Программа для детсада – как ЕГЭ для дошколят

Программа для детсада – как ЕГЭ для дошколят

В стране и миреВ мире
В Москве проходит Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

На трехдневную встречу, организованную ЮНЕСКО, Российской Федерацией и мэрией Москвы, приехали 65 министров образования со всего мира, представители гражданского общества и даже некоторые главы государств и правительств. Цель – обсудить, как сделать дошкольное воспитание и образование доступным для всех.

 

Ведь в Конвенции о правах ребенка записано: каждый ребенок, достигший трехлетнего возраста, имеет право посещать детский сад. Иначе, по справедливому убеждению Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, неизбежен рост социальной напряженности. Дошкольное образование необходимо и для выравнивания стартовых возможностей всех будущих школьников.

 

Проблема неравенства в получении образования давно является одной из главных для Западной Европы. Они, по меньшей мере, лет пять активно обсуждают ее на международных «образовательных» конференциях.

Проблема еще более угрожающа для Африки, где лишь 15 процентов детей имеют доступ к дошкольному образованию, и для Азии. Даже в прежде советских странах Центральной Азии только 28 процентов детей могут ходить в детский сад.

На конференции ощущается, что Россия в этом отношении является своеобразным эталоном для западных людей. Детские сады, возникшие на заре советской власти, для них – пример равенства и справедливости. Они не слишком задумываются о различии между равенством и выравниванием всех под одну гребенку (единым строем, под одну песню, колонной по двое, шагом – марш!).Тогда детские сады возникали не только для правильного идеологического воспитания будущих октябрят-пионеров-комсомольцев (культ коллективного воспитания), но и для того, чтобы разгрузить трудящихся женщин. Впрочем, эта цель еще более актуальна сегодня.

 В стране миллион очередников

Между тем, проблем с дошкольным образованием в сегодняшней России множество. Детских садов строится все больше и больше, но очередь в них по стране – миллион человек (а по Москве – 22 тысячи). По словам министра образования Андрея Фурсенко, сегодня их посещают 5,3 миллиона человек. Обеспеченность – примерно 65%. Не хватает детских садов для ребят самого младшего возраста – от 1 до 3-х лет.

Министр считает, что решение этого вопроса – не только в строительстве детских садов. Одно из главных направлений – создание новых форм. В Пермском крае – это семейные детские сады, позволившие ликвидировать очередь. То же самое происходит в Тюменской области.

А вообще президент Дмитрий Медведев ставит задачу в течение двух-трех лет приблизиться к 100% охвата дошкольным образованием для ребят, которые идут в школу, чтобы обеспечить равенство стартовых условий.

Москва от младенчества до школы

В Москве 97% детей 5-6 лет и 67% малышей от полутора до 4-х лет охвачены дошкольным образованием. Те 22 тысячи очередников – это в основном родители совсем маленьких детей. Впрочем, по словам руководителя департамента образования Москвы Ольги Ларионовой, до конца года будут сданы еще 47 детских садов. Это, правда, решит проблему только 3-4-х тысяч человек. Как и в стране в целом, наибольшую проблему представляют ясельные группы, с полутора лет.

Чтобы хоть как-то решить проблему, для маленьких детей в столице стали развивать особые формы дошкольного образования. Например, Центры игровой поддержки.

Кроме того, в детских садах стали возникать группы кратковременного пребывания, куда можно отдать ребенка на несколько часов. Или – семейные детские сады, в которых работают многодетные мамы, желающие брать под крыло и чужих детей. Это ноу-хау Москвы с 2007 года.

Обычно многодетная мама воспитывает детей, но у нее даже трудовой книжки никогда не было. А семейный детсад – это такой мини-филиальчик большого детского сада. Мама получает зарплату. Она может приводить своих воспитанников на все праздники в большой детский сад, пользоваться бассейном, ЛФК. В Москве 396 таких филиальчиков. Там находятся 1300 детей (все равно, что построить 60 новых садов). Многие мамы стали задумываться над получением высшего педагогического или психолого-педагогического образования в дистантной форме.

Или: несколько лет назад возникла идея готовить дошкольников к 1-му классу прямо в школе. Идея спорная (это может навсегда отвратить ребенка от учебы). Задумано так: старшие группы государственного детского сада переезжают в школу (если там есть специальные туалеты, игровые комнаты, кровати). Такие группы существуют, например, в 40 школах Центрального округа. Таким образом, появляется возможность освободить пространство для 3-4-летних детей в детских садах. Ведь таких детей в школу переводить категорически нельзя.
А, кроме того, существуют частные детские сады.

 

В идеале нужно было бы узаконить и домашние детские группы, которые в реальности существуют: какая-то женщина проводит день с детьми, занимается, кормит, гуляет с ними. Главное, чтобы такие группы (при выводе из тени) не задушили налогами.

Нельзя ориентироваться на середняка

По мнению главного редактора газеты «Дошкольное образование», психолога Марины Аромштам, наши российские проблемы делятся на две части.

Первая – социальная, связанная с острой нехваткой мест, с зашкаливающим уровнем коррупции при «поступлении» в детский сад. Это деньги, соизмеримые с вузовскими взятками при поступлении. Причем берут не только деньгами. «Чтобы ее детей взяли в детсад, моя знакомая пошла туда работать воспитателем. За 5 тысяч зарплаты. И теперь уйти оттуда не может. Ей говорят: как только ты уволишься, мы твоих детей вышвырнем», – рассказала Марина Аромштам.

Вторая проблема – идеологическая. Сейчас снова предпринята попытка унификации дошкольного образования. Приказом Минобра от 23 ноября 2009 года утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Они призваны стандартизировать все виды дошкольного образования. Такой единый стандарт для дошколят.

По мнению Марины Аромштам, это чрезвычайно вредная вещь. Ведь наоборот: чем младше ребенок, тем более индивидуализированным (а не унифицированным) должен быть подход. Этот же документ определил, что программа должна быть выстроена так, а не иначе. Это автоматически означает, что все альтернативные педагогические системы, типа вальдорфской или системы Монтессори, туда просто не вписываются. Ведь их программы написаны по-другому.

По мнению Марины Аромштам, это – вполне продуманная политика, исходящая из посыла, что нужно как можно жестче управлять процессом. Все, что сделано по единой мерке, легче контролировать.

По мнению экспертов, хотя это, конечно, не ЕГЭ для дошколят, но, безусловно – нечто анти-детское. Получается, что мы возвращаемся к тому, что было на заре Советской власти: причесываем всех под одну гребенку. Причем ориентируемся на середняка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Наталья Иванова-Гладильщикова
rian.ru

всего: 1339 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире