Демидова: профильное изучение физики в школах РФ недостаточно развито

Демидова: профильное изучение физики в школах РФ недостаточно развито

В стране и миреВ мире
Почему выпускники школ сдают ЕГЭ по точным наукам хуже, чем по гуманитарным, в интервью РИА Новости рассуждает председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике Марина Демидова.

- Марина Юрьевна, в основе рейтинга вузов, подготовленного ГУ-ВШЭ, - средний балл ЕГЭ. Но известно, что сдать физику на высокий балл гораздо труднее, чем, допустим, обществознание или иностранный язык. Насколько оправданно в таком случае сведение разных предметов в один рейтинг?

- Не оправданно, потому что результаты ЕГЭ по физике и математике, действительно, сильно отличаются от результатов ЕГЭ по другим предметам. В любой физико-математической школе вам скажут: 75-78 баллов на ЕГЭ по физике – это очень хороший результат. А в школах, где упор делается, к примеру, на иностранные языки, те же 70 баллов по английскому языку – недостаточно высокий показатель, там все ориентированы на 90 баллов. Так, в этом году 85 баллов по английскому языку соответствовали 12 ошибкам, допущенным выпускниками в тесте. А 85 баллов по физике – это всего 3 ошибки, то есть 3 балла, которых не хватило до получения максимально возможного результата. Этот фактор необходимо учитывать.

- А почему вообще так тяжело дается школьникам физика? Бытует представление, что подготовка к ЕГЭ по физике требует сверхъестественных усилий...

- Нет, сверхъестественных усилий не требуется, нужно просто больше времени на подготовку.

Проблема в том, что все экзамены по выбору ориентированы на профильный уровень подготовки. Если старшеклассник изучает физику на профильном уровне, то на этот предмет в учебном плане школы должно отводиться не менее 5 часов в неделю. Но по всей стране этому требованию соответствуют лишь около 5% классов. Во всех остальных предусмотрено лишь 2 часа в неделю.

Результаты ЕГЭ по физике показывают: в школах явный недостаток классов с профильным изучением физики и математики. В вузах, кстати, это понимают и готовы к тому, что будут доучивать со студентами школьную программу. Но это же неправильно.

Еще 20 лет назад во всех школах физики было 4-5 уроков в неделю. Наверное, не нужно всех заставлять изучать предмет на таком уровне. Но те, кто собирается поступать в технические вузы, должны научиться решать задачи и подготовиться к получению высшего образования.

Но тем не менее путаница возникает даже в умах родителей. Они думают, если ребенок изучает физику 2 часа в неделю и у него «4» или «5» в аттестате, то, значит, и ЕГЭ он сдаст на высокий балл. А то, что в соседней школе на ту же физику выделяют по 5 часов в неделю, в расчет не принимается. Надо открыто говорить об этом с родителями и детьми, объясняя разницу в содержании учебных программ.

- Один из выводов авторов ЕГЭ-рейтинга – слабые позиции инженерных вузов: многие из них попали в так называемую «красную зону» рейтинга, куда в этом году брали абитуриентов со средним баллом 40-50 - троечников. «На выходе» едва ли можно получить из них сильных специалистов.

- Я согласна с тем, что более слабые абитуриенты сегодня идут в технические, а не в гуманитарные вузы. Самые «светлые головы» действительно выбирают экономику, информационную безопасность и международные отношения - это подтверждает и рейтинг популярных направлений подготовки, и количество школьников, выбирающих те или иные экзамены по выбору. Обществознание у нас, к примеру, пишут около полумиллиона человек. Ровно столько же в сумме дают физика, химия и биология. Безусловно, это можно считать показателем сложившихся в обществе образовательных приоритетов.

Но это вовсе не свидетельствует о том, что технические вузы у нас слабые. Просто они вынуждены работать с тем контингентом, который к ним приходит.

Я бы не стала на основе информации о среднем балле ЕГЭ делать выводы о том, где учат хорошо, а где плохо. Хотя, конечно, последние 20 лет не могли не сказаться на нашем высшем образовании – старели кадры, не было финансовых вливаний, не оснащались лаборатории. Московским вузам было тяжело, а регионам пришлось еще сложнее.

- Можно ли в таком случае рассчитывать на изменение ситуации – на рост популярности тех же инженерных вузов?

- Я на это надеюсь. В этом смысле показательна ситуация 8-9 классов, когда дети и их родители определяются с профильным направлением подготовки. Еще несколько лет назад конкурс в эти классы был лишь в гуманитарные гимназии и лицеи. Серьезные трудности с набором в свои классы испытывали даже лицеи при известных московских технических вузах. Сейчас же конкурс в лицеи и гимназии, где дают профильное физико-математическое образование, растет.

Все-таки экономистов у нас сейчас хватает, юристам тоже найти работу сложно: рынок насыщен, а вот квалифицированные инженеры востребованы. Образование – область довольно консервативная, она не может так быстро реагировать на запросы, но надеюсь, что постепенно физико-математическое образование будет становиться все более престижным.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Елена Кузнецова
rian.ru

всего: 566 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире