Директор института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких напомнила, что реформировать образование в России начали в 1901 году – и с тех пор реформы идут перманентно:
– При этом ни одна инновация в образовании за последние 50 лет – мы это проанализировали – не учитывала ребенка. Экономические условия, политические условия, ситуацию в стране, все что угодно… Но не ребенка. Для чего нужна реформа? Давайте мы, наконец, определим четко задачи. Потому что именно от определения задач зависит все остальное. И полагаю, что задачи должны быть определены для каждой ступени образования. Не может быть общих задач для дошкольного и вузовского образования, а у нас получается – они одни, – говорит Марьяна Безруких.
Один из наиболее частых упреков к авторам законопроекта об образовании – внушительный объем, около 500 страниц, и непонятный язык, которым написано большинство статей закона. Это в своем выступлении отметил директор Донского педагогического колледжа, председатель совета директоров педагогических вузов Ростовской области Олег Степанов:
– Учителя никогда вообще законодательной деятельностью не занимались. Всегда учитель был повернут лицом к ученику, к ребенку. Но сейчас, смею заверить, учителя, преподаватели повернулись лицом к законодательной деятельности и с вниманием следят за тем процессом, который происходит. Я говорил перед поездкой на слушания в Госдуме со своим учителем, который проработал в системе образования 51 год, с этого года на пенсии, получает "громадную" пенсию в размере 6200 рублей и имел возможность почитать все те материалы, которые подготовлены к проекту федерального закона об образовании. Он сказал, что для того, чтобы победить врага, нужно знать его замыслы и его планы. Так вот, с такими материалами к проекту федерального закона нашу систему образования никто не победит, потому что не совсем ясны её планы. Хотя, еще раз повторяю, педагогическое сообщество приветствует появление этих материалов – в том смысле, что их можно обсудить, – заключил Олег Степанов.
Пожалуй, это одно из очевидных достоинств ситуации, сложившейся вокруг законопроекта: наконец-то в сфере образования появилась возможность свободного обсуждения проблем. Правда, есть некоторые положительные моменты и в самом законопроекте, – заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:
– В частности, тот факт, что в России все-таки собираются вводить образовательное кредитование. Далее – образование в области искусства. Я считаю, что Минкультуры поработало на совесть. Если бы весь законопроект был написан, как эта статья, я бы, пожалуй, его поддержал с удовольствием. Далее, в законопроекте есть отдельные хорошие социально ориентированные положения: например, там написано, что дети-инвалиды в специальных интернатах находятся на полном государственном обеспечении. Это важно, поскольку сейчас в некоторых школах начинают с родителей брать деньги. Но, пожалуй, количество хороших положений в законе можно пересчитать по пальцам одной руки, а количество плохих положений – не хватит пальцев у всех членов президиума. В этом законе нет ответов на главные вопросы, которые волнуют образовательное сообщество…
К числу главных вопросов, о которых говорил Олег Смолин, относятся и вопросы государственного финансирования, в том числе – зарплаты для учителей и стипендий для студентов. Однако решения этих проблем в проекте нового закона об образовании не найти.
Комментарии /4
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: