Интервью с писателем Дианой Машковой

Интервью с писателем Дианой Машковой

В стране и миреКультура

- Диана, Ваш новый роман «Вкус неба» все-таки о любви или об авиации?

- О любви в авиации. (Смеется) Любая необычная сфера человеческой жизни интересна именно тем, как она влияет на отношения людей. Аэропорты, самолеты – это особый ритм, динамика, самые яркие эмоции. Поверьте, на высоте десять тысяч метров человек начинает мыслить другими категориями. Наблюдать за тем, что происходит с его чувствами в экстремальной ситуации не просто увлекательно. Это захватывает.

- Угроза теракта появилась в Вашем романе именно для того, чтобы создать эту самую ситуацию, обостряющую чувства героев?

- Не только и не столько. В ситуации с бомбой нет ничего искусственного. Моя задача – писать жизнь такой, какая она есть, отражать реальные истории и подмечать выдающиеся детали. Мне хотелось дать читателю возможность разделить с героями все радости и страхи, которыми в действительности живут люди авиационных профессий.

- Как формировались характеры персонажей? У главных героев романа – представителя Дарьи Морозовой, актера Кирилла Николаева, пилота Михаила Фадеева - есть прототипы из жизни?

- Персонажи во многом складываются из моих наблюдений за разными людьми и последующих размышлений. Нет героя, который был бы полностью «списан» с кого-то, но не существует и ни одной черты в характере персонажей, с которой мне не приходилось бы столкнуться в реальности. Жизненный опыт, увлеченность людьми и огромное любопытство – вот, на мой взгляд, кредо писателя.

- И что же главное в жизни? Любовь?

- Очень часто. Но не только любовь между женщиной и мужчиной, хотя это – самое прекрасное и необъяснимое. То, без чего теряется острота восприятия и становится недоступным абсолют счастья.

Есть и другая любовь. К искусству, к делу всей своей жизни, к родителям, к детям, к справедливости. Можно продолжить. Каждая любовь заслуживает уважения и имеет право стать целью в жизни.

- СМИ Вас часто сравнивают с Франсуазой Саган и Анной Гавальда. Чем, на Ваш взгляд, вызвано подобное мнение?

- Думаю, моим неисчерпаемым интересом к внутреннему миру человека. Особенно - женщины. Стремлением показать психологию героини, ее противоречия, которые и обуславливают внешние конфликты сюжета.

Возможно, с французскими писательницами меня роднит еще и откровенность повествования. В романах, как и в жизни, переплетаются нежность и дерзость, романтика и жестокость, утонченность и сила.

- Будет ли у романа «Вкус неба» продолжение?

- Да. Читателю предстоит снова встретиться с героями книги и узнать их с неожиданной стороны. Я уверена, что многие события, которые откроются в жизни персонажей, покажутся драматичными и вызовут изумление. Героям предстоят очень серьезные испытания на прочность – кто-то справится с ними, а кто-то сломается. Такова жизнь.

- Что привлекло Вас в теме авиации?

- Романтика. Неповторимо яркий вкус неба. А еще то, что эта область прекрасно знакома мне не только в деталях, нюансах, процедурах и стандартах, которые за восемь лет работы в авиакомпании стали неотъемлемой частью моей жизни, но и с точки зрения мыслей, эмоций и внутреннего мира уникальных людей, посвятивших себя небу.

- Как вы считаете, какие наиболее «популярные» социальные мифы, связанные с авиацией можно назвать?

- Миф первый. Работа в авиации – это праздник каждый день. Особенно подвержены этому мнению молодые люди, мечтающие о работе бортпроводника или пилота. Миф рассеивается в тот самый момент, когда человек приступает к исполнению своих обязанностей. Работа в авиации – это, прежде всего, очень тяжелый и ответственный труд.

Миф второй, подогретый всевозможными фильмами и книгами сомнительного содержания – бортпроводницы всегда не прочь завести роман: для этого, они, собственно, и летают. На самом деле у большинства сотрудников счастливые крепкие семьи, а летают и обслуживают пассажиров они потому, что это – их работа. Другое дело, что в авиации действительно распространены браки между коллегами, но это вполне объяснимо. Редкий мужчина поймет и примет жену, которая постоянно в командировках и разлетах, если он и сам не живет той же жизнью.

Миф третий. Пилоты садятся за штурвал в нетрезвом состоянии. Полный абсурд. В солидных авиакомпаниях с хорошей репутацией это в принципе невозможно. Каждый пилот проходит обязательный медицинский досмотр непосредственно перед вылетом и прекрасно знает, что будет моментально уволен, если позволил себе выпить накануне, не говоря уже о большем. Существуют и другие мифы, но, как мне кажется, я назвала самые распространенные.

- Ваше отношение к известнейшим произведениям, посвященным той же теме, что и Ваш роман – фильм и собственно книга Артура Хэйли «Аэропорт» и конечно же фильм Митты «Экипаж». Насколько эти произведения вдохновляли Вас в работе над книгой? Насколько описанное и показанное там соответствует реальности?

- С огромным уважением отношусь к роману Артура Хейли. Работая над сюжетом и характерами персонажей собственной книги, не один раз перечитала «Аэропорт». Скажу откровенно – мне хотелось добиться такой же, как у Хейли, связи личного и профессионального. Персонажи предстанут перед читателем с разных сторон – в семье, среди коллег; в проявлении чувств, в экстремальных ситуациях. И у всех – собственные истории, которые сплетаются в единую сюжетную линию.

Произведение Хейли, служившего в молодости в королевских военно-воздушных силах, реалистично. Так мог писать только человек, влюбленный в небо и знающий многие тонкости и нюансы американской авиации шестидесятых. Я стремилась раскрыть для читателя мир современной российской авиации – со всеми его проблемами и успехами.

Фильм «Экипаж» тоже с огромным удовольствием пересмотрела перед тем, как начать работу. Мне очень импонирует профессиональная атмосфера, которая в нем царит. А вот эпизод с починкой на лету пострадавшего от взрыва Ту-154 даже с натяжкой не могу назвать достоверным. Зато сколько эмоций испытал советский зритель, наблюдая за героизмом Ненарокова и Скворцова!

- Смотрели ли Вы фильм «Кандагар» - с Балуевым и Машковым? Если да – насколько точно там переданы нюансы взаимоотношений в экипаже?

- К сожалению, фильм «Кандагар» не посмотрела: испугалась собственных сильных эмоций. Но, думаю, соберусь с духом и исправлю эту ошибку.

А что касается взаимоотношений в экипаже – те, кто привык нести ответственность за жизни других людей, умеют выделять в отношениях главное. Это – уважение, профессионализм, понимание. Настоящий пилот, в отличие от офисного планктона, занят серьезным делом и не имеет ни времени, ни желания тратить силы на глупости вроде сплетен или интриг. Кому в современном мире быть героем и настоящим мужчиной, если не летчику? Как, наверное, каждая женщина, я это чувствую.

- Какие из «воздушных» и «земных» профессий самые популярные, а какие – наиболее непрестижные?

- Странный вопрос. На самом деле для каждого человека популярна и престижна может быть только та профессия, которую он любит. Представитель, техник, агент на линии регистрации, бортпроводник, пилот – по-своему интересно и важно все. Есть мечта человека, есть карьерная лестница в каждой компании: было бы желание и трудолюбие!

Другое дело в том, что, польстившись на романтику авиационных профессий, люди стремятся в небо, не разобравшись в себе. Очень важно понимать, что работа бортпроводницы, например, это – не только новые знакомства и полеты в дальние страны, а, прежде всего, очень тяжелый труд. Нельзя его выполнять, не обладая такими качествами, как ответственность, любовь к людям, терпеливость, доброжелательность, не говоря уж о профессионализме.

- Вы, достаточно подробно пишете и о работниках аэропорта, и о бортпроводницах, и о пилотах. Приходилось ли Вам лично бывать на рабочих местах этих людей? Бывали ли Вы в кабине самолета во время полета?

- Разумеется, приходилось! Я присутствовала и на предполетной подготовке экипажа (брифинги), и на месте работы бортпроводников (пассажирский салон, стойка) и в кабине пилотов во время полета. Не говоря уж о всевозможных совещаниях, собраниях, тренингах по сервису, которые я сама же разрабатывала и проводила. Восемь лет работы в авиакомпании позволили мне досконально изучить авиационные процедуры и понять сложности, с которыми сотрудники сталкиваются в небе и на земле каждый день. Все описания в романе достоверны, а не «взяты из воздуха», как это иногда случается в книгах, написанных людьми далекими от изображаемых ими профессий.

- Ваше отношение к аэрофобии. Можно ли ее преодолеть, нужно ли – и если да – знаете ли Вы какие-нибудь проверенные средства?

- Неоднократно наблюдала это явление, но сама никогда в жизни ничего подобного не испытывала. Это исключительно психологическое состояние, в котором нет логики. Например, на дорогах в мире ежедневно гибнет такое огромное количество людей, что авиации, к счастью, подобные цифры не могут и в страшном сне привидеться. И, тем не менее, люди не отказываются от поездок на автомобилях.

Я считаю, лишая себя полетов, человек отбрасывает интереснейшую часть жизни – перемещения в пространстве и даже во времени. Каждые перелет «туда-обратно» – это отдельная, независимо прожитая жизнь.

Преодолеть аэрофобию, думаю, можно. И профессиональный бортпроводник может помочь пассажиру: объяснить, что самолет очень надежный, что пилоты – избранные из лучших, что система безопасности в аэропорту – идеальная, что сам он полжизни проводит в небе. Если нужно – присядет рядом, и будет держать за руку во время взлета. Я видела и на собственном опыте знаю, что личное внимание всегда помогает.

- О каких еще производственных сферах Вы столь подробно планируете рассказать в Ваших книгах?

- Мне бы хотелось проникнуть в те сферы жизни, с которыми мы сталкиваемся каждый день, и в которых мало, что понимаем. Например, мы часто приходим в супермаркет, но никто, кроме сотрудников, не знает, что творится под прилавком, за дверью пекарного цеха или в кабинете директора. Время от времени мы бываем в клинике и, погруженные в собственные проблемы, не замечаем, чем живут врачи, какими видят своих пациентов и куда идут после работы. Мы звоним в туристическое агентство, чтобы отправиться в отпуск, и понятия не имеем о том, что в мыслях у девушки, поднявшей трубку, как она чувствует себя, разговаривая с нами, что будет делать потом?

Все тайное, неизведанное, яркое и лежащее при этом на самой поверхности достойно внимания. Мне интересна жизнь! Я хочу изумляться сама и потрясать читателей. А для этого буду вникать, изучать и, конечно же, пробовать на вкус.

- Что бы Вы сказали тем молодым людям, которые, впечатленные и Вашей книгой в том числе, захотели бы связать свою профессию с авиацией?

- Я бы сказала, что нужно очень серьезно подумать, прежде, чем принимать решение! Нужно почувствовать и полюбить. Когда в авиацию попадает «не тот» человек, он моментально становится врагом не только самому себе, но и коллегам, пассажирам. Слишком большая ответственность, слишком трудная – в интеллектуальном и физическом смысле – работа.

Но если есть уверенность в том, что авиация – Ваша стихия, нужно стремиться! Небо любит сильных людей и притягивает к себе лучших. Это - не просто профессия, это – яркая, интересная и насыщенная событиями жизнь.

- Вопрос, который нельзя было не задать: какой он, вкус неба?

- Захватывающий, пьянящий. Сладкий и горький одновременно. А, главное, для каждого он свой - нужно только не лениться и не бояться его попробовать.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 448 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире