В России продолжаются попытки вернуть подростков к чтению, между тем, к 15 годам современный школьник почти полностью утрачивает интерес к книге.
Между тем, исследователи отмечают: если к 12 годам ребенок не стал читателем, он уже не станет им никогда. То есть пробелы в детском чтении не восполняются. Под читателем в данном смысле понимается ребенок, читающий для себя, в свободное время, в свое удовольствие, а не из обязательства.
Как передает корреспондент «Нового Региона», последние исследования показывают: 10-летние школьники после окончания начальной школы демонстрируют хорошие результаты в чтении. К 15 годам этот результаты резко ухудшаются. Это связано, в том числе, с уменьшением часов внеклассного чтения. «Мы теряем ребенка как читателя в этом возрастном промежутке – от 10 до 15 лет, когда он обучается в средней школе», – говорят библиотекари.
Отметим, что по международным стандартам, ребенок должен читать добровольно, минимум, 11 страниц в день. Исследователи полагают, что в школах сегодня не хватает методологов чтения.
«В школах нет серьезной работы с учебными текстами. Учителя сами не знают, как работать с текстом. В итоге умные дети сами ищут свои приемы, остальные забрасывают это занятие. У нас в школах не формируется читательская компетентность, уходит досуговое чтение. Отменены серьезные итоговые сочинения по курсу литературы, сокращается число часов, отведенных на уроки литературы. Осталось только литературоведение. Безусловно, свою роль играет насыщение компьютером. Но западный опыт показывает – молодежь можно вернуть в библиотеки. Там начинается обратный процесс – молодые все чаще читают книги в библиотеках, здесь же общаются. А библиотеки работают до 22 часов, а во время сессии – до 24 часов», – говорит президент Русской ассоциации Чтения и Московского отделения международной ассоциации чтения Наталья Сметанникова.
Исследователи приводят пример США, где в 2002 году был реализован проект «Дорога в школу», согласно которому по пути от дома до школы ребенок должен встречать библиотеку или хотя бы книжный магазин. При этом исключаются магазины по продаже сигарет и спиртного. В Англии и Швеции чтение попытались связать со спортом – тренеры советовали детям почитать те или иные книги, а потом обсуждали прочитанное вместе с ними. Также в Великобритании действовала программа «Распространители книг», созданная по принципу продажи наркотиков – только в этом случае мальчикам, как наименее читающим, предлагались книги, журналы, комиксы.
Замечено, что подростков реально вовлечь в чтение, только если это становится модным. Тогда процесс способен захватить массы, как это было, например, с книгами о приключениях Гарри Потера, которыми зачитывались школьники в свое время.
По мнению книголюбов и специалистов библиотечного дела, чтобы увлечь ребенка чтением, необходимо в его сознании связать чтение с успешностью в дальнейшей жизни: только читающий может стать успешным, с высоким качеством жизни человеком. При этом чтение профессиональной литературы не в счет. «Библиотеки и школы не могут в одиночку внушить ребенку такую связь. К тому же в социальной жизни действуют обратные установки, в которых успешность не связывается с чтением», – говорит Сметанникова.
Для того, чтобы привлечь ребенка к чтению, по словам Сметанниковой, нужно предоставлять ему свободный выбор книги, поощрять, проводить связь с успешностью. Важно совмещение – например, наряду со сложной книгой предлагать ребенку более легкую книгу такого же автора, или на подобную тему. А главное – это совместное занятие с книгой. То есть он должен обсуждать прочитанное с взрослым, сверстниками, учителем. Для этого нужно создавать своеобразные клубы чтения. Эксперты делятся результатами наблюдений – ребенок, который не любит читать, просто не встретил в своей жизни «умного взрослого». Последним может быть библиотекарь, хороший учитель, родитель или наставник. Причем, учитель в меньшей степени, подчеркивают в ассоциации чтения.
Комментарии /17
удовольствие от прочтения гарантированно))))))))
Интересно, на Западе книги тоже такие дорогие?
04:14 заказывайте книги в интернет магазинах, выходит в 2 раза дешевле!=)
доставка в магазин, либо курьером на дом,очень удобно!)
когда чтение разнообразно, и сталкиваешся с изложением разных мыслей, зачастую противоречивых- очень хорошо способствует собственному мышлению и формированию своей точки зрения, пожалуй, как ничто другое...
ну а насчет уничтожения компов/телефонов/телевидения- бред, читают не потому что больше заняться нчем, но потому, что это интересно.
хыыы..."у меня более развито комплексное восприятие (графика+звук)"- это первая сигнальная система, хорошо развита у всех животных и людей.
"текстовое восприятие"- это вторая сигнальная, наравне с речью, доступна на более высоких уровнях развития организма, нежели неразумные звери =)
пока еще не сталкивался с ситуцией, когда мыслям "места не хватает", свои и чужие мысли вполне могут плодотворно сосуществовать, а если не слушать чужих мыслей, то на основании чего развивать свои? только на фактах? далеко ли человек уйдет только на фактах? даже говорить не научится, для этого нужно общество и чужие мысли.
ладно, дискуссию щас опять разведем на очевидном месте.
насчет телевидения я и не высказывался особо, но для людей с некоторыми особенностями восприятия фильмы несоизмеримо круче чтения. причина опять-таки элементарна - чтение выигрывает при сравнении по "параметру А", а фильмы выигрывают при сравнении по "параметру Б", соответственно ты все норовишь использовать в сравнении "параметр А", а любители фильмов - "параметр Б". правильный ответ такой - "для тебя лучше чтение, а для любителей фильмов лучше фильмы... и никаких дискуссий/холивара не имеет смысл проводить на эту тему". то есть главный принцип в том что "люди не одинаковы".
у меня нет желания разъяснять про "факты и нехватку места", так как слишком уж эта тема длинна, е
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: