— Мы все время говорим о нормативных актах, о законах. А то, что образование — это самая уникальная сфера производства личности, остается вообще за бортом многочисленных обсуждений. Наш век многие традиционно называют информационным веком, постиндустриальной эпохой, сетевым столетием. Ситуация вокруг нас резко меняется, и в этой ситуации изменились миссия и задача образования. Сегодня наглый дошкольник уже живет в мире информационно-коммуникационной реальности, он уже решает уникальное количество задач, которые раньше не решал. Поэтому я считаю, что образование, которое учит традиционным задачам, репродуктивному мышлению, мышлению, основанному на памяти, перестает быть важным.
— В чем вы видите альтернативу традиционному, привычному образованию?
— Моя мечта, чтобы и управленцы, и учителя осознали, что сегодняшняя школа — это школа неопределенности, школа вариативного образования и школа универсального образования.
— Что означают эти категории?
— Школа неопределенности — школа, в которой человек решает жизненные задачи, а не задачи, в которых все дано. Приведу пример: лет семь назад в одном из известных и престижных вузов страны на вступительных экзаменах ни один абитуриент не решил задачу по математике, потому что составители этой задачи упустили одно из условий и она была составлена с ошибкой. Казалось бы, тот, кто написал бы, что в задаче упущено условие и поэтому она не решаема, оказался бы прав. Но никто этого не сделал, и это очень показательный случай. У нас есть матрица задач, в которых все дано: если из пункта А поезд выходит в пункт Б, он непременно туда придет. В жизни же есть задачи с недостаточными данными, разными данными, мнимыми данными. Это и есть модель ситуации неопределенности, к которой мы должны быть готовы.
Главная задача образования начиная с
Наш ребенок и знал бы, и мог бы, но очень часто он прежде всего не хочет, и задача школы — развить мотивацию к обучению.
Хочешь, чтобы было образование, создавай мотивацию у ребенка, а не сажай его за
— И отсюда возникает вопрос об эффективности профориентации в школах, которая сейчас так активно практикуется?
— Я считаю, что это риски школы, потому что мы хотим человека в 13, 14, 15 лет загнать в узкую колейку развития. Он будет лириком или физиком, он будет математиком или художником, а может быть, он будет специалистом по технологиям? Я навсегда запомнил название автореферата кандидатской диссертации, который мне когда-то лег на стол, оно меня поразило:
Вот пока мы на уровне дошкольного и школьного образования будем заниматься
— И, тем не менее, среди родителей бытует общее мнение о том, что без профильного образования ребенку будет сложно поступить в вуз…
— И это одна из болезней родителей нашего времени. Мы все считаем, что ребенок после школы непременно должен пойти в вуз, а если он туда не попал — он неудачник, он недоделанный, он ущербный. На самом деле это очень тяжелая ситуация для всего общества. И очень часто в вуз идут только для того, чтобы его закончить и получить диплом о высшем образовании. Отсюда еще одна тяжелейшая судьба двух линий образования — начального профессионального образования
— В проекте закона
— Многие путают вид учреждения с программой. Ни в коем случае нельзя исключать образовательную программу НПО, и она не будет исключена, исключается лишь вид учреждения. Но при этом есть опасность, что потеряется социальная функция НПО. Ведь туда идут далеко не простые ребята. Туда идут ребята, которым достаточно трудно в школе. Ведь ПТУ и техникумы выполняли в том числе и социализирующую функцию. Они служили школой профессиональной социализации. Поэтому те, кто хотят нивелировать НПО, рискуют поставить ребят перед выбором: либо оно, либо криминальное образование. Я хочу быть правильно понятым: если эти ребята остаются детьми улиц, то они найдут свои пути развития и, возможно, они будут связаны с криминальной культурой, которая в нашей стране является одной из очень могучих культур. Об этом свидетельствует и рост преступности, в том числе детской.
Любой, кто пытается тронуть НПО, должен понимать, что он играет с огнем и идет по минному полю. Будет серьезнейший социальный взрыв, касающийся молодежи
— Но, может быть, наступят такие прекрасные времена, когда социальные проблемы будет решать и школа в том числе. Ведь не секрет, что сейчас многие школы испытывают дефицит хороших учителей…
— Все начинается с начальной школы, и одна из ключевых болезней на сегодня — то, что учителя начальных классов знают информационные технологии хуже своих учеников. Дети уже ими владеют, потому что они в этом мире живут, а учителя только учатся всему этому. Отсюда вытекают сложности во взаимоотношениях между учителями и учениками. Если человек, пришедший в первый класс, видит, что его преподаватель слабее, чем он, в области владения той или иной сферой, то невольно учитель теряет авторитет. А учитель, который не имеет авторитета, не является для ребенка ценностью. С учителями вообще очень сложная ситуация: опасность, которую мы пережили, — это превращение педагогических вузов в университеты. Они не стали классическими университетами, как Томский университет, как блестящий Пермский университет, как МГУ или Петербургский университет. И в то же время они утратили функцию подготовки учителя. У меня резкое неприятие термина
— Насколько сильно, на ваш взгляд, отличается уровень преподавательского состава больших городов и регионов?
— В последнее время разрыв становится меньше. Информационная реальность изменила это правило, и учитель во Владивостоке, который работает в мире интернета, не менее, а может быть, и более силен, чем учитель в Москве. Приведу один пример: я недавно был в городе Белорецк в Башкирии и встретился там с гениальным учителем-математиком Романом Хазанкиным. Мы обсуждали проблемы, которые его волнуют, и он говорит:
Если учитель люмпен — вся страна покатится к чертовой матери, если учитель представитель не
— Свет в конце тоннеля есть? Знаю, что вы предприняли определенные шаги к становлению программы по повышению качества и директоров, и учителей.
— Сегодня как никогда нужна
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: