораздо сложнее и, к тому же, накладно для вузовского бюджета.

Кроме того, более жестко будет работать Рособрнадзор в части проверки соблюдения требований: и по лицензированию, и по аккредитации. Несмотря на то что мы сейчас упрощаем правила, мы будем более пристально следить за их выполнением.

Какая сумма выделена на образование в 2010 году?

Из федерального бюджета выделено более 416 миллиардов рублей. Это больше, чем в 2009 году, несмотря на все разговоры о сокращении образовательного бюджета. Есть факты. В 2008 году было около 330 миллиардов рублей, в 2009 году - 388 миллиардов и вот теперь - 416. Бюджет растет. Другое дело, что мы должны не только этому радоваться, но и научиться эффективно расходовать выделенные средства.

К примеру, финансировать вуз не просто по факту его существования, а в зависимости от качества его выпускников.

В Государственную Думу правительством внесен пакет законопроектов, который существенным образом меняет статус бюджетного учреждения. С 2011 года вместо смет будут выделяться субсидии. Как это отразится на вузах?

Думаю, это значительно изменит экономику образования. Ректоры смогут более свободно распределять полученные средства внутри вуза. С одной стороны, мы впрямую переходим к нормативно-подушевому финансированию, с другой - хотим распределять контрольные цифры приема на конкурсной основе. Поэтому очень важно создать в системе высшего и среднего профобразования конкурентную сферу, причем как между учреждениями в государственном секторе, так и в негосударственном.

О чем речь? Уже подготовлены законопроекты, которые позволят негосударственным вузам получать доступ к государственным деньгам. Это очень важно. Надо "встряхнуть" госсектор, дать ему понять, что есть реальные конкуренты и среди коммерческих вузов. Более того, в негосударственной сфере работают корпоративные университеты или учебные центры разных предприятий. Они, как правило, предлагают дополнительное профессиональное образование или начальное и среднее профобразование. Среди них есть такие, что на голову выше некоторых вузов, потому что там реальные серьезные программы. И мы должны допускать их к участию в конкурсе. Важно, чтобы человек, пришедший в учебное заведение, получил качественную образовательную услугу. На это мы и выделяем государственные деньги.

А чем плоха была сметная система финансирования?

Смета - это распределение расходов по статьям. Формально вуз, конечно, может перераспределить эти средства с одной статьи на другую. Допустим, я как ректор добился экономии по статье "коммунальные услуги". И ставлю в известность учредителя, что сэкономленные средства пойдут на оборудование, компьютеры, приборы и пр. Вроде все здорово. Но вот только в следующий раз мне уже на коммуналку дадут меньше. Получается, что мне невыгодно показывать экономию. Иногда это доходит до абсурда. Смысл же субсидии в том, что она рассчитывается на основании нормативов. Учитывается количество преподавателей на одного студента, необходимость в оплате коммунальных платежей, содержание основных фондов... Но это единая сумма, без разбивки на статьи расходов. Ректор сам решает, направить ли средства на надбавки к зарплате или на развитие материально-технической базы.

А не появляется ли в таком случае некая опасность "проедания" средств?

Направления расходования средств согласовываются Ученым советом вуза. Поэтому я так не думаю. Это повысит самостоятельность вузов в финансовом плане.

Вдогонку к разговору о переводе университетов в автономные учреждения?

Да. Кстати, уже четыре российских вуза состоялись как АУ. Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге, Государственная академия повышения квалификации и переподготовки специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) и два федеральных университета - Сибирский и Южный. Мы внесли в Правительство документы еще по пяти новым федеральным университетам.

Каковы критерии для присвоения вузу статуса автономного учреждения?

Один из основных - доля в доходах вуза так называемой "внебюджетки". Этот показатель должен составлять не менее 40 процентов.

Вы говорили о хороших корпоративных университетах крупных предприятий. На своей базе они работают продуктивно. А в обычные вузы бизнес сегодня с охотой идет?

Идет, но чуть медленнее, чем нам хотелось бы. Нам необходимо изменение менеджмента в высшем профессиональном образовании. Руководители вузов должны научиться говорить на одном языке с бизнесом. Я имею в виду прежде всего прозрачность финансовых потоков и информационную открытость. Потому что мы знаем, что для крупных корпораций это норма, закон: любое крупное акционерное общество обязано публиковать отчеты. Важно понять, что деньги от бизнеса пойдут к вам тогда, когда тот человек, который вкладывает, будет четко понимать, как эти деньги будут потрачены и какой будет результат. Бизнес по своей природе рационален. И если мы будем пытаться его призывать только благими намерениями - это не разговор. Нужно говорить на равных, на понятном бизнесу языке.

Досье

Миклушевский Владимир Владимирович.

Заместитель министра образования и науки.

Родился 15 сентября 1967 года в Свердловске.

В 1990 г. с отличием окончил Московский институт стали и сплавов по специальности "инженер-металлург".

В 2002-2003 годах прошел профессиональную переподготовку по программе "Директор по экономике и финансам" в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

В 1990-1993 гг. обучался в аспирантуре МИСиС.

В 1993 г. поступил на работу в МИСиС на кафедру редких металлов и порошковой металлургии, где прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой.

В 1998 г. назначен начальником планово-экономического управления МИСиС.

В 2004 г. назначен проректором по экономике и финансам, а в апреле 2007 г. - первым проректором Московского института стали и сплавов.

С сентября 2007 года - директор Департамента прогнозирования и организации бюджетного процесса Минобрнауки России.

1 сентября 2008 года распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации назначен заместителем министра образования и науки Российской Федерации.

Доктор технических наук. Женат, имеет сына.

ДОСЛОВНО

Дмитрий Медведев, Президент РФ:

- Сегодня благодаря когорте ярких и прогрессивных педагогов складываются и современные традиции: традиции обучения, традиции воспитания. Задача государства заключается в одном - повышать престиж учительского труда. Это сложная задача, но мы ею занимаемся, и дальше будем заниматься.

Факт

В рамках президентской инициативы выпускники педвузов, которые захотят в 2010-2011 годах работать в регионах, получат гранты от минобрнауки. Министерство выделит тысячу грантов по 500 тыс. рублей для отличников и хорошистов и 2,5 тыс. грантов по 250 тыс. рублей для остальных выпускников

Кстати

Средний преподаватель в России имеет высшее образование - 85% российских учителей окончили вуз, 12% педагогов получили среднее специальное образование, и только 3% учителей имеют незаконченное высшее образование

Справка

Средний российский учитель - женщина 43 лет. 93% педагогов в отечественных школах - женщины. На одного ученика в России приходится девять учителей - это один из самых низких показателей в Европе. Средняя зарплата школьного учителя - 12 000 рублей в месяц.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Мария Агранович
РГ

всего: 700 / сегодня: 1

Комментарии /1

15:1605-03-2010
 
 
Мрак
Если везде реально будут вводить СМК, то будет здорово. Но, скорее всего, это, как обычно, слова.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире