Реформа страхования может привести к поднятию стоимости ОСАГО

Реформа страхования может привести к поднятию стоимости ОСАГО

В стране и миреНаука и техника
Расхожая «страшилка» о том, что страховщики зачастую недоплачивают своим клиентам за разбитые автомобили, неожиданно получила реальное подтверждение.

И если раньше жаркие споры разгорались вокруг каких-то конкретных случаев, то теперь можно говорить о системе. Точки над i расставила новая методика оценки износа автодеталей: как только с 1 сентября она стала применяться, страховые выплаты моментально выросли. Причем по отдельным узлам в 2 – 3 раза. Тем не менее эксперты полагают, что поле для двоякого толкования закона (читай – мошенничества) осталось обширное. К тому же параллельно страховщики готовят «ответный удар» – повышение стоимости полисов.

До вступления в силу единой методики оценки владелец «Мерседеса» 1996 года выпуска после аварии (в которой он был невиновен) мог разве что взгрустнуть и подумать о покупке нового авто. Потому что износ его машины за 14 лет, согласно бумагам, приближался к тотальному.

Однако подобный экземпляр попался в руки оценщикам уже после 1 сентября, когда заработала «госметодика». В итоге износ по пластиковым деталям оказался всего 40%, по кузову – 70%, а подушки и ремни безопасности вообще были признаны новыми. Теперь хозяин «Мерседеса», скорее всего, получит от страховой компании 120 тыс. рублей – именно столько составляет максимальный лимит выплат по ОСАГО.

Этот показательный пример приводит Алексей Дружинин, руководитель расчетного центра компании «ЛАТ» (занимающейся всесторонней помощью автомобилистам).

Впрочем, стоит отметить, что документ о единой методике вышел без необходимых приложений. До сих пор остается неясным, какие именно детали следует считать «напрямую влияющими на безопасность». Про подушки и ремни все ясно: они износу не подлежат. Но ведь потенциально аварийную ситуацию на дороге могут создать и неработающие тормоза, и негорящие фары...

Вообще-то есть приложение к Правилам дорожного движения, которое так и называется «Перечень неисправностей автомобилей... при которых запрещается их эксплуатация». И, согласно этому списку, «неизносимыми» деталями можно считать и гидроусилитель руля, и «дворники», и глушитель, и бензобак, и даже многочисленные резиновые уплотнители. Все это частенько страдает при ДТП, и законодательно закрепленный «нулевой износ» может привести к росту выплат, а значит, и тарифов. Каково будет на этот счет решение Минтранса РФ, пока неизвестно.

Еще одна проблема – отсутствие таблиц нормативной стоимости запчастей и «нормо-часов» работы автосервисов. Не секрет ведь, что на рынке полно дешевых подделок и просто некондиционных деталей, на которые сможет ориентироваться недобросовестный оценщик. Эксперты считают, что таблицы эти должны различаться для разных регионов, и при этом их надо регулярно пересматривать. Что ж, это вполне логично: на Дальнем Востоке дешевле японские детали, на Северо-Западе – немецкие.

Таким образом, если Минтранс РФ все-таки издаст дополнительные нормативные акты, которые (будем надеяться) не оставят простора для злоупотреблений, то расчет износа вполне может считаться справедливым. Хотя некоторые страховщики все равно беспокоятся, что ситуация может спровоцировать появление нового вида мошенников. Тех, которые будут покупать дряхлые «Жигули», специально подставляться под ДТП, а потом получать выплаты, превышающие стоимость колымаги. Впрочем, нельзя забывать, что в законе об ОСАГО четко говорится, что сумма выплат не может превышать рыночной стоимости автомобиля.

Уточнений от Минтранса ждут не только оценщики, но и сами страховщики – хотя бы для того, чтобы понять, насколько следует поднимать тарифы. По прогнозам Российского союза автостраховщиков (РСА), реформа грозит увеличением стоимости полиса ОСАГО на 23%. С тем, что повышение произойдет, согласны практически все эксперты рынка. Действительно, базовая цена не менялась с 2003 года. А с тех пор инфляция сделала свое дело, и стоимость запчастей на рынке выросла. Упомянутого лимита в 120 тыс. рублей на нормальный ремонт практически никогда не хватает, а чтобы его увеличить, надо поднять и тариф.

Ситуацией озаботилось Министерство финансов РФ, которое намерено разработать законопроект, согласно которому лимит выплат по страхованию имущества поднимется до 200 тыс. рублей, а по страхованию жизни и здоровья – со 160 до 500 тыс. рублей. Впрочем, нельзя забывать, что совсем недавно президент РФ Дмитрий Медведев предложил установить «цену человеческой жизни» на уровне 2 млн рублей. А значит, и предложения Минфина могут быть соответствующим образом скорректированы.

Нельзя забывать и то, что Россия в настоящее время занимает последнее место среди стран – участниц страхового клуба «Зеленая карта» по размеру выплат за ущерб, причиненный здоровью. И хотя медицинские услуги «по жизненным показаниям» у нас юридически считаются бесплатными, поставить человека на ноги после тяжелой аварии можно только за большие деньги. Так что нам есть куда стремиться: в том же Евросоюзе цена жизни и здоровья человека исчисляется миллионами евро.

Рост выплат приведет к новому росту тарифов на полисы. Российские страховые компании оценивают его в 30 – 40%. Нетрудно посчитать: в общей сумме (с «методическим» подорожанием в 23%) тарифы имеют все шансы вырасти почти на 70%. Одновременно с этим РСА предлагает ввести повышающие коэффициенты для старых автомобилей, чтобы «омолодить парк». Ну и в качестве некоторого утешения – систему скидок и надбавок в зависимости от безаварийности вождения.

«Автомобилистам-ветеранам» остается лишь надеяться, что Федеральная антимонопольная служба и другие ответственные ведомства помогут умерить аппетиты РСА и не допустят резкого скачка тарифов. Но справедливости ради отметим, что в Финляндии цена годового полиса «Зеленая карта» составляет в среднем около 500 евро, и это при уровне аварийности в ЕС, в разы более низком, чем в РФ.

Еще одним новшеством можно считать поправки к закону об ОСАГО, подготовленные группой депутатов Госдумы, призванные ограничить возможности мошенничества. В частности, они позволят РСА ввести квоты на выпуск бланков для полисов и ограничивать их выдачу компаниям, замеченным в нарушении «правил игры», дабы исключить появление «левых» полисов. Теоретически эти инициативы призваны полностью избавить Россию от теневого рынка оборотом около 1,2 млрд рублей.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 575 / сегодня: 1

Комментарии /1

19:2420-09-2010
 
 
Читатель
Почему-то в Этой стране такая новость уже не вызывает ни каких эмоций

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире