Вербицкая: проверка разговорного иностранного требует особого подхода

Вербицкая: проверка разговорного иностранного требует особого подхода

В стране и миреВ мире
В 2012 году в задания ЕГЭ по иностранному языку вновь войдет устная часть – проверка умения говорить. Ее убрали в 2009 году, когда ЕГЭ вошел в штатный режим – не хватало экспертов и техники, чтобы проводить экзамен на должном уровне. Как будет теперь экзаменоваться владение устной речью, в интервью РИА Новости рассказала председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Вербицкая.

- Мария Валерьевна, чтобы получить сертификат TOEFL, не надо сдавать английский устно. Зачем же тогда устная часть в ЕГЭ?

–  Действительно, большинство американских тестов лишены устной части, хотя и есть отдельный тест на «говорение». И эта позиция подкреплена исследованиями американских тестологов на материале TOEFL. Согласно их результатам, если бы устный экзамен и проводился, его итоги соотносились бы с письменным тестом – то есть американцы считают: если человек получил высший бал на письменном экзамене, значит и устный он сдаст очень хорошо.

Отечественная методика преподавания иностранных языков занимает другую позицию. Мы исходим из того, что говорение – это важнейшая часть коммуникации, и формируется она все же иначе, нежели навыки чтения или письма. Эта позиция подкреплена опытом нашей страны: в советские времена школьники хорошо знали грамматику, читали, писали, но не могли говорить и плохо понимали устную речь. Понятно – влиял «железный занавес», не столь были развиты средства звукозаписи и звуковоспроизведения, но так или иначе говорению надо учить и контролировать этот процесс отдельно.

Поэтому пока ЕГЭ шел в режиме эксперимента и сдающих было не так много, устная часть была. Когда же ЕГЭ стал обязательным, от нее по организационным причинам отказались: стало трудно проводить экзамен в соответствии с требованиями, чтобы можно было выслушать всех детей за 6 часов на пункте приема экзамена.

- Как же будет теперь проходить экзамен?

- Мы планируем, что устную часть дети будут сдавать заранее - в апреле, в течение той недели, когда досрочно сдают все остальные экзамены. Собеседование будут проводить несколько экзаменаторов: один экзаменатор-собеседник и два оценщика (один в аудитории, второй прослушивает аудиозапись). Оценка будет объявлена вместе с баллами за письменную часть, чтобы избежать двух волн апелляций.

- Не осложнит ли это экзамен? И сейчас на школьных форумах нередко можно прочитать, что едва ли не проще олимпиаду выиграть, чем сдать ЕГЭ по английскому…

- У нас, к сожалению, до сих пор не вполне понимают цели и задачи ЕГЭ, и отсюда такие суждения. ЕГЭ по выбору – это экзамен, который нацелен более на прием в вуз, чем на выпуск из школы. Его в принципе не могут сдать все на «отлично».

Задача ЕГЭ – дать вузам представление о знаниях абитуриентов, ранжировать их. Чтобы языковые вузы «получили» ребят, наиболее готовых к обучению в них, набравших, допустим, от 85 до 100 баллов. А вузы гуманитарные, но неязыковые – тех, кто на ступеньку пониже (возможно, от 50 до 80 баллов). Нижняя планка для поступления в вуз - 20 баллов (из 100 возможных)! Это обоснованная и гуманная нижняя граница.

Задания в КИМ трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Высокий уровень рассчитан на детей из спецшкол, гимназий и лицеев, где объем дисциплины – от 4 до 8 часов в неделю. Кто изучал язык в школе меньше и не занимался дополнительно, с таким уровнем заданий не справится.

Однако к нам в МГУ каждый год поступают и «ломоносовы» – один-два человека из глубинки, где, как считают многие, язык по-настоящему выучить невозможно. Спрашиваем – как вам это удалось? Отвечают - слушали радио, смотрели фильмы. Как говорят англичане, будет желание - найдется возможность!

- А вообще от чего зависит уровень сложности КИМ?

- У нас есть государственный стандарт школьного образования, и в нем прописано, что выпускники обязаны знать по окончании школы. Поэтому разговоры о том, что в каком-то учебнике чего-то нет, а в КИМ есть, – бессмысленны. Значит, те, кто «грифует» учебники, недосмотрели. Учебники должны соответствовать стандарту.

Мы, кстати, даже не берем верхнюю планку стандарта. Например, профильный уровень предполагает перевод специализированных тестов – в КИМ этого нет.

- Как бы вы в целом оценили уровень школьной языковой подготовки?

- Общее впечатление, что с преподаванием языка в стране стало лучше. Когда я училась, был огромный разрыв между подготовкой в спецшколах и школах общеобразовательных.

Сейчас все-таки иностранный язык изучают со второго класса и по другим учебникам, это очень приличный уровень. Я, к примеру, хорошо знакома с американской системой образования и могу сказать: у нас иностранным языкам учат гораздо лучше, чем в американской школе. Другое дело, что остается проблема говорения на языке, но она связана с мобильностью населения.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Елена Кузнецова
rian.ru

всего: 688 / сегодня: 1

Комментарии /1

15:5215-10-2010
 
 
Читатель
Интересно а как всему этому будут учить? Класно бывает, когда кто-то учит иняз с 1-го класа а в 10 классе их мешают с теми кто и с 5-го класса его особенно не учил-то. Вот говорильня получится

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире