Психологию предлагают ввести в школьную программу

Психологию предлагают ввести в школьную программу

В стране и миреВ мире
Учить школьников справляться с депрессией начнут с 3-го класса. Врачи и чиновники договорились ввести психологию в школьную программу  

Психиатры и психологи предлагают ввести в школах новый предмет— психологию. В преподавании этой науки специалисты видят выход из проблемы нарастания волны депрессий. Идею поддержал министр образования Андрей Фурсенко, а психиатры и педагоги уже начали подготовку школьных учебников для детей.

Наши дети нуждаются в психологических знаниях и поддержке, сказал 7 декабря на встрече со СМИ и.о. директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе. По мнению специалиста, депрессии захлестывают мир, и к 2020 г. окажутся на первом месте среди всех патологий. «Российские дети не вооружены никакими знаниями психологии,— отметил Кекелидзе,— так что в первую очередь поддержать нужно подрастающее поколение».

Для этого психиатры, психологи и педагоги начали подготовку школьных учебников по психологии для детей трех ступеней обучения: младших школьников (3–4 классов), средней школы (5–8 классов) и старших (8–11 кл), а также учебника для педагогов.

Фурсенко нас поддержал

О необходимости всеобщего психологического образования и преподавания психологии в школах Кекелидзе уже заявлял в октябре этого года. «Еще осенью у меня была встреча с министром Андреем Фурсенко, мы нашли взаимопонимание,— сказал Зураб Кекелидзе,— рабочая группа создана. Учебники могут появиться уже в 2011 г., и начнется плотный проект по обучению психологии в школах в центральном округе Москвы».

Курс психологии должен быть обязательным, считают психиатры. Эксперты также отметили, что дети не знают, что представляет из себя их организм, не понимают своих чувств и мыслей, не осознают влияния на мозговую деятельность табака, алкоголя и наркотиков, не умеют преодолевать проблемы. По мнению Зураба Кекелидзе, «о проблемах наркотиков, например, можно говорить уже в четвертом классе». Наблюдение детей у врача-психиатра и психолога, по его мнению, необходимо начинать с рождения ребенка, а не с 3-х лет, как сейчас.

В департаменте образования активности нет

Помощник министра образования Ирина Ган заявила GZT.RU, что о создании рабочей группы у нее нет информации. В пресс-службе департамента образования Москвы также пока никак не комментируют возможность введения психологии в качестве школьного предмета в школы.

Однако данный школьный предмет уже включен в факультативную программу в ряде школ Москвы, прежде всего в южном округе столицы. Как пояснили GZT.RU, в 3–4 и 5–8 классах школьники обучаются по комплекту учебно-методической литературы «Психология», под редакцией доктора психологических наук, академика Российской академии образования Ирины Дубровиной.

«Этот факультатив введен в ряде школ столицы уже около пяти лет. Сейчас готовится учебник для старших классов, так же под редакцией Ирины Дубровиной. Пока это эксперимент и говорить о введении предмета повсеместно нельзя. Хотя этот школьный курс читают и еще и в нескольких городах: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Омске»,— рассказал GZT.RU ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.

Рубцов, узнав о договоренности Института Сербского и Минобрнауки, заявил, что надеется, что данная работа будет доведена до логического конца. «Психология в школах действительно нужна. Наш опыт показывает, что такой предмет востребован и школьниками и учителями»,— добавил Рубцов.

Подростков научат общаться

Занятия по психологии особенно нужны подросткам, многие из которых страдают социально-психологической дезадаптацией, возникающей под влиянием сложных ситуаций в общении с близкими или в школе, уверены эксперты.

Конечно, для младших возрастов предполагается вводить только азы психологии, пояснять которые будут на простых и занимательных историях (сказках, и играх). Достаточно заложить основы психологического мировоззрения: все люди— разные, все хороши по-своему, нужно изучать и знать свои психологические особенности. Часы психологии, видимо, будут использовать, чтобы получше узнать детей.

В средней школе будут пояснять детям, каковы могут быть виды общения, знаки внимания, как научиться общаться, как избегать и как вести себя в конфликтах. «Сегодня дети ничего не знают ни о своих, ни о чужих правах, они не умеют дискутировать. Детям надо объяснять, что первая влюбленность обычно не заканчивается браком, что каждый кого-то бросает, но жизнь при этом продолжается»,— сказал Кекелидзе.

В старшей школе дети должны узнать о видах внимания, свойствах личности, самооценке, мышлении, видах памяти, ощущениях, понятии профпригодности, видах речи.

Психиатры сошлись во мнении, что у подростков нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям, конфликты воспринимаются как крайне значимые, вызывая внутренний кризис и драмы. Параллельно из литературы и интернета суицидальные поступки воспринимается ими в героическом ореоле, как смелый вызов и мужественное решение.

«Потребность обучения школьников психологии очень большая,— сказала GZT.RU— семейный психолог одного из московских центров психологической помощи Ирина Дьячкова,— в 50-е годы прошлого века так и было, в школьные программы входила и психология, и логика. Сейчас я ежедневно слышу от слушателей консультации: „почему нам не рассказали об этом в школе“. Семья, развод, межличностные отношения, границы допустимого в отношениях, права каждого, начала этих знаний должна дать школа, считает психолог. Человек должен знать, что он представляет из себя, как разобраться в своем внутреннем мире.

«Пусть лучше выведут за программу какой-то иной предмет, чтобы хотя бы раз в неделю с детьми поговорить о них самих, их переживаниях, чувствах, которые связаны с развитием их организмов,— говорит Дьячкова.— Сегодня эта область— один большой пробел не только у детей, но и у их родителей. В итоге дети повторяют все родительские ошибки, они не понимают, что с ними происходит, откуда берутся их мысли, и что с ними потом делать».

«Вы все меня пожалеете…»

Один из показателей беззащитности детей и подростков перед житейской реальностью— детские и подростковые суициды.

Показатели по суицидам в РФ в целом несколько сократились в 2009–2010 гг., завершенных случаев стало в 1,5 раза меньше, отметил Кекелидзе. По сравнению с 2003–2005 гг. это спасло 50–60 тысяч человек. Пока у психиатров не данных, что количество суицидов выросло в РФ во время экономического кризиса, отметил главный психиатр РФ. Но в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств может значительно превосходить официальные цифры, считают судебные медики.

Суициды в мире

 

Считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 млн человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды. Кроме того, 19 млн. чел. В мире ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. И только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, общался по этому поводу с медиками.

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия все еще занимает одно из первых мест в мире.

Депрессия и суицид

 

Считается, что болезнью самоубийц является депрессия— до 70% депрессивных больных высказывали мысли о самоубийстве, а 15% из них совершают самоубийства. ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств, из них: 41%— причины неизвестны, 19%— страх перед наказанием, 18%— душевная болезнь, 18%— домашние огорчения, 6%— страсти, 3% денежные потери, 1,4%— пресыщенность жизнью, 1,2%— физические болезни.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ирина Власова
gzt.ru

всего: 1534 / сегодня: 2

Комментарии /9

11:1310-12-2010
 
 
ANDRYDRAW
даже у школьников депрессия начинается когда они видят, что творит мин образования ... а фурсенко это вообще клоун, ему в цирк пора...

11:1410-12-2010
 
 
Zerkog
правильно,ч е еще сказать, в школе останется психология, риторика, религия, этика... а литературу, русский язык, математику и физику к черту, ненужные предметы, конечно...

16:5510-12-2010
 
 
Читатель
Не надо психологию - академическую науку, ставить в один ряд с религией. Не надо свое невежество выставлять на передний план.

19:1410-12-2010
 
 
Читатель
где найти столько педагогов, чтобы не превратить оное в очередной фарс?

07:1611-12-2010
 
 
Читатель
достали уже со своими новыми предметами, раньше матиматика, русский, литература, биология, география, физика , химия, а сейчас все напихали!!! на основные предметы нет не сил не времени, но раньше все все знали а сейчас????

16:0611-12-2010
 
 
ольга
Я считаю, что уроки психологии в школе необходимы. Наши дети и подростки должны уметь понять и себя, и других, понимать, что с ними происходит, уметь выходить из конфликтов, справляться с агрессией и гневом. Раньше проводились в школах уроки психологии и этики семейной жизни, и мы с психологом могли говорить о том, о чем не могли поговорить с родителями. Без всякого стеснения, жеманства мы получали от взрослого правдивые ответы на вопросы, которые нас волновали и не боялись, что нас осудят или отругают. Хорошо, чтоб это все вернулось в школы!

22:0611-12-2010
 
 
Читатель
"Раньше проводились в школах уроки психологии и этики семейной жизни, и мы с психологом могли говорить о том, о чем не могли поговорить с родителями." ха-ха говорили они, не пудрите мозги, все мы слушали эту хрень и ржали на последней парте

07:5917-12-2010
 
 
rkfdf
интересно, а кто же будет преподавать деткам психологию? неужели те "деффачки", которые прослушивают "самодельные" курсы психологии? у нас профессиональных психологов практически нет. то-то помощи деткам будет!

20:5614-07-2011
 
 
ольга
классы переполнены, педагоги на детях срываются, а поговорить с ними некому. В школе должен быть профессиональный психолог, которому доверяют ученики, тогда проблем можно некоторых избежать. Если вводить психологию, она должна быть интересной и полезной, чтобы не вызывать раздражение у учеников. Пишите приличные программы1

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире