Почему мы платим за то, что положено нам бесплатно?

Почему мы платим за то, что положено нам бесплатно?

В стране и миреКультура
На днях Росстат опубликовал результаты обследования, в ходе которого выяснялись цели сбережений россиян.

Перечень получился довольно скромный: лечение, покупка недвижимости, расходы на образование, сбережения на ремонт жилья, отдых и т.п. Отдельный пункт — сбережения на старость и на чёрный день. Наконец, последней строчкой — «помощь родным и близким».

Две логики трудовых сбережений

Запнулся на первой же строке: сбережения с целью лечения. В силу далеко не юного возраста легко вспомнил, как ходил на приём к врачу. Скажем, к стоматологу. Когда приходилось сидеть в очереди (а такое, несмотря на предварительную запись, бывало), вспоминал порой весь известный мне пантеон святых. Но не было заботы: а вдруг не хватит денег?! Социалистическое государство обеспечивало охрану здоровья бесплатно. Сегодня же из всех сбережений самым затратным россияне считают лечение. На него предназначается почти 30% сбережений.

Не меньше покоробило наличие такой цели сбережений, как образование (включая образование детей). В канун лета опрошенные предназначали для этой цели 15,3% сбережений. Сперва подумалось: речь идёт о расходах на приобретение школьной одежды к новому учебному году, на путёвки в оздоровительные школьные лагеря и т.п. Но сразу вспомнил, что лагерь стал редкостью, скоро капиталистическая власть ликвидирует его как явление (за 15 лет «нового порядка» было закрыто 55% детских загородных лагерей).

Смущала также соседняя цифра. Зимой респонденты тоже предназначали на образование 14% своих сбережений. Я вспомнил расходы, связанные с давней заочной учёбой в университете. Железнодорожный плацкартный билет до областного центра на зимнюю экзаменационную сессию — 12 рублей в оба конца. Плюс расходы на питание и жильё. Но если сессия сдавалась успешно (хотя бы на «тройки»), то и проезд, и место в общежитии оплачивались полностью. Да ещё сохранялась зарплата.

Впрочем, о том, что представляет собой нынешнее образование, тоже знаю не понаслышке. Буржуазный закон освободил работодателя от оплаты за учёбу работников. Расходы работодателей на образование, по данным Росстата, составляют 0,1% общих затрат, связанных с оплатой труда. Это в 50 раз меньше, чем даже в 1995 году. Но это не самое кардинальное изменение.

Нынче 55% студентов принимаются на дневные отделения на платной основе. Аппетиты в разных вузах разные, но если взять «по кругу», то надо выложить не менее трети средней зарплаты ежемесячно. Напомню: она, если верить Росстату, сегодня перевалила за 20 тысяч рублей, но у половины работающих начисленная номинальная (но не реальная!) зарплата не превышает 11 тысяч рублей.

Вот она, принципиальная разница в том, какие господствуют отношения собственности и кто владеет средствами производства — Советская власть или буржуй-толстосум.

Достаю с полки статистический справочник «Народное хозяйство РСФСР» за 1988 год (за 1989 и 1990 годы ельцинская «демократическая» власть уже не считала нужным издавать статистические ежегодники). В нём результаты аналогичного статистического обследования 23-летней давности. Пересчитал цифры так, чтобы они были сопоставимы с нынешними. Ясно, что расходам ни на лечение, ни на образование в структуре сбережений 1987 года места не было. Но и другие строчки наполнены принципиальным социальным смыслом.

Такая частная жизнь

Сегодня второй по размерам сбережений целью стала покупка недвижимости — на неё предназначается четвёртая часть откладываемых россиянами средств. Похожая статья расходов была и в советскую пору. Госкомстат РСФСР относил их к «предполагаемым крупным расходам». Как показало обследование 1987 года, такие расходы были целью около 20% сбережений. Сюда входили покупка, строительство или ремонт домов и дач, приобретение мебели, автомобилей, одежды. В общих сбережениях доля средств, предназначавшихся на «недвижимость», не превышала 10%.

Объяснение простое. В том году за счёт государственных капитальных вложений было построено и бесплатно передано трудящимся 1 миллион 56 тысяч квартир. 43% из них были трёх- и четырёхкомнатные и 36% — двухкомнатные. Что касается жилья, построенного за счёт средств жилищно-строительных кооперативов, то есть на деньги трудящихся, то в РСФСР на него приходилось 92 тысячи квартир. Это 8,7% от масштабов жилья, возведённого государством и бесплатно переданного рабочим и служащим.

В прошлом году была построена 701 тысяча квартир — почти на треть меньше, чем в 1987 году. Но переданы владельцам бесплатно лишь 34 тысячи квартир — 4,85% введённого в строй жилья. Его получили ветераны Великой Отечественной, молодые семьи и редкие счастливчики-очередники. Зато вдвое больше жилья пустует: нет платёжеспособных покупателей.

А вот и сбережения на отдых. В 1987 году гражданами России на него предназначалось 12,8% сбережений, а в 2010 году почти в полтора раза больше — 18%. Может, отдых теперь стал более массовым? Ничуть. По сообщениям социологов, нынче планировало отдохнуть в санаториях, домах отдыха и туристических поездках вдвое меньше, чем два года назад. Да и чему удивляться: кризис!

Вот кризису и надо удивляться: в советской социалистической экономике такого явления не было. Что? На рубеже 70—80-х годов ХХ века был застой? Даже если это лукавое определение принять за чистую монету, то надо заметить, что тот застой не привёл даже к малейшему снижению количественных и качественных показателей отдыха трудящихся. Миллионов трудящихся, а не тысяч «владельцев заводов, газет, пароходов».

Чтобы не быть голословными, обратимся к данным Росстата. На рубеже 90-х годов в санаториях, санаториях-профилакториях, пансионатах и санаторно-курортных организациях насчитывалось 2 миллиона 144 тысячи коек. Их осталось 1 миллион 230 тысяч. Сокращение составило 43%! Не лучше ситуация с домами и базами отдыха. Вместо былых 583,6 тысячи мест сейчас принимают отдыхающих только 334,6 тысячи.

Потери опять-таки 43%. Но это означает, что 21,5 миллиона человек лишены возможности отдохнуть в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха России. Кто-то возразит: теперь граждане РФ ездят отдыхать за границу. Ездят. И даже по нескольку раз в год. В основном те 1,52% россиян, которые, по данным ВЦИОМ, владеют 50% национального богатства России. А остальные…

Перед началом сезона отпусков Росстат провёл опрос, намерены ли россияне пользоваться услугами фирм по организации отдыха. 34,7% опрошенных сообщили, что они «не испытывают потребностей», подразумевая, что всё равно придётся довольствоваться дачным участком. 60% прямо заявляют, что у них на отдых нет средств. И только 5,7% выразили готовность воспользоваться подобными услугами. Но и у них зарубежные турпоездки занимают совсем не первое место.

Надругательство над укладом народного бытия

А теперь обратимся к наиболее ресурсоёмким прежде целям народных сбережений. Выясняется, что в 12 раз сократилась доля сбережений, предназначенных для поддержки детей и родственников. А как не сократиться, если существенно ухудшилось материальное положение большинства трудящихся. Но, кроме этого, сказалась сознательно навязанная атомизация общества.

Современные идеологи «нового порядка» ничего нового не изобрели, а повторяют то, что буржуазные мыслители предложили 250—300 лет назад. Но из старых идей ими выбирается самая звериная: человек человеку — волк. В результате изнанка буржуазного жизнеустройства проявляет себя на каждом шагу. И характер целей сбережений наших сограждан — тому убедительный пример.

А вот одна из главных целей сбережений в любое время. Четверть века назад государственная статистика её определяла так: «сбережения на поддержание сложившегося жизненного уровня после ухода на пенсию». Эта формулировка даёт чёткое понимание логики поведения людей. В 1987 году средняя заработная плата в народном хозяйстве РСФСР составляла 235,3 рубля, а средняя пенсия — 89,1 рубля. Иначе говоря, государство обеспечивало ветеранам поддержку сложившегося до пенсии жизненного уровня как минимум на 38%.

Не забудем, что каждый четвёртый из них получал пенсию в размере 120 и более рублей. Это более половины средней зарплаты. Значит, идеальный вариант — иметь сбережения, которые компенсировали бы около половины прежней заработной платы (не забудем, что с выходом на пенсию у ветерана сокращаются затраты на удовлетворение некоторых потребностей, обязательных для работающего человека).

Надо признать, что в жизни положение было скромнее. Хотя стоит иметь в виду, что средняя пенсия советской поры равнялась, при пересчёте на нынешние цены, двум современным прожиточным минимумам. А нынче даже зарплата 30% наёмных работников не превышает этой планки.

В государственной статистике 2010 года цель самых понятных сбережений определена несколько иначе, чем четверть века назад: «сбережения на старость, на чёрный день». Такое объединение ежа с ужом, конечно же, лукаво. В статистике 1987 года имелась отдельная строка — «непредвиденные расходы на другие цели». На неё приходилось 37,4% всех сбережений, что втрое больше, чем «на старость». Эти расходы предназначались не только на «чёрный день», но и на светлый — на свадьбы, юбилеи, рождение детей и внуков и т.п. Сегодня такой статьи в сбережениях просто нет.

А если согласиться, что у человека реальный выход на пенсию — непременно «чёрный день», то сбережения на старость сегодня составляют около 11% всей их суммы. Это меньше, чем четверть века назад, хотя потребность в средствах на эту цель явно выше. Вот официальные данные Росстата. Средняя пенсия в РФ сейчас составляет 21% средней заработной платы. В советскую пору это соотношение было почти вдвое привлекательнее. Я уж не говорю о 25% «привилегированных» пенсионеров, получавших более 120 рублей. Сегодня тоже есть категория привилегированных.

В «Российском статистическом ежегоднике» она определена так: «государственные служащие, получающие пенсии по старости (или инвалидности) и за выслугу лет». Размер такой пенсии в 1,73 раза превышает среднюю пенсию (7842,2 рубля и 4546,3 рубля соответственно). Но нынче привилегированные государственные платежи (пенсия в переводе с латинского — платёж) получают 0,1% ветеранов. Один из тысячи!

Нет, не случайно статистика изменила содержание целей, во имя которых делаются сбережения. При сегодняшнем соотношении зарплаты и пенсии выход «на заслуженный отдых» иначе, как «чёрным днём» не назовёшь. Поэтому именовать сбережения на старость «поддержанием привычного жизненного уровня после выхода на пенсию» было бы чрезвычайным святотатством.

За каждым изменением и слов, и денежных пропорций стоит принципиальное изменение жизнеустройства общества. Два полярных мира отражаются не только в политических декларациях, но и в бытовой повседневности. Казалось бы, как далеки от политики цели, ради которых гражданин делает сбережения. Но стоит приглядеться и вдуматься, как обнаруживается, что политика снова настигла нас.

В 90-е годы Россию силком загнали в мир звериных буржуазных правил. Их цену мы познали «своим горбом и всей спиною». Значит, пришла пора менять волчьи правила, нормы и ценности общественного жизнеустройства на человеческие. Фундамент гуманистических основ жизни ясно определен в Программе КПРФ: труд, народовластие, социализм.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1186 / сегодня: 1

Комментарии /2

20:4831-08-2010
 
Читатель
не вкурил! или не того покурил! Между темой и писаниной - пропость!

22:2331-08-2010
 
Читатель
При чем тут буржуазные правила? Почему-то в таких капиталистических странах как Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и т.д. образование практически бесплатное, пенсионеры имеют возможность путешествовать в свое удовольствие, да и со здравоохранением все в порядке. А у нас не капитализм, у нас феодализм.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире