Российские вузы набирают студентов в лучших традициях «Гербалайфа»

Российские вузы набирают студентов в лучших традициях «Гербалайфа»

В стране и миреВ мире
Кризис и демографические проблемы заставляют российские вузы охотиться за абитуриентами в соцсетях и проводить кампании в лучших традициях сетевого маркетинга. Но даже это не спасет многочисленные коммерческие институты, находящиеся на грани закрытия.

Приемная кампания 2010 года будет отличаться от предыдущих, уверены эксперты. Привычные дни открытых дверей остаются в прошлом для многих вузов, как в столице, так и в других крупных городах.

Набор абитуриентов— вопрос жизни и смерти

Новые формы привлечения абитуриентов активнее всего применяют негосударственные вузы. И это неудивительно, считает директор по развитию Begin Group (компания проводит выставки по образованию и исследования рынка в этой области) Михаил Каптюг. Если ранее коммерческим вузам доставалось до половины абитуриентов, то теперь не более трети.

«Многие негосударственные вузы находятся на грани рентабельности и закрытия. А уже через полгода до 50% разного рода академий и институтов могут просто закрыться. Поэтому для них набор абитуриентов любыми, самыми экзотическими способами— вопрос жизни и смерти»,— заявил GZT.RU Михаил Каптюг. А крупнейшие негосударственные вузы уже сейчас присматриваются к возможности принять к себе студентов из закрываемых вузов.

Статистика

 

В результате спада рождаемости в 1990-е, по прогнозам Минобрнауки, к 2015 году в российских вузах останется около 4,5 млн студентов (против примерно 7,5 млн в 2009–2010 учебном году). Стартовавшая 20 июня приемная кампания этого года пока эти прогнозы подтверждает. ЕГЭ в 2010 году сдавали 878 тыс. школьников. Это почти на 100 тыс. меньше, чем в прошлом. Какая часть из них пойдет учиться дальше— пока не ясно. По данным проректора по учебной работе ГУ ВШЭ Григория Канторовича, российские вузы, установившие для своих абитуриентов высокий проходной балл по ЕГЭ, из-за демографического спада будут вынуждены принимать молодых людей с заведомо более низкими результатами. А его коллега – директор Института развития образования Ирина Абанкина считает, что не меньше 20% вузов вовсе не смогут набрать студентов даже на бюджетные места.

В Begin Group объясняют: чем больше вуз, тем медленнее он меняется. Например, если МГУ в целом остается консервативным, то отдельные факультеты вынуждены проявлять находчивость для набора нужного количества студентов-платников. С недобором на платное отделение в этом году столкнулся юридический факультет МГУ. Убедить потенциальных студентов поступить на факультет, где годовая стоимость обучения составляет 288 тыс. рублей, не так просто, если на соседней станции метро находится старый, хорошо зарекомендовавший себя юрфак МГИМО, а в нескольких станциях юридическая академия им. Кутафина (МГЮА). Именно поэтому, руководство факультета привлекло специалистов по маркетингу, которые «обрабатывали» мечущихся в поиске «своего» вуза, абитуриентов.

«ВКонтакте» с приемной комиссией

Лучшая площадка для обработки— сайт «ВКонтакте»,— убежден Михаил Каптюг. В наиболее раскрученных сообществах общаются десятки и сотни тысяч выпускников школ. Причем львиная доля посетителей — школьники из регионов. Причем, удобнее всего вести работу с аудиторией не через именные вузовские сообщества вроде «МГУ-2010», а через такие группы, как «ВСЕ О ЕГЭ» или даже «ЕГЭ? Спасибо нет!». В этой социальной сети таких сообществ десятки. Сайты Livejournal.com, «Одноклассники» и Twitter пользуются меньшей популярностью у школьников, а, следовательно, и у маркетологов.

«Если в 2008 году вузовские администраторы называли раскрутку вуза через соцсети чепухой и глупостями, то сейчас очевидный факт, что раз школьники „сидят в Контакте“, то там и должна прописаться приемная комиссия, пиар-отдел и вузовская справочная»,— объясняет Михаил Каптюг.

«ВКонтакте» уже прописались Новосибирский, Южный федеральный, Южно-уральский университеты, из столичных вузов— Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), столичная Финансово-промышленная академия (МФПА) и такой вуз как Институт туризма и гостеприимства.

На зависть «Гербалайфу»

Вузы, находящиеся в демографической яме, идут и на другие ухищрения. Многие столичные вузы (например, Московская финансово-юридическая академия или та же МФПА) организуют бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ.

«Казалось бы, сам вуз ничего с этого не имеет, а школьникам от этого только польза. Но на деле это работает так, что школьник, который полгода ходит на эти занятия, так привыкает к стенам, аудиториям и преподавателям этой академии, что не видит смысла иди в другое место. Этот маркетинговый ход— своеобразное ноу-хау в тот момент, когда все вокруг делают деньги на натаскивании школьников к ЕГЭ»,— объясняет Михаил Каптюг.

Еще дальше пошел столичный Институт государственного администрирования. Не так давно вуз распространял объявление «Приведи 10 друзей и обучайся бесплатно». "Это маркетинг в лучших традициях Гербалайфа", считает Михаил Каптюг. У Московской международной высшей школы бизнеса (Мирбис) менее агрессивный маркетинг. Студенты— участники акции «Приведи друга» получают скидку всего в 10% от стоимости обучения.

А вот Первый профессиональный университет, заклеивший всю Москву рекламой своего «Дня знаний» с участием таких деятелей шоу-бизнеса, как Дима Билан и Ксения Собчак, отличился своими рекламными проспектами: абитуриентов заманивают лаконичным: «отсрочка от армии, диплом гособразца, дискотека».

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Евгений Насыров
gzt.ru

всего: 701 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире