Новые стандарты образования — порождение "старых" мозгов

Новые стандарты образования — порождение "старых" мозгов

В стране и миреВ стране
Горько осознавать, что темные силы, под какими бы лозунгами они ни выступали, медленно и неуклонно добиваются своей цели.

Какова цель? Устрашение? Отчасти. Однако в череде терактов этот не первый, но, несмотря на трагизм происходящего, к чести сограждан, тотальный страх не парализовал волю людей. Зато вполне достигается другая скрытая задача - возгонка ненависти. Она все больше захватывает сердца как взрослых, так и детей.

Вспоминаю, как несколько лет назад, в годовщину бесланской трагедии, мы устроили конкурс детских рисунков на асфальте. Поразила подпись к рисунку семиклассницы: "Даже лет через двести сердце требует мести!" Нас всех исподволь приучают жить по формуле: с волками жить - по-волчьи выть. В насыщенном растворе ненависти вырастают и вступают в жизнь все новые поколения.

У замечательного поэта и переводчика З.А.Миркиной есть сказка "Белый заяц". Ее фабула проста. Зайцы, натерпевшиеся от волков, по мановению волшебной палочки оказались в идеальном городе, обнесенном непроницаемой Белой стеной. Наслаждаясь благополучием, они еженощно слышат плач голодных замерзающих волков. В заячьем городе разворачивается острая дискуссия. Пустить в город волков - безответственно, не пускать - бесчеловечно. Ведь те искренне обещают стать хорошими. Что делать?

"Тогда заговорил четвертый заяц и сказал, что он не может, не может жить, если слышит, что кто-нибудь плачет.

- Мне не нужно волшебного города, если за стенами его плачут. Впустите волков, - попросил он Девочку.

- А если они опять примутся за старое и будут есть зайцев и ягнят?

- Нет, нет, этого не может быть! Они же обещают!

- Ты, конечно, очень добрый, - сказала Девочка. - Но, может быть, таким добрым быть не так уж трудно? Ты, конечно, не станешь волком, но ты и защитить никого не сумеешь. Посмотри на своего брата, как он дрожит! Сперва бы ты сумел пожалеть его, а потом уж волков. Чтобы пожалеть волков, надо стать очень сильным, а ты слабый. Слабый и безответственный.

- А что такое ответственный? - спросил маленький зайчонок.

И Девочка сказала, что ответственный - это тот, кто сумел ответить и волкам, и зайцам так, как будто он находится и в волчьей, и в заячьей шкуре одновременно.

- Разве это возможно? - спросил старый заяц.

Девочка ничего не сказала, только все увидели, что она надевает свою пуховую шубку. В городе было совсем тепло. Зачем это она одевалась?

И тут вдруг она вынула из кармана Белую Скрипочку, точно такую, как у Зайца-Скрипача, и сказала:

- Мои милые зайцы! Я ухожу. Я должна пойти к волкам и разделить с ними их холод и голод. Впустить в город их нельзя, потому что волки есть волки, но и одних их оставлять я тоже не могу. Оставайтесь в вашем волшебном городе и хорошенько его берегите до моего прихода, а я пойду к волкам и буду играть им на Белой Скрипочке. Это все, что я могу и должна сделать.

И вот стена перед Девочкой разомкнулась, и она вышла наружу - к волкам..."

Сказка написана четверть века назад, но какие жгучие ассоциации она рождает сегодня. Заметьте, что к волкам девочка выходит не с автоматом Калашникова, а с хрупкой скрипочкой. Идеализм, достойный презрительной усмешки? Как сказать.

После разгрома Японии в войне там были пересмотрены школьные программы, большое количество учебных часов было выделено на изучение музыки, живописи, литературы и прочих предметов, что в отечестве нашем с недавних пор принято считать второстепенными. А как иначе можно освободить сознание молодых людей от ненависти и национализма, избавить от фантомных болей, неизбежных после развала любой империи?

Весь этот "перекос" в обучении совсем не помешал модернизации страны. Напротив. Ущербный, подозрительный человек не может быть модернизатором по определению. Так, переходя на язык метафор, можно отметить, что Белая Скрипочка оказалась вполне эффективным инструментом построения успешного будущего страны.

А что в отечестве нашем? Проиграв настоящее, поколение "промотавшихся отцов" пытается кроить будущее по своим лекалам, стремясь намертво привязать новые стандарты образования к столбу пользы, выкидывая из школьных программ избыточные с его точки зрения знания. Отсюда в новом стандарте на изобразительное искусство выделяется не более часа в неделю, а великая русская литература переходит в разряд предметов, изучаемых по выбору учащихся. А тут еще трагедия за трагедией, вследствие чего едва ли не главным обязательным предметом предполагается сделать ОБЖ.

Ну кто же против обучения детей правилам безопасности, когда в любой момент они могут оказаться в гуще беснующейся толпы или в зоне поражения после взрыва? Но ставить этот предмет во главу угла значит не верить в будущее страны.

Своим потомкам мы оставляем тяжелое наследство. Нашему поколению не решить сложнейших запутанных проблем, ком которых нарастает. Распутывать их придется нашим детям. "Что же нам следует делать? А следует жить" (Ю.Левитанский). И растить своих детей полноценными бесстрашными людьми, ибо не зря сказано от века: "Боящийся несовершенен в любви".

Опять любовь, усмехнется скептик, отрыв от суровой реальности. Но именно идеалисты, донкихоты формируют будущее, а жесткие прагматики, верящие лишь в грубую силу, всегда проваливаются.

В день траура по жертвам теракта в нашей школьной библиотеке открылась выставка, посвященная подвигу любви Алексея Федосьевича Вангенгейма.

Вангенгейм (1881-1937) происходил из потомственных дворян, получил прекрасное образование. Во время Первой мировой войны был призван в армию и назначен на должность начальника метеослужбы 8-й армии Юго-Западного фронта в чине полковника. После революции встал на сторону советской власти. После Гражданской войны восстанавливал метеостанции в Курской губернии, вел научные исследования, публиковался в научных изданиях. С именем Вангенгейма также связано создание Московского метеорологического института. Его арестовали и обвинили во "вредительстве и шпионаже". На Соловках он занялся организацией музея, библиотеки, читал лекции. Его педагогические способности проявлялись и в письмах к дочери.

В них он вкладывал специально для нее рисунки-загадки, засушенные растения, которые служили пособиями для обучения счету, расширению кругозора. В письмах он рассказывал об удивительной природе Соловецкого острова - и ни слова о том, что этот остров он с радостью бы покинул.

В 1937 г. перед ликвидацией лагеря часть заключенных была тайно вывезена в Карелию и расстреляна. Весьма вероятно, что среди них был и А.Ф.Вангенгейм.

В витринах школьной выставки - изумительные цветные рисунки Алексея Федосьевича, адресованные дочери. По сути дела он осуществлял то, что сегодня именуется дистанционным обучением. Важно только помнить, что это была за дистанция.

Но любовь спасает и мир, и детей. На следующий день после открытия выставки в мой кабинет вошла высокая седая женщина. Элеонора Алексеевна Вангенгейм - та самая девочка, ныне доктор геолого-минералогических наук. Мы молча постояли у витрин. Подробно поговорить не удалось. Элеонора Алексеевна торопилась на научный симпозиум...

P.S. Никуда не деться от исторических аллюзий.

Аллюзия первая. В период с апреля по октябрь 1917 года события развивались столь стремительно, что В.И.Ленин часто делал приписки к своим статьям. "Пока я писал эту статью, ситуация изменилась". Так и сегодня. Пока я писал эту статью, национальный лидер отменил введение нового стандарта. Профессионалы могут отереть выступившую на лбу испарину, а российские дети теперь знают, кому сказать спасибо за свое счастливое детство.

Аллюзия вторая. Статья И.В.Сталина "Головокружение от успехов", в которой вождь подверг критике ретивых товарищей, допустивших перегибы на местах.

И последнее. Из недавней истории. Если мне не изменяет память, то несколько лет назад был объявлен конкурс на разработку новых четырех стандартов образования: для начальной, основной, старшей школы и высшего педагогического образования. Цена каждого стандарта - пять миллионов рублей. Итого - двадцать миллионов.

Не сомневаюсь, что эти деньги уже давно освоены. Начнем сначала?
 

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Евгений Ямбург
mk.ru

всего: 1119 / сегодня: 1

Комментарии /8

17:0808-02-2011
 
 
Читатель
а что кому не нравится? хотели капитализм и свободу? вот вам обычный капитализм как он есть, мы же во все ровняемся на США, а там учиться - дорого, высшее образование могут позволить себе считанные % населения, школы так же делятся по стоимости, хочешь ходи в бедную школу в своем гетто, хочешь - отвали денег и учись в престижной.
все ребята, кончился социализм уже как 20 лет назад, пора совсем отвыкать от бесплатного

19:3108-02-2011
 
 
для 17.08
вы не очень осведомлены о системе образования "капиталистических" стран. ЕГЭ в США сдают только желающие и за отдельную плату.результат егэ дает дополнительный балл для поступления в вуз.поступать же в университет в ермании или Франции например может каждый желающий без всяких экзаменов.и стипендия у них порядка 700 евро

20:1208-02-2011
 
 
Читатель
Обучение во Франции бесплатно для всех, включая иностранцев (правда, университеты взимают со студентов номинальную плату). Еще одна особенность — это практически одинаковое качество обучения как в столице, так и в провинции. (Из статьи про образование во Франции)
Несколько лет назад была во Франции. Гид рассказывала про Сорбонну. На начало учебного года аудитории ломятся от желающих учиться! А потом начинаются учебные будни и сессия. Вот тогда и всё решается. Но никого не лишают права учиться!!!

20:5108-02-2011
 
 
Рон
Да идите вы на УДАЛЕНО!!! Фурсенко здесь и сейчас уничтожает будущее страны, млять, а эти все про 37-й год! УДАЛЕНО вы уже со Сталиным!!! Народ просит не трогать образование, кремлядь ему про 37-й год! Народ просит национализировать недра--кремлядь ему про Сталина! Народ дурниной орет про засилье и беспредел чиновников--а ему про репрессии! Млять, с одной стороны народ, с другой --какой-то коллективный Сванидзе. Или народ--дурак, или лыжи не едут, но может хватит Сталину за всех отдуваться, пора и тандему мыльце в руках подержать?

21:0308-02-2011
 
 
РОНу
Так эта песня уже лет 20-ть как над страной раздаётся. Куда никапни всё у них мёртвый вождь виноват, а сами не приделах. На любой вопрос один ответ - "это всё последствия тоталитарного совка", ну и следом в телевизоре усиливается накал разоблачений "тирана". Вот такой вот цирк, на текущий момент наблюдается.

05:4909-02-2011
 
 
ilnikbez
убойная сказка! но бывают скрипки и пострашнее ружья. Автор скрипит о том, что "темные силы" (афроамериканцы что ли), добиваются каких то целей. Хорошо, что хоть кто то добивается каких то целей, а то кругом одни любители "бумаги". Сегодня Интернет позволяет получить доступ к культуре, к искусству и к знаниям в любом объеме, зачем тратить время педагогов на воспитательные процедуры? Или автор предполагает что без палки тут не обойтись? А стандартизация это необходимая процедура - чтобы можно было управлять ситуацией: должно ли образование из ребенка делать человека или образованную обезьяну. Тут одним образованием не обойтись - общество делает из ребенка человека вот тебе и ОБЖ.

11:0509-02-2011
 
 
Читатель
О, ребёнок ещё не человек! Леонардо да Винчи образованная обезьяна!!!! ОБЖ,ОБЖ, ОБЖаю тебя ilnikbez!!!!

15:0509-02-2011
 
 
Еврейский юдофоб
"Темные силы" - это ZOG. Сталин состоял в ZOGе. Тандем тоже в ZOGе. ZOG ВЕЗДЕ!!!!!!!! АААА!!!!!!!!
А если серьезно, может хватить везде и во всех искать виноватых. Да, образование сейчас хромает, да я думаю и в будущем не изменится это. Кто реально стремится к знаниям тот забъет на школьную программу и будет сам самообразовываться (хотя таких будет мало, все дело в лени, которая преобладает в каждом человеке). Хотя скажу по себе, всеже нужно гнать палкой. В школе я был раз3,14здяем. ВУЗ тоже закончил так себе. А последнее время посмотрев на новое поколение, поняв, что в скором времени я еще могу оказаться "гением" в их глазах пошел на второе образование....хотя вот по мне ОБЖ в наших школах нах не нужно. Чему там учат?! При тех ситуациях которые там описаны, школьник обоссытся и начнет плакать. Половину материала, что там описывают щкольники и так знают, ну или узнают, а в том возрасте когда ее приподают она нах не нужна. При ядернов взырве тока в простыне на редаково и останеться ползти,

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире