Маргинальный феномен и живопись шелком (ФОТО)

Маргинальный феномен и живопись шелком (ФОТО)

Местные новостиКультура
28 декабря в библиотеке им. Гоголя прошел авторский вечер Татьяны Николаевой. Стихи читали перед вышитыми ею образами и картинами, выполненными в уникальной технике «живописи шелковыми нитками».

Феномен Николаевой заключен в том, что две грани творчества существуют как два полюса, и кто видел одухотворенные иконы Татьяны, может прийти в шок от некоторых ее стихов.

Тара

Кому я нужна? Алкашка.
Иконы вот вышиваю…
Ах, как мне бывает тяжко,
Пока я еще живая.

Ах, как мне бывает больно
От той суеты, что всюду!
Вдеваю в ушко игольное
Заплаканного Иуду.

Поплачь. Да и я – напару…
От слез хоть ее не видно-
У двери пустую тару.
Ах, как мне бывает стыдно!

Я тоже пустая.
Ведь тара же. Непростая.

Из книги «Клочок Обетованный»

Все что делает Татьяна - неподдельное, настоящее, не на потребу, потому и ценно.

Руслан Сидоров называет Татьяну Большим поэтом в большом городе.

Александр Ибрагимов напишет о ней: «Она никогда не старалась быть поэтом, она просто присутствует среди нас как поэт - искренне и непоколебимо... В ее стихотворном почерке крепость и сила».

Точная рифма

Мне точная рифма немягкое ложе стелет,
А я не люблю ни перин, ни кружев по краю.
Нет слаще рябины январской и свиристелей,
Которые с сердцем – ледышкой в снежки играют.


Нет горше застрявшего в горле комочка мёда.
Нет деланной как в камасутре, любви скучнее.
Страшнее обряда не сыщешь в миру погоды.
Когда ничего не меняется вместе с нею.

Вот я и срываюсь с цепи, и крушу границы,
А если смеренной теку, - отражаю звезды…
Они надо мною плывут, как людские лица,
А в лицах увидеть свет никогда не поздно.

Из книги «Клочок Обетованный»


Первая книга Т. Николаевой «Живи меня, Господи» (Методическое пособие по лицевому шитью) под редакцией Ольги Галыгиной вышла в 2002 году, вторая - «Где ты, потомок первого?» с графикой Елены Башариной увидела свет в 2004 году, спустя два года вышел сборник стихов и прозы «Клочок обетованный». Его Татьяна проиллюстрировала собственными рисунками и фотографиями из семейного альбома. «Маргинальный феномен» - совместный проект с фотографом Владимиром Шебанковым, готов к печати. Друзья советуют изменить название книги.

Маргинальность (от лат. margo - граница, грань, край, marginalis - находящийся на краю) - это понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии. Оно подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы (например - контркультура).

Еще в середине прошлого века философ Эрих Фромм назвал способность современного человека любить «маргинальным феноменом». «Маргинальный феномен» Татьяны Николаевой об оскудении, вырождении любви как явления, о том, что на земле не остается носителей любви…

Т.Н. –. Современный человек живет в дефиците любви и когда в нем умирают последние искры этого божественного дара, человек превращается в животное. … Мне не нравится то, что происходит в современном мире, и скрывать я этого не буду ….

Что же такое поэт? По утверждению Татьяны это некая духовная субстанция, прямой проводник, разговаривающий с богом, если хотите - пророк. По этому каналу приходит на землю откровения, мысли будущего.

Поэт не принадлежит верхушке общества, не принадлежит он и своему народу. Он вхож в так называемую элиту, и плоды поэта ею востребованы. Он любим народом, но постоянно пребывать среди народа ему тягостно. Его удел оставаться чужаком и там и там.

Поэт - это динамичная прослойка, своего рода дрожжи, находящиеся в постоянном движении. Его миссия - взрыхлять верхний и нижний слои, принося кислород, необходимый для жизни. Поэт будоражит, не дает этим двум пластам срастись и омертветь.
Если бы не было поэтов, наше духовное существование превратилось бы в благополучное болото, затянутое ряской…

Живопись шелком

Авторскую технику Татьяна Николаева называет «живопись шелком», но это не просто вышивка, фоном для нее служит аппликация. Живость и объем картины обретают благодаря шелковым нитям.

«Старая груша», «Белый налив», «Алыча после грозы» - работы из новой серии «Плодовые деревья Звягеля». Звягелем раньше назывался Новоград-Волынск, где прошло детство Татьяны, куда она возвращалась студенткой к своим родителям.

Т.Н. - Новоград-Волынск - удивительный город, стоящий на границе между Киевом и Львовом. И хотя это Прикарпатье, там живет много русских, военных. Вся правая сторона реки Случ – это доты, Карбышевские укрепления. Волынь – это холмы, не степная Украина и не Карпаты, она напоминает нашу Шорию и Камчатку. Может быть, поэтому я здесь укоренилась и живу, потому что мне нужен этот холмистый ландшафт.

Новоград-Волынск - город с фруктовыми садами, где все плодоносит – бери, срывай, ешь каштаны, грецкий орех, яблоки и груши. Я по этому истосковалась, забыла, что это есть в природе. Я думала, раз в нашем промышленном городе на глазах все сереет, скукоживается, значит и там происходит нечто подобное. Но когда я приехала после пятнадцатилетнего перерыва и увидела, что это неправда, что все осталось, как прежде и это было всегда. Только алыча, которая раньше была маленьким кустиком, стала плодоносить. Липа, которая едва доставала второго этажа, теперь покрывает пятиэтажку, и когда мы открываем балконную дверь, в квартиру врывается липовый аромат. Жива и старая груша, пронзенная дуплом.

Все стало гигантским. Новоград-Волынск перерос меня. Он перерос мое детство. Спаси, господи, добрых людей - хохлов, что они не вырубают свои старые деревья. Живы те пирамидальные тополя, которые были в моем детстве…

Образы любимых деревьев Татьяна старалась запомнить во всех подробностях. Искала нужный ракурс для съемки и освещение, фотографировала детали, делала зарисовки, чтобы приехать в Новокузнецк с готовыми набросками.

- Таня, расскажи, с чего начинается работа над вышивкой?

Т.Н. - С эскиза, его я делаю обязательно. Ствол дерева должен быть «мускулистым», как на рисунках Ван Гога. Я заштриховываю так, чтобы создать иллюзию объема, потом нитью-штрихом по стволу так и работаю. В эскизе я цвет не делаю, потому как у меня огромный опыт работы с тканями. Я просто выбираю цветовую гамму для основы-аппликации, потом переношу рисунок нитью. На работу выкладываю разного цвета нити. Это процесс спонтанный, но все строится на гармонии. Смотрю, как сочетаются нити друг с другом, ставлю цветовые акценты, уравновешиваю композицию.

- Как тебе удается «оживить» деревья?

Т.Н. - У каждого дерева своя жестикуляция, своя пластика. У тальника – одна, у каштана другая, есть жесты у ветвей и стволов...
Это неблагодарный труд, вышивать то, что можно написать красками. Попробуй вышить двести алычинок, лежащих на земле и висящих на ветвях дерева! Мне казалось, что я могу передать эту красоту в шелке, но не удалось. Я нашла точные образы, и повторила бы их в другом варианте для себя, более условно, не так натуралистично. Мне нужен мой результат.

- Живопись или акварель, к чему тяготеет вышивка?

Т.Н. - По исполнению вышивка ближе к гуаши. Мне очень нравится пуантилизм – точечная техника маленькими мазочками. Живопись маслом смешивает краски, размазывает, а ты работаешь чистыми цветами, ничего не смешивая, сочетание разных нитей и дает цвет. Я не люблю, когда квадратный сантиметр застелен одной нитью, я беру три разных цвета и делаю нужный, получаются плавные переходы. Это не замес масляных красок на палитре, а наложение мазочков-стежков друг к другу. Вот такая техника.

Я это осознала, когда образцы икон брала не живописные, а мозаичные. Вышивка очень похожа на мозаику. Нитью можно сделать точку, штрих. У моих работ формат небольшой, но если нужно «нагрузить» фактуру, могу работать и шерстяной нитью и пеньковой веревкой. Это не имеет значение. У меня главное - цвет, фактура и движение. Шелком я работаю, потому, что он живой, у него кроме цвета, есть свет.

Мерцающий, переливчатый свет меняется в зависимости от освещения. При дневном свете картина смотрится так, включили люстру - выглядит иначе, а если зажечь свечу, перед нами совсем другая работа.

На представленных снимках можно увидеть лишь жалкое подобие оригиналов Татьяниных работ, репродукция - это пятая часть того, как работа выглядит живьем.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Ольга Козлова
ИА "Город Nовостей"
Фото Сергея Шакуро

всего: 3132 / сегодня: 1

Комментарии /13

00:0815-01-2011
 
 
gain
Снимки при нынешней-то цифровой технике - никак не "жалкое подобие"! Понятно, что автору статьи хочется высказаться о работах-подлинниках в превосходной степени (и справедливо), но в данном случае и фото-копии тоже хороши, можно получить впечатление и не побывавшему на выставке зрителю. И что ж это так грустно про Новокузнецк пишут, смотрите, сколько замечательных лиц, сколько на этих лицах вдохновения, - неужели это и есть "скукожиться"?!
Спасибо за статью, за выставку, и - самые добрые пожелания художнице и ее зрителям в первый день Старого Нового года!

00:1515-01-2011
 
 
gain
Снимки при нынешней-то цифровой технике - никак не "жалкое подобие"! Понятно, что автору статьи хочется высказаться о работах-подлинниках в превосходной степени (и справедливо), но в данном случае и фото-копии тоже хороши, можно получить впечатление и не побывавшему на выставке зрителю. И что ж это так грустно про Новокузнецк пишут, смотрите, сколько замечательных лиц, сколько на этих лицах вдохновения, - неужели это и есть "скукожиться"?!
Спасибо за статью, за выставку, и - самые добрые пожелания художнице и ее зрителям в первый день Старого Нового года!

01:2315-01-2011
 
 
Логик
Спасибо Сити-Н. Отличная новость!

08:5715-01-2011
 
 
Спаси Господи добрых людей хохлов что они не вырубают..........
Таьяна Николаева ! Господь Бог, не ксенофоб , он создал украинцев а не хахлов и он может не услышать вашу молитву , Он феню не "ПАНИМАЕТ" Ольге КОЗЛОВОЙ !

09:1415-01-2011
 
 
Читатель
а где здесь ксенофобия? Замечательный рассказ, про замечательного человека. Мы уже разучились чувствовать, потому и слово "хохол" вместо гражданин Украины кажется разжиганием межнациональной розни. Грустно...

12:1916-01-2011
 
 
Православный
Цитата "Т.Н. –. Современный человек живет в дефиците любви и когда в нем умирают последние искры этого божественного дара, человек превращается в животное. … "

Не согласен. Животные живут под законом естества и с них спрос какой?
Точнее без любви человек подобен бесу с его инфернальной злобой...имхо

12:2916-01-2011
 
 
Православный
Про поэтов и пророков у Татьяны лучше читать не выспренные фразы, а её же стихотворную строчку "А если смеренной теку, - отражаю звезды…" (правда ошибка в слове "смиренной")
потому как - "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6)
А без благодати какие пророчества и дары, ясно только лживые сатанинские.
"Стяжи мирен (смиренный) дух и тысячи спасутся вокруг тебя" (прп. Серафим Саровский)

12:3316-01-2011
 
 
Читатель
В слове смиренный - опечатка. У Т.Николаевой -верно.

12:3616-01-2011
 
 
Православный
Пожелание поэту и художнику Татьяне Николаевой - "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного" (прп. Амвросий Оптинский)
Искусство опасная работа для души человека в плане губительных страстей гордыни, тщеславия, надмения, отчаяния, превозношения, ложной духовности....Кто сможет избежать этих сетей? Только смиренный по откровению Антонию Великому... Иначе зачем все это человеку если душа художника повредится...все тленное искусство мира не стоит одной безсмертной души человека...имхо

12:4016-01-2011
 
 
....
Сорри за многословие - просто "зацепила"
"Что же такое поэт? По утверждению Татьяны это некая духовная субстанция, прямой проводник, разговаривающий с богом, если хотите - пророк. По этому каналу приходит на землю откровения, мысли будущего"
кажется проще надо об этом...извините

12:4116-01-2011
 
 
Читатель
Хотя если это идеал поэта, то да!

12:4616-01-2011
 
 
и последнее
Мне больше нравится слово "блаженный" чем "маргинальный"...
Блажи, Татьяна))) Бог в помощь

09:1218-01-2011
 
 
автору статьи козловой
Откройте УК российской федерации и прочтите 282 статью -часть 1. Вроде о "культурке" пишете ....... Вы несете ответственность за то что написано. Это "блаженные" и маргинальные могут позволять ксенофобские выпады . Что взять с "воцерковленных" ХРИСТИАН.......... .

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости