Урок через фильтр

Урок через фильтр

В стране и миреВ мире
Как защитить школьников в виртуальной Сети

Сегодня прямо за школьной партой пермские ученики могут узнать, как приготовить взрывчатые вещества или где купить запрещенные курительные смеси. К такому выводу после проверки учебных заведений пришла прокуратура Прикамья.

Взрывоопасный Интернет

Благодаря национальному проекту "Образование" всего за какие-то пять лет Интернет превратился из привилегии элитных лицеев в общедоступный канал получения информации. Доступ во всемирную паутину есть практически во всех пермских школах. А умение пользоваться информационными ресурсами стало обязательной частью образовательной программы.

Но, как известно, в Сети можно не только почерпнуть полезную информацию, но и набрести на экстремистские, порнографические, сектантские или наркосайты, которые могут отрицательно повлиять на неокрепшую психику школьников. Поэтому прокуратура и решила проверить, идет ли на пользу детям школьный Интернет. В итоге надзорному органу пришлось направить представление в министерство образования края, чтобы с помощью чиновников устранить многочисленные нарушения закона.

Практически во всех проверенных школах с имеющихся компьютеров можно зайти на любые сайты, в том числе и такие, где содержится информация явно не для детей. Например, в Александровском районе с компьютеров из кабинета информатики запросто можно заказать курительные смеси, продажа которых в нашей стране запрещена. Школьники могут свободно воспользоваться услугами Интернет-магазинов, торгующих чем угодно. Такая же картина и в Дзержинском районе Перми.

Прокуратура выяснила, что, например, в школе N120 Дзержинского района Перми установлена система фильтрации, но она блокирует только прямые запросы на запретные сайты. Но если ввести в поисковую систему такие словосочетания, как "наркоманский словарь" или "как купить наркотики в Перми", то никаких проблем не возникнет. Проводя эксперимент, на школьных компьютерах задавали поиск таких тем, как "убить русских", и получали полноценные развернутые ответы с различными подробностями. Через обнаруженные сайты можно также было выйти на порнографические Интернет-хранилища.

- В школах Краснокамска наши работники, используя школьные компьютеры, смогли узнать, как изготовить взрывчатку в домашних условиях, - говорит Любовь Малышева, заместитель прокурора Пермского края. - При помощи Интернета отыскалось 5882 документа, откуда ученики могут свободно почерпнуть эти сведения. Пришлось обратиться в суд, чтобы он своим решением обязал школьное руководство блокировать свободный доступ на опасные сайты.

По мнению прокуратуры, подобная ситуация стала возможной только из-за попустительства школьных руководителей, плохо организовавших контроль за доступом в Интернет со школьных компьютеров.

Сеть под контролем

Сами педагоги лишь отчасти согласны с выводами надзорной инстанции. 

- У нас существует программа, с помощью которой можно определить, с какого компьютера и на какой сайт заходили пользователи, - говорит Ирина Торкунова, директор школы N8 из Краснокамска. - Кроме работников прокуратуры, поисками взрывчатки и порносайтов никто в нашей школе с помощью Интернета не занимался. Наши ребята используют компьютеры по назначению - для получения знаний.

В краснокамской школе 23 компьютера имеют выход в мировую сеть. 14 из них установлены в кабинете информатики и используются для обучения детей. Все занятия проходят под контролем преподавателя. Школьники не рыщут в Интернете, отыскивая нежелательную информацию - уверены педагоги. После прокурорской проверки, тем не менее, были предприняты дополнительные меры безопасности.

- Свободного доступа к нашим компьютерам у школьников и раньше не было, - говорит Нина Викторина, директор пермской школы N44. - А сейчас полностью ограничен доступ к недозволенным сведениям.

Как считают школьные системные администраторы, точечное блокирование выхода на нежелательные сайты происходит постоянно, но результата это не приносит. Ежедневно открываются сотни новых порталов с новыми адресами, и за всеми уследить невозможно.

Казалось бы, можно ограничить доступ в Интернет для школьников, чтобы они могли заходить только на строго определенные сайты. Но это тоже не решит проблему - все по той же причине. Информация в мировой сети постоянно обновляется, и если ограничить ее несколькими источниками, она начнет быстро устаревать или не будет соответствовать действительности.

Вне зоны доступа

Впрочем, для некоторых школ Прикамья многообразие сведений, содержащихся в Интернете, не представляет никакой опасности. И вовсе не потому, что системные администраторы разработали уникальную программу фильтрации сайтов или их содержимого. Интернета в некоторых школах просто нет.

Например, в нытвенском муниципальном образовательном учреждении "Гимназия" доступа к Интернету нет с начала учебного года. В школе села Крохалево Юсьвинского района Коми округа в прошлом учебном году со старшеклассниками провели всего одно занятие по теме "Электронная почта". При этом для пермских школ закуплены современные компьютеры, позволяющие без особых хлопот обеспечить выход во всемирную сеть. Но и их возможности не всегда используются в полной мере. Об этом говорят и многочисленные факты некачественного обслуживания школьных компьютеров, обнаруженные прокуратурой.

Крупнейший оператор связи в регионе не всегда исполняет свои обязательства по обеспечению должной скорости подачи информации. При этом страдает качество доступа. Но директора школ еще ни разу не сообщили о некачественной услуге в министерство образования Пермского края. Такие случаи есть в Сивинском, Горнозаводском, Куединском, Кизеловском и Очерском районах.
Вместо положенной скорости доступа 128 килобит в секунду здесь установлено соединение со скоростью от 20 до 90 килобит. Причем школьники могут выйти в Интернет только при условии, что одновременно работают не более двух компьютеров. Если число пользователей увеличивается, доступ блокируется, и занятия с использованием всемирной сети проводить невозможно.

Интернет, о котором еще 20 лет назад знали всего несколько человек, сейчас наряду с телевидением и мобильной связью прочно вошел в наш быт. Ни одна фирма, ни одно предприятие или учреждение не может обойтись без использования мировой сети. Но вместе с этим, неограниченный доступ к информационным ресурсам опасен, особенно для подростков с их еще не устоявшимся мировоззрением. Поэтому необходим баланс между свободой выбора информации и ее содержанием.

Кстати

Министерство образования и науки РФ составило рейтинг регионов по уровню обеспеченности школьников компьютерами. Наилучший показатель соотношения числа учеников к количеству компьютеров отмечен в Пермском крае - "6 к 1". Для сравнения: в Москве это соотношение составляет "9 к 1", в Свердловской области - "10 к 1". В среднем по стране соотношение числа учеников и количества школьных компьютеров - "19 к 1". За последние несколько лет для школ края приобретены современные компьютеры, мультимедийная техника. Средства на это выделили краевой и федеральный бюджет в рамках комплексного проекта модернизации образования, а также в рамках реализации нацпроекта "Образование". Так, школы Пермского края в рамках нацпроекта "Образование" получили новое учебное оборудование на сумму свыше 165 миллионов рублей. Также все общеобразовательные учреждения края подключены к сети Интернет. На средства краевого бюджета школы края оснащены автоматизированными рабочими местами.

Мнения

Александр Огарков, директор Краснокамского МОУ дополнительного профессионального образования специалистов "Центр информационного и материально-технического обеспечения":

- Полностью защитить школьные компьютеры от нежелательной информации сегодня технически невозможно, нигде в мире такого нет. Используемая в школах система контентной фильтрации несовершенна и не может заблокировать весь нежелательный контент. Простым блокированием таких слов, как "свастика", к примеру, мы просто закроем доступ к множеству сайтов про Великую Отечественную войну. Кроме того, неразумные ограничения могут пагубно сказаться на качестве образования. Если обеспечивать доступ только к ограниченному списку разрешенных сайтов, это нарушит конституционное право людей на информацию. Установка дополнительных локальных систем фильтрации не устранит проблему, а при существующей в большинстве школ низкой скорости работы в Интернет, всего 128 Кбит в секунду, еще более замедлит загрузку информации, что сделает практически невозможной работу с некоторыми ресурсами, например, с системой электронных дневников и журналов. Поэтому, я считаю, что при работе учащихся в сети Интернет в дополнение к существующей системе контентной фильтрации достаточно просто обеспечить строгий контроль со стороны преподавателя. 

Татьяна Шуваева, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края:

- К сожалению, до сих пор в некоторых школах края ученики не имеют возможности пользоваться Интернетом, хотя возможности у руководителей образовательных учреждений для этого есть. Так же есть и необходимая техника и средства. Но при работе с Интернетом также возникли проблемы. В пермских школах есть нарушения, связанные с недостаточным контролем при работе учеников в Интернете. Учащиеся имеют свободный доступ к порносайтам, могут с помощью всемирной сети изучать технологии изготовления взрывчатых веществ. При этом в ряде школ не определены лица, ответственные за организацию доступа к Интернету, не разработаны инструкции о порядке осуществления контроля за работой с использованием информационных ресурсов. Мы направили представление министру образования Пермского края с требованием принять меры по устранению этих нарушений. Кроме того, чиновники обязаны организовать эффективное и качественное предоставление услуг Интернета в пермских школах.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Константин Бахарев, Пермь
rg.ru

всего: 617 / сегодня: 1

Комментарии /2

16:0922-11-2010
 
 
я
прежде чем пускать школьников в Сеть, нужно было создать защищённый сегмент, в котором бы развивались локальные сервисы и сайты школ, а выход "наружу" ограничить для преподавателей, тогда и контролировать ничего не нужно, и фильтровать только взрослых. детям хватило бы для изучения внутреннего потенциала.
а обновляемые ресурсы можно просто зеркалировать.

21:0522-11-2010
 
 
ANDRYDRAW
да это никому не надо... у нас проще закрыть все и запретить

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире