18 января в Новокузнецком художественном музее открылась выставка картин Николая и Святослава Рерихов «От России до Гималаев». Это совместный проект НХМ, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и «Новокузнецкого рериховского общества». Выставка «От России до Гималаев» дополнена книгами, фотографиями, видеофильмами о семье Рерихов.
Русский художник, ученый, поэт, философ, общественный деятель и путешественник Николай Рерих оставил богатое культурное наследие. Им написано 7000 живописных полотен и более тридцати философских трудов. Он был создателем первого международного документа по защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха.
Ранний (театральный) период творчества Николая Константиновича представлен работами «Северный пейзаж», «Осень. Выборг», «Неяркие лучи», «Заклинатель змей» и эскизом декорации к балету И.Стравинского «Весна священная» (1912год).
Восемь живописных работ Святослава Николаевича составили другую часть экспозиции. Над серией «Тонкий мир» художник трудился в последний период творчества.
Почетный член Академии Художеств СССР Святослав Рерих продолжил дело отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Благодаря его трудам в Россию вернулся бесценный семейный архив, который сейчас хранится в Музее им. Н.К. Рериха в Москве.
Основная часть выставки «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Гималайской экспедиции 1924-1928 г. «Путеводные темперы» и «панорамы азийских просторов» Н.К. Рерих написал в Индии в 30-40 годы прошлого века по наброскам, сделанным в этой экспедиции.
Вместе с Николаем Рерихом этот маршрут прошли его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий, ученый-востоковед, в то время как Святослав, находясь в Америке, занимался обеспечением экспедиции. Путь исследователей пролегал по Индии, Китаю, Алтаю, Монголии и Тибету.
Работниками музея им. Н.К.Рериха проведена работа по уточнению названий в серии «Гималаи». Она дополнена новыми полотнами «Тревога», «Грозный», « К Эвересту», «Кулу», «Китай», Озеро Ям-дцо и Монастырь Сиссу.
«Для Николая Константиновича созерцание горного пейзажа не было просто любованием красотами природы, оно отвечало внутренним стремлением глубокого проникновения в природу. Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы, Николай Константинович буквально живет горным миром…
Он любил горы во всех их обликах: и в гневе снежного урагана и в часы ночного бдения, когда в горах как-то особенно тихо» - писал Юрий Николаевич Рерих. Его брат Святослав Николаевич считал, что лучше отца горы никто не изображал, да и изобразить не сможет.
К моей большой радости созерцать работы «Мастера гор», примешивалась досада - «Гималаям» в музейном зале тесно! Картины - малого формата, и убористая развеска (по 18 работ в одном блоке) не дает в полной мере ощутить величие гор, почувствовать их «дыхание». Чудесные светозарные краски гасят друг друга, внимание переключается с одной работы на другую, лишая возможности зрителя наслаждаться творениями Николая Рериха. Вот еще бы один зал для его картин!
Выставка продлится до 27 февраля. 28 января в 17.00 в ЦГБ им. Гоголя состоится публичная лекция «Образ Николая Рериха в изобразительном искусстве».
Комментарии /8
Референт Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха - Д.Ю.Ревякин - сектант
ну не нравятся тебе попы (они мне не очень нравятся) а Христос в чем имел недостаток. Почитайте Евангелие и скажите может ли человек своим умом вывести
такой Образ Величия и Святости...а они думали что могут беря себя за образчик
С одной С, росия вобщем...
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: