8 марта – о роли женщин в искусстве

8 марта – о роли женщин в искусстве

В стране и миреКультура
В международный женский день издание о классической музыке Classica.FM поздравило всех женщин, которые выбрали профессию музыканта.

В XX веке миром классической музыки, как и целым рядом других искусств, безраздельно правили мужчины. Композиторы, солисты, дирижёры – самые выдающиеся имена принадлежат именно им.

Собственно, такой же ситуация была и в прежние века. Исключения, разумеется, есть, как есть исключения для любого из правил – мне тут же назовут разносторонне одарённую Клару Жозефину Вик. Этот список может быть продолжен, но никто не станет отрицать, что роль мужчин несравненно значительнее – их просто больше, их заслуги выдающиеся – самые великие изменили мир.

Но всё ли было бы так же, если бы рядом с великими не было их женщин? Каким было бы наследие Баха, если бы с ним была особа, способная разрушить жизнь? Двадцатилетняя Анна Магдалена, стройная, привлекательная белокурая девушка с весёлым открытым характером, младшая дочь придворного трубача Иоганна Вюлькена дала согласие на брак, будучи на шестнадцать лет моложе своего будущего мужа. Она пришла в семью, где было четверо осиротевших детей. Анна Магдалена не только вела огромное хозяйство (к слову, от Баха у неё родилось тринадцать детей), но и изучила нотную грамоту, научилась играть на клавире, стала переписчицей нот. Тридцать лет она была верной спутницей композитора, а после его смерти – хранительницей творческого наследия.

Что было бы, если Клара Вик не потребовала, чтобы Роберт Шуман подал заявление в апелляционный суд против её собственного отца, чтобы добиться разрешения на брак – после нескольких лет категоричных отказов c его стороны? Этот брак стал легендой в мире классической музыки. К слову сказать, Клара Вик, знаменитая пианистка, выступала в Москве и Санкт-Петербурге в 1844 году с большим гастрольным туром, в то время как сопровождавший её в гастролях её муж был тогда в России никому не известным композитором. Лучшие творения Роберта Шумана посвящены именно ей.

Писательница Эллис Робертс отказалась от собственной литературной карьеры ради никому не известного англичанина Эдуарда Элгара – у неё хватило смелости выйти замуж за «представителя низшего класса», вопреки мнению окружения. Она спокойно управлялась с перепадами настроения мужа и была доброжелательным критиком, взяла на себя управление его делами и стала личным секретарем. Сегодня «1-й Торжественный и церемониальный марш» звучит на церемониях вручения дипломов во всех школах и университетах США, где известен под названием «Выпускной марш» (The Graduation Song). Виолончельный Концерт входит в репертуар каждого виолончелиста на планете, а тема из вариаций «Энигма» использована в нашумевшем фильме «Матрица».

Отдельной книги заслуживает жизнь Альмы Малер, австрийской деятельницы искусства и литературы, супруги и спутницы жизни Густава Малера (а кроме него –художника Оскара Кокошки, архитектора Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля). Наталья Сатина – спутница жизни Сергея Рахманинова, разделившая с ним путь от России до эмиграции. «Если бы не Вера Слоним, мир не знал бы писателя Владимира Набокова» – говорил сам великий прозаик о своей жене. Таких примеров много, тема роли женщины в жизни выдающихся мужчин ещё ждёт своего автора.

В ХХ веке, когда женщины стали играть значительно большую роль, выросли их непосредственные личные заслуги в музыке. Прошлый век открыл нам композитора Софью Губайдуллину, пианистку Марию Юдину, дирижёра Веронику Дударову. Конечно, список намного больше – нельзя не назвать пианисток Марту Аргерих, Веру Горностаеву, Элисо Вирсаладзе, виолончелисток Жаклин Дю Пре и Наталию Гутман.

Новое поколение артисток, вышедших сегодня на первый план в классической музыке, по всему миру привлекают в залы немалую армию поклонников этого искусства. Сейчас, когда роль визуальной среды в коммуникации становится всё важнее, их внешняя одухотворённая красота позволяют по-новому взглянуть на мир классики, ранее многим казавшийся скучным и непривлекательным. Новые иконы вкуса и стиля, конечно же, – русские, где бы они нынче не жили – скрипачки Алёна Баева, Екатерина Фролова, Алина Ибрагимова, пианистки Екатерина Мечетина, Катя Сканави, Полина Осетинская, триумфатор недавнего конкурса Шопена в Варшаве Юлиана Авдеева.

Конечно, и этот список несправедливо короток, однако для этого и существует наше издание, где мы ежедневно рассказываем о мире классической музыки, где женские имена имеют всё большее значение и вес. Сегодня же мы поздравляем всех женщин, которые связали свою жизнь с самым прекрасным, самым эмоционально выразительным видом искусства – классической музыкой. Это прекрасный, вдохновляющий союз.

От всех мужчин издания Classica.FM, от всей мужской аудитории – с праздником, милые женщины! Вы – наше вдохновение, наши радости и печали. Вы наше всё – ведь многое из того, что мы делаем, без вас не имело бы смысла.

На фото: скрипачки Екатерина Фролова, Алина Ибрагимова, Алёна Баева.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1239 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире