Устроителям этого рейса пришлось испрашивать разрешение у стран, через которые он пройдёт. Ведь беспилотные автомобили должны впервые в мире преодолеть континент без вмешательства человека, двигаясь в трафике по самым обычным дорогам и улицам в городах. А учитывая трассу, можно сказать, что это предприятие станет настоящим приключением итальянцев в России.
26 июля вереница автомобилей, среди которых четыре машины-робота, покинули родную Парму, чтобы пройти беспрецедентный для автономных транспортных средств путь – 13 тысяч километров до Шанхая. Грандиозный пробег и необычные машины — детище VisLab — дочерней компании и также лаборатории машинного зрения и интеллектуальных систем университета Пармы (Universitá degli Studi di Parma).
Отчаянные путешественники готовы пройти несколько стран, но львиная доля маршрута проложена по России. В частности, 17-19 августа экспедиция посетила Москву, причём роботы испытали свой интеллект в столичном трафике. 22 августа итальянцы проехали через Нижний Новгород, 1 сентября за окнами фургончиков показалась Казань, 10 сентября — Екатеринбург, а 21-го гостей должен встретить Новосибирск. Прибытие же каравана в Шанхай намечено на 28 октября.
Проект VisLab Intercontinental Autonomous Challenge приурочен к всемирной выставке в Шанхае, проходящей под девизом "Better City, Better Life" ("Лучший город, лучшая жизнь"). В её европейском павильоне проект провёл дополнительную презентацию. Авторы автономных машин мечтают, что однажды такие роботы станут распространёнными и в городах, и на загородных трассах. Но при этом итальянские умельцы считают, что до такого светлого будущего пройдёт ещё лет 20 экспериментов, подобных нынешнему.
Проект VisLab Intercontinental Autonomous Challenge приурочен к всемирной выставке в Шанхае (Expo 2010 Shanghai), проходящей под девизом "Better City, Better Life" ("Лучший город, лучшая жизнь"). В её европейском павильоне проект провёл дополнительную презентацию.
Авторы автономных машин мечтают, что однажды такие роботы станут распространёнными и в городах, и на загородных трассах. Но при этом итальянские умельцы считают, что до такого светлого будущего пройдёт ещё лет 20 экспериментов, подобных нынешнему.
Этот "Трансконтинентальный вызов автономных машин" (VisLab Intercontinental Autonomous Challenge), также называемый "Приключением на великом шёлковом пути" (VisLab's adventure on the Silk road), призван стать жёстким тестом для системы автономного вождения, развиваемой в VisLab уже много лет.
В частности, университетские специалисты принимали самое непосредственное участие в постройке американских грузовиков-роботов Oshkosh TerraMax, которые боролись за победу в трёх состязаниях беспилотных машин DARPA Grand Challenges (2004, 2005 и 2007 годов), и помогали той же самой команде колдовать над десятиколёсным военным грузовиком PLS, успешно испытанном в 2006-м.
Новые итальянские роботы построены на базе микроавтобусов. Интересно, что от обычных машин они отличаются не только автономным управлением, но и чистой электротягой.
Кстати, на крыше транспортных средств нашлось место солнечным батареям, так что энергию для питания критически важного оборудования фургончики будут брать от солнца, а остальное поставят электрические розетки по ходу вояжа. Если розеток не окажется – к услугам экспедиции дизель-генераторы на машинах сопровождения.
Каждый автомобиль-робот из Италии оснащён четырьмя лазерными сканерами спереди, двумя парами стереокамер, смотрящими вперёд и назад, плюс ещё тремя камерами, охватывающими 180-градусный сектор обзора в передней "полусфере", системой спутниковой навигации и, конечно, набором компьютеров и программ, позволяющих машине принимать решения в тех или иных ситуациях.
Исходные микроавтобусы (модель Porter Electric) предоставила университету компания Piaggio Veicoli Commerciali. Фургончик проезжает на одной зарядке 100 километров и способен разогнаться до 60 км/ч.
Интересно, что система робототехнического управления, вращающая руль и жмущая на педали газа и тормоза, как и компьютерные "мозги" машины, оснащена собственной, полностью отделённой от электромобиля системой питания. Это сделано для пущей надёжности и безопасности.
Хотя технически все четыре робота совершенно идентичны, они должны двигаться парами, в каждой из которых две машины будут играть разную роль. Первый автомобиль должен двигаться самостоятельно большую часть пути.
Задача: проверка систем зондирования обстановки, выбора траектории движения и сбор статистических данных обо всём путешествии. Вмешательство человека тут задумано ограниченным — команда задает роботу общий маршрут иберет на себя управление в критических ситуациях.
Вторая машина в паре — ведомая. Она автоматически следует маршруту, прокладываемому первым роботом. За исключением нештатных ситуаций вмешательство человека тут не понадобится вовсе.
Так или иначе, но и в роботе-лидере, и в роботе-ведомом всегда будут находиться люди. Они не должны ни к чему прикасаться, пока поездка идёт по плану, но всегда смогут отключить компьютер-пилот и взять управление на себя, в случае если произойдёт какой-то сбой.
Взаимодействие лидера и ведомого должно строиться по двум сценариям с автоматическим переходом между ними. В случае если ведущий робот находится в пределах видимости, ведомый просто смотрит на него своими глазами-камерами и следует за ним. Однако собственные его сенсоры всё равно остаются настороже, дабы машина могла уточнять своё положение на дороге, избегала столкновений с препятствиями любого плана, а также определяла свою скорость.
Если же лидер пропадает из поля зрения, вторая машина переключается на движение по грубым GPS-координатам трассы, передаваемым роботом-лидером в эфир. Но аналогично собственные системы распознавания обстановки продолжат работу для уточнения траектории "по ситуации".
Компанию автономным микроавтобусам составили четыре автокемпера и три среднетоннажных грузовика, необходимых для организации быта команды в пути, а также для ремонта автомобилей-роботов, если таковой потребуется. Кроме того, команду сопровождают машины телевизионщиков.
Нужно отметить, что в каждый момент времени в автономном режиме будет двигаться только одна "слётанная пара" микроавтобусов-роботов, а вторая исполнит роль запасной и сможет "отдыхать" в режиме самых обычных машин. Но пары будут регулярно меняться, так что в целом грандиозное испытание пройдут четыре автомобиля.
Итальянцы отмечают, что экспедиции придётся столкнуться с множеством проблем: разные дороги и разные погодные условия, разная инфраструктура и даже нарушения правил со стороны других участников дорожного движения... Хорошо, что оранжевые микроавтобусы с камерами и лазерами заметны издали. В рекламном ролике ниже фигурирует другой беспилотный автомобиль от VisLab — куда более неприметный снаружи BRAiVE.
На значительную часть намеченного маршрута нет электронных карт, и уточнять путь придётся на месте. А ещё лидер проекта и глава VisLab Альберто Броджи (Alberto Broggi) ожидает, что роботам могут просто попасться "безумные пешеходы", переходящие улицы и дороги в неположенном месте и буквально кидающиеся под колёса.
Но в этом и состоит вся прелесть замысла: создатели оранжевых фургончиков намерены показать, что машины-роботы уже способны действовать в реальных условиях, а не только на огороженных полигонах.
В ходе экспедиции роботы перевезут из Пармы в Шанхай символическое количество груза. Тем самым инженеры и учёные намерены доказать, что в принципе товары вполне можно переправлять на столь большие расстояния на борту беспилотных транспортных средств.
От редакции: проследить маршрут движения колонны можно здесь. О времени прибытия и месте дислокации в Новокузнецке команда отчитывается здесь.
Также autorambler.ru сообщает:
Цель проекта - демонстрация преимуществ экологически чистого транспорта.
Во время пробега роботизированные («беспилотные») автомобили будут использовать решения корпорации IBM (NYSE: IBM) категории Human-Centric (ориентированные на задания, выполняемые людьми) для сбора данных о загрязняющих примесях углекислого газа в воздухе по всему маршруту, проходящему через Италию, Словению, Хорватию, Сербию, Венгрию, Украину, Россию, Казахстан и Китай. Собранные данные будут использованы для анализа влияния CO2 на здоровье людей и состояние окружающей среды в этих странах.
Во время автопробега решения IBM Human Centric Solutions призваны иллюстрировать потенциальные возможности смартфонов по сбору данных. Автомобили VIAC оснащаются специально спроектированными смартфонами для мониторинга уровней углекислого газа. Эти смартфоны будут передавать в Web через Twitter (@greenhaviour) потоки данных реального времени на всем протяжении маршрута.
«Визуализация данных позволит нам быстро определить, как уровни загрязнения атмосферы меняется по регионам. Мы будем использовать аналитические инструменты IBM для выявления тенденций, таких, например, как связь между определенными заболеваниями и качеством воздуха», — пояснил Эд Джеллард (Ed Jellard), консультант из лаборатории IBM Hursley Development Lab.
«Стратегия состоит в подключении устройств к Интернету и связывании их с интеллектуальными системами и сервисами. Это позволит нам предоставить миллионам людей возможность обмениваться информацией через устройства, которые у них уже имеются, помогая принимать оперативные и информированные решения, — отметил Никола Палмирини (Nicola Palmarini) из центра IBM Human Centric Solutions Centre. — Мы можем интегрировать вычислительные возможности в объекты, которые включают автомобили, устройства, железные дороги и сети энергоснабжения, или в природные системы, такие как сельское хозяйство и водные пути. Эта инициатива будет демонстрировать преимущества, которые можно получать от использования сети датчиков, встроенных в устройства подобно смартфонам, которые широко используются».
Технология, примененная в этом проекте, разработана IBM при аппаратной поддержке компании SenSaris для Bluetooth-датчиков CO2. Технология основана на ПО IBM Message Broker, программном сервере приложений WebSphere Application Server и Tivoli Storage Manager, выполняемых на мобильной операционной платформе Android 2.1.
Проект завершается 20 октября 2010 года прибытием участников автопробега на выставку 2010 World Expo в Шанхае. В дальнейшем IBM планирует использовать полученные результаты проекта с целью развития решения для других применений.
По материалам IBM
Комментарии /39
Next live demo of the vehicles is scheduled for September 24 in Novokuzneck. Information about place and time will be provided as soon as available.
www.0s.com/viewtopic.php?p=1836156#1836156
Россия родина не токо слонов но и кибернетики
состоится 24 сентября 2010 г. в Кузнецкой Крепости (ул. Водопадная, 19а), в Экспозиционном Зале обер-офицерского дома.
Начало в 14:00.
я тебя люблю, мы так хотели,
робот, робот, робот,
я тебя включу и полетели,
робот, робот,
в твоем сердце электронные метали,
полетели, полетели, полетели, полетели.
неужели разобрали на сувениры ?
обошли вокруг церкви все, возле 19 дома тоже нету
где они ?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: