Абитуриенты педвузов должны проходить собеседование

Абитуриенты педвузов должны проходить собеседование

В стране и миреВ мире
При переходе на новый стандарт подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» меняются правила приема абитуриентов в педвузы. Если в качестве вступительных испытаний устанавливается три предмета, то их перечень должен быть общим для всех будущих учителей. О том, как это отразится на их подготовке, в интервью РИА Новости говорит первый проректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) Алмаз Галимов.

- Алмаз Мирзанурович, что, на ваш взгляд, изменится в педвузах в связи с унификацией перечня вступительных экзаменов?

- Общий список экзаменов облегчит абитуриентам жизнь. Если вуз устанавливает три экзамена, среди них должны быть русский язык, обязательный при поступлении на все направления и специальности, обществознание, которое Минобрнауки объявило профильным для направления «Педагогическое образование», и математика или иностранный язык по выбору вуза.
Выбор обществознания в качестве профильного экзамена вполне объясним. В 2009 году ЕГЭ по этому предмету был одним из самых популярных. На экономический факультет нашего университета, где требовались результаты ЕГЭ по обществознанию, было подано более тысячи заявлений, конкурс составил 53 человека на место. А на факультеты, где требовались ЕГЭ по химии или физике, мы набрали необходимое число студентов с трудом.

Но введение новых правил приема может поставить педвузы в сложное положение. Так, если будущий учитель истории сдает те же вступительные экзамены, что и будущий учитель биологии, мы даже не сможем определить, насколько знает абитуриент те предметы, которые он в будущем собирается преподавать детям.

- Но ведь в приложении к правилам приема сказано, что если вуз установит четыре экзамена, он может заменить математику или иностранный язык на любой другой предмет в соответствии с выбранным профилем подготовки.

- Да, может, но, на мой взгляд, в ближайшие годы педагогические вузы на это не пойдут. В условиях демографического спада нам приходится бороться за абитуриентов, которые, естественно, предпочитают поступать в вузы по результатам трех экзаменов, а не четырех. Если педуниверситет установил четыре экзамена, а, скажем, классический или технический университет – три, несложно догадаться, куда пойдут абитуриенты. Также стоить учесть, что в Татарстане три педагогических вуза, между ними тоже существует определенная конкуренция. Вряд ли наши соседи установят четыре вступительных испытания.

Конечно, добавление четвертого экзамена позволило бы набрать мотивированную молодежь, но такой, скорей всего, не хватит, чтобы заполнить места на первом курсе. Ситуация не изменится, пока абитуриентов не станет больше.

- Как же педвузы будут готовить квалифицированных учителей?

- Честно говоря, у нас и сейчас возникают трудности: растет число студентов, не готовых к учебе в вузе. Преподавателям приходится перестраивать учебные курсы, корректировать программы, чтобы выпускать профессионалов с определенным набором знаний и навыков.

- С чем связан низкий уровень подготовки абитуриентов? Фальсифицированные результаты ЕГЭ?

- Как ни странно, нет. В сентябре 2009 мы по инициативе Министерства образования и науки Республики Татарстан провели тестирование первокурсников по русскому языку, математике, физике, химии и биологии в формате ЕГЭ. Результаты примерно соответствовали баллам ЕГЭ, а в некоторых случаях были и выше. Проблема гораздо глубже: по результатам ЕГЭ поступают абитуриенты, которые по своему призванию не соответствуют выбранной специальности. После перехода на набор по результатам ЕГЭ у нас возросло количество отчислений не только по результатам первой сессии, но и во время первого семестра. Абитуриенты, поступив в педвуз неосознанно и отучившись какое-то время, понимают: педагогическая деятельность – не их призвание, и отчисляются.

- Как же привлекать абитуриентов, призвание которых – учить детей, и отбирать из них лучших?

- Нужно изменить принципы отбора в педвузы. Было бы хорошо ввести не дополнительный экзамен в формате ЕГЭ, а собеседование, которое позволило бы выявить у поступающих склонности к педагогической деятельности. Наши выпускники работают не у станка, а с детьми, и необходим дифференцированный подход к оценке их профессионального потенциала.

- Как будет происходить набор в ваш университет 2010 году? Отразится ли на нем сокращение числа вузов и специальностей, куда абитуриенты могут подавать документы?

- В 2010 году прием на обучение в нашем вузе организуется в соответствии с тем же перечнем вступительных испытаний, что и в 2009 году.

 

Думаем, сокращение количества вузов, куда можно подавать документы, на наш набор особенно не повлияет. В республике всего несколько ведущих вузов, куда идут абитуриенты с определенным уровнем знаний. Например, большинство абитуриентов гуманитарных специальностей еще до перехода к ЕГЭ подавали документы и к нам, и в Казанский государственный университет.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Анна Козлова
rian.ru

всего: 1721 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире