Трудный путь к Пасхе

Трудный путь к Пасхе

В стране и миреВ стране
У православных христиан начался Великий пост – самый долгий из многодневных постов.

Он предшествует Празднику праздников – Пасхе – и подвижен по датам своего начала и окончания, как подвижны даты Светлого Христова Воскресения.

Великий пост – это особый, крайне важный и ответственный период в жизни верующего человека, время, наполненное глубоким смыслом и символичностью. Православная Церковь установила сорокадневный пост в ознаменование библейских событий: 40 дней и ночей лил дождь при Всемирном потопе, 40 дней постились в пустыне Иисус Христос и пророк Илия.

«Пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, – говорит преподобный Исаак Сирин. – С сего и начал Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо по крещении Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?».

К сорокадневному сроку Великого поста присоединяется еще одна седмица – Страстная неделя, установленная в воспоминание событий последних дней земной жизни Христа, Его страданий и мученической смерти. Таким образом, Великий пост продолжается 7 недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи.

В это время постящимся не разрешена скоромная пища – продукты животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты, яйца). Употреблять можно лишь продукты растительного происхождения – овощи, фрукты, грибы, крупы. Однако дважды в течение Великого поста, в двунадесятые праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемого 7 апреля по григорианскому календарю (при этом в определенные годы праздник Благовещения может приходиться и на день после Пасхи), а также Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой), разрешается вкушать рыбу. Самые строгие недели Великого поста – первая и последняя, Страстная. По средам и пятницам в Великий пост православные верующие не употребляют в пищу и растительного масла, т. к. среда и пятница для христиан – самые скорбные, а потому самые строгие в плане плотского самоограничения дни: в среду Спаситель был предан, в пятницу – распят на кресте.

Однако пост – это не диета, каковой его порой представляют люди, следующие религиозной «моде». Пост – это сознательный отказ верующего человека от всего того, что в обыденной, греховной и хаотичной жизни обременяет как тело, так и душу его. Это – отказ не только от скоромной пищи, но и от развлечений, плотских удовольствий, праздной болтовни; от злых мыслей и раздражительных слов, от ссор и ругани, от гнева, спеси и зависти. Это – самоочищение души и тела и приготовление себя к совершению Пасхи, истинному откровению. «Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия, – писал протоиерей о. Александр Шмеман. – Пост – это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, Праздник праздников…. Поэтому мы должны начать с того, что постараться понять связь поста с Пасхой, т. к. эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской жизни и вере». В старой России на время поста закрывались театры, прекращались великосветские приемы. Верующие регулярно посещали церковь, причащались и исповедовались.

Вот что говорит о смысле и значении поста святой Иоанн Кронштадский: «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа неимущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого, и делаешься духовным. Возьми не смоченную водой хлопчатую бумагу. Она легкая и в малом количестве носится в воздухе. Но смочи ее водою. Она сделается тяжелой и тотчас падает на пол. Так и душой. О, как надо беречь душу постом!».

«Настоящий постник – тот, кто удаляется от всякого зла», – поясняет святитель Василий Великий.

Одно лишь физическое воздержание от пищи во время поста абсолютно бесполезно, а иногда бессмысленно и опасно без его второй, духовной стороны. Церковь предлагает православным христианам соблюсти несколько условий, чтобы Великий пост стал для них истинным духовным подвигом.

Условие первое: отказаться от того, чтобы считать нормальными желания и требования нашей падшей природы, и, таким образом, освободить свой дух от главенства и диктата плоти. При этом пост не должен быть показным, лицемерным. Фарисейское лицемерие сводит на нет все усилия постящегося, лишь умножая его грехи. Поэтому пост должен быть искренним. В Нагорной проповеди Спаситель наставляет: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне…» (Мф. 6:16-18).

Условие второе: прощение. В том же Евангелии от Матфея читаем: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Прощать, опять же, нужно искренне, не столько на словах, сколько от всего сердца, глубоко, прочувствованно. «Прощение – это настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир», – пишет протоиерей Александр Шмеман. Неслучайно Великий пост начинается с вечерни Прощеного воскресенья. В конце службы в церкви молящиеся подходят сначала к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. А когда приходят домой, то просят прощения у своих близких и всех, с кем общаются в повседневной жизни. Т. е. начало поста знаменуется таким проявлением единения, братства и любви людей, как прощение.

Условие третье: пощение, воздержание от скоромной пищи. Объясняя его значение, богословы обращают внимание на связь между двумя библейскими событиями: сатана пришел к Адаму в раю, и он же пришел к Христу в пустыне. И, искушая обоих, призывает их насытиться. Адам внял призывам дьявола и был изгнан из рая. Христос отверг искушение, сказав: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4). И отвергнул тем самым ту всемирную ложь, которую сатана внушил миру.

Да, люди не могут обходиться без пищи. Но в их силах сделать так, чтобы жизнь, которую эта пища поддерживает, стала жизнью в Боге и для Бога.

Великий пост немыслим без покаяния. Искреннее покаяние – начало и условие подлинной христианской жизни, а Великий пост – настоящая школа покаяния, в которой каждый христианин ежегодно должен учиться углублять свою веру, пересматривать свою жизнь и изменять ее, насколько это возможно. В течение Великого поста православному человеку необходимо исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Также очень важно в это время следить за тем, что говоришь, и вообще как часто это делаешь. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека», – сказал Спаситель (Мф. 15:11). И там же, в Евангелии от Матфея, читаем: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37).

Суесловие не просто отнимает у человека драгоценные время и силы: оно входит в прямое противоречие с самой сутью Великого поста, который есть полная сосредоточенность христианина на духовной стороне своей жизни, на осмыслении и переосмыслении своих поступков, на осознании своего несовершенства и греховности, на искреннем раскаянии.

Конечно, духовная работа над собой должна совершаться христианином каждый день, вне зависимости от даты на календаре. Однако Великий пост, как уже было сказано выше, – особое время, подготовка к Пасхе, которая являет собой не только символ великого очищения человеческой души, но и символ великой надежды, что самый грешный из людей, очистившись во время поста и постом, может обрести Господа в душе, в своем сердце.

«Кто постится искренне и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами, и посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни, – говорит Иоанн Златоуст. – Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 417 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире