Дефицитный бюджет может помешать продлению программы утилизации

Дефицитный бюджет может помешать продлению программы утилизации

В стране и миреВ стране
Программа по утилизации в этом году подходит к концу.

Средств хватит лишь до середины мая, говорят в Минпромторге. Это успех. Однако дальнейшая судьба программы зависит от количества бюджетных средств. А оживление на российском рынке наступит и так, по не зависящим от правительства причинам.

Идея о запуске этой программы была правильной и своевременной. Ее влияние на авторынок в России оказалось положительным. Мы помним, что в разгар кризиса объем авторынка сократился, фактически, на 50%, хотя в разных сегментах ситуация, конечно, различалась. Скажем так: продажи машин Mercedes-Benz не сильно сократились. Субсидия в размере 50 000 руб. тоже вполне адекватна: если говорить о покупке пресловутых «Жигулей», то новая машина ( в зависимости от модели) стоит чуть более 200 000 руб. То есть, субсидия может составить около 25% от полной стоимости машины. При этом человеку гораздо выгоднее сдать старые «Жигули» в утиль, потому что, чтобы продать за те же деньги этот автохлам, нужно очень постараться. Так что государство сделало достаточно щедрый подарок гражданам, это факт.

Еще одна причина успеха программы в том, что в перечень машин, реализуемых с субсидией, вошли не только 17 моделей «АвтоВАЗа», машины УАЗа, ГАЗа, «ИжАвто» и «ТагАЗа» с Sollers, но и Nissan, Volkswagen. Всего 66 моделей. То есть программа по утилизации была более-менее справедливой, а не направленной однозначно на поддержку «АвтоВАЗа». Не хочешь ВАЗ, покупай Toyota!

Но теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Государству покупка новых машин с субсидией стоит 10–11 млрд руб. Это деньги из бюджета, а бюджет у нас в этом году дефицитный даже несмотря на высокую цену на нефть. И сейчас уже Минфин прогнозирует возможность дальнейших заимствований на внешнем рынке. Так что будет правительство продлевать программу или нет, зависит от количества бюджетных средств в госказне. В любом случае, продлевать программу по утилизации нужно с оглядкой, например, в сокращенном варианте.

Но если программа будет сокращена за счет списка «иномарок» отечественного производства, это будет жуткая несправедливость. Допускаю, что продукция «АвтоВАЗа» – самая дешевая. Но в представленном сейчас списке немало авто по цене, близкой к той, по которой продаются «Калины» и «Приоры». Если вообще не продлевать программу, то определенный стимул к замене старых машин на новые будет утерян. Программой по утилизации предусмотрено обновление автопарка на 200 000 машин, а это амбициозные планы, учитывая, что тот же «АвтоВАЗ» производит около 500 000 машин в год.

В то же время что-то принципиально изменить государственная инвестиция в 10 млрд рублей вряд ли сможет. Разве что оживит слегка рынок, но, в любом случае, не поставит его с ног на голову, не тот объем. Так что с точки зрения рынка и автопроизводителей – да, программу нужно продлевать; а вот с точки зрения бюджета и Минфина – не нужно. Как и кем будет выработан компромиссный вариант, сейчас трудно предугадать. Заранее известно лишь одно: нынешнее оживление продаж из-за программы «АвтоВАЗ» не спасет, рано или поздно его все равно придется закрыть.

Тем не менее, жизнь после завершения программы утилизации существует. Во-первых, из-за продления срока действия непомерно высоких пошлин на иномарки продолжится ориентация потребителей на машины отечественного производства. Во-вторых, авторынок будет все равно постепенно возвращаться на прежний уровень – по общеэкономическим причинам. Все-таки тренд на восстановление становится очевидным, хотя экономика и медленно отходит от шока.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 584 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире