до юбилея
280 дней
 
19 марта в России отмечается день моряка-подводника

19 марта в России отмечается день моряка-подводника

В стране и миреВ стране
День моряка-подводника отмечается в России 19 марта.

В этот день (6 марта по старому стилю) в 1906 году указом императора Николая II в классификацию плавсредств ВМФ был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки. В том же году в состав ВМФ включили десять отечественных субмарин.

В этом году исполняется три юбилея, относящихся к истории подводного судостроения и подводного флота нашей страны. 105 лет назад в отечественном ВМФ официально появились подводные военно-морские силы. Два других юбилея  памятны лишь специалистам, хотя они прямо связаны с выдающимся взлетом подводного флота Советского Союза. Стоит вспомнить о том, что наш подводный флот, как ни странно это звучит, по своей боевой мощи превосходил подводный флот США, и о том, что Россия была готова еще в1990-х годах приступить к строительству атомных субмарин пятого поколения.

"Альфа" - не погасшая звезда советского атомного подводного флота

Тридцать лет назад, в 1981 году была сформирована дивизия многоцелевых атомных подводных лодок "Альфа", состоявшая из семи субмарин. В 1983 году это соединение стало лучшим в ВМФ. А двадцать лет назад, в 1991 году, звезда уникального, так никем и не повторенного проекта, закатилась. Но не погасла! Как написал один из командиров этих лодок: "В течение десяти лет введена в боевой состав ВМФ и без единого выстрела уничтожена дивизия уникальных, не имеющих аналогов в мире кораблей с титановыми корпусами, не ограниченными сроками годности".

Титановые лодки можно было поставить на многолетнюю консервацию и продолжать работать над их совершенствованием. Нет же, проект закрыли, а корпуса порезали на "титановые иголки". Инициаторов такого судьбоносного решения страна так и не узнала.

В первое десятилетие нового века отечественный оборонно-промышленный комплекс не отметился ни одним  прорывным достижением. Исключение, пожалуй,  - подводное кораблестроение.  В конце минувшего года спущена на воду и достраивается новейшая многоцелевая АПЛ проекта 885 "Ясень". Спроектировали подлодку в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения "Малахит". Именно в этом КБ когда-то спроектировали и многоцелевую "Альфу".

Советские многоцелевые атомные субмарины когда-то были очень шумными, американцы называли наши подводные "пароходы" не иначе как "ревущими коровами", хотя точнее было называть их за мощь "быками". Именно эти "ревущие" лодки заставили НАТО, и прежде всего ВМС США, уважать  подводный флот Советского Союза. Самыми шумными в силу конструктивных особенностей энергетической установки оказались многоцелевые АПЛ проекта 705 типа "Альфа". Спроектировали это чудо подводного судостроения в Ленинградском СКБ-143, названном позже "Малахитом".

Впервые в мире была построена компактная атомная субмарина с титановым корпусом. Особенностью ее были: небольшие размеры, малогабаритный ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (который как раз и гремел больше всего), высочайшая автоматизация, огромная подводная скорость и сверхманевренность.

Впервые в мире создатели подводных лодок использовали такие же подходы, какими обычно пользуются конструкторы самолетов и космических кораблей. Упор был сделан на максимальную компактность, максимальное снижение веса и максимальную автоматизацию всех систем управления. Даже в далекие семидесятые годы главный пост "Альфы" больше напоминал кабину межпланетного корабля, а не классической подводной лодки. Экипаж этой субмарины состоял из 29 человек, офицеров и мичманов - матросов-срочников на этих субмаринах не было. Для сравнения, многоцелевые АПЛ, как правило,  имеют экипаж численностью в 100 и более человек, из которых половина - матросы.    

Лодки проекта 705 были единственными в мире, корпус которых не имел покрытия, защищавшего от гидроакустической локации. Это было лишним. "Альфа" так ревела под водой, что и метровый слой специальной резины ничего не заглушил бы. И при этом поразить лодку было почти невозможно. Она за минуту развивала с места скорость в 41 узел - почти 70 км/час. То есть, могла запросто обогнать любую торпеду. А еще она могла развернуться на месте и пройти встречным курсом мимо пущенных в нее торпед, которые просто не успели бы среагировать на такой маневр. При всей своей шумности сами лодки проекта 705 обладали абсолютным подводным слухом.  Имел место случай, когда в Северной Атлантике "Альфа" 20 часов висела на хвосте одной из лучших американских подводных лодок. Рев "Альфы", транслировавшийся по громкой связи центрального поста, буквально сводил с ума экипаж американской субмарины. Все попытки оторваться результатов не дали. Янки, вполне возможно, готовы были бы и выстрелить в преследовавшего их "ревущего быка"  торпедой. Но "Альфа" не давала американцам ни одного шанса занять позицию для стрельбы, в то время как сама держала чужую субмарину под постоянным прицелом.  Преследование прекратилось лишь после команды из Главного штаба ВМФ.

"Чарли"-погремушка

Однако и за десять лет до знаменитой "Альфы" наши подводники уже наводили ужас на американские военно-морские силы как своим подводным ревом, так и силой оружия.

В средине 1960-х годов в Горьком, в одном из КБ завода "Красное Сормово", названном позже "Лазурит", началось проектирование многоцелевой ударной АПЛ проекта 670. Американцы, наверное, были абсолютно уверены, что в далеком от морей городе ничего путного создать не смогут, и дали новому советскому проекту уничижительное имя "Чарли". Босоногих вьетнамских партизан в те же годы янки не рассматривали как реальных противников и называли их тоже "Чарли". Уже в семидесятые годы Пентагон понял цену своему высокомерию. Во Вьетнаме самая мощная армия в мире - американская - потерпела сокрушительное поражение от тех самых "Чарли". А командование ВМС США с ужасом осознало, что ударной силе "примитивной" советской субмарины противопоставить ничего, кроме ядерных боеголовок, нельзя.

Создатели проекта 670 умудрились разместить внутри относительно небольшой по размерам АПЛ такое количество оружия, которое до сих пор не удается разместить никому.  На единицу внутреннего объема проект 670 имел самое большое в мире количество ракетно-торпедного вооружения, причем не худшего, в сравнении с тем, которое по тому времени имели американцы - показатель этот, стоит повторить, не превзойден до сих пор. "Чарли" действительно оказалась довольно шумной, конструкторы называли ее "погремушкой". Вроде бы с такими акустическими данными эта лодка не имела никаких шансов даже приблизиться к вражеским кораблям. Но все получилось иначе. Неожиданно даже для советских подводников возник эффект гремучей змеи. Известно, что очень ядовитая змеюга заранее предупреждает о своем местонахождении характерным перестуком костяшек на хвосте. И любой благоразумный человек, заслышав зловещую "погремушку", постарается уйти как можно дальше от опасного места.

Идущую под водой "Чарли" корабли ВМС США, конечно же,  засекали за десятки километров от своих боевых порядков. Но это было как раз то расстояние, с которого советская субмарина уже могла наносить неотразимый ракетно-торпедный удар, который парировать флот НАТО не мог ничем. А если в атаку шла не одна лодка? Если их была целая группировка? Как рассказывали много позже ветераны ВМС США ветеранам "Лазурита", заслышав в океане характерный грохот советской лодки, они теряли покой до тех пор, пока их гидроакустики слышали эту подводную "гремучую змею".  

Тишайшая "Барракуда"

Со временем, отечественным конструкторам и технологам удалось избавиться от всех характерных шумов подводных лодок и приступить к созданию почти бесшумных подводный крейсеров. Лучшими и самыми малошумными субмаринами оказались титановые. А лучшие из лучших проектировали в горьковско-нижегородском "Лазурите".

Восьмидесятые годы ХХ века стали кульминацией советских титановых проектов. Металл этот обладает множеством замечательных свойств, но он очень сложен в механической обработке.   Наиболее оптимально титановые технологии освоили в Горьком, на заводе Красное Сормово.  Кстати, в США с титаном, если речь идет о сложных конфигурациях, по сей день работать нормально не могут. А сормовчане уже тридцать лет назад из титана такие кренделя выделывали, что и сегодня многие диву даются.

В ЦКБ "Лазурит" под руководством Николая Иосифовича Кваши в начале 1980-х годов были спроектированы и запущены в серию титановые субмарины, вплотную приблизившиеся к многоцелевым АПЛ четвертого поколения. Проект 945, получивший грозное имя "Барракуда", американцы назвали ничего не говорящим словом "Сьерра".  Зато стальной аналог проекта 971, который параллельно создавали в "Малахите", в НАТО назвали уже соответственно - "Акула". Американцы опять просчитались. Они не смогли не только раскрыть особенности "Барракуд", но ни разу не отследили вывод  лодок этого проекта из Горького в Баренцево море.  

Лодки проекта 945 стали одними из самых малошумных в отечественных ВМФ. В 1992 году в Баренцевом море на "Барракуду" сослепу налетела американская  многоцелевая АПЛ "Батон Руж". У нашей лодки была смята часть легкого корпуса и ограждение рубки. У американской треснул прочный корпус. "Батон Руж" еле-еле дошла до нейтральных вод, где ее ждали вспомогательные суда. В США специалисты, осмотрев все повреждения, пришли к выводу, что АПЛ восстановлению не подлежит - боевую субмарину списали в утиль.

А ведь потом был еще лучший проект 945А "Кондор". По насыщенности вооружением эти лодки унаследовали традиции "Чарли". Они несли по 40 торпед, ракето-торпед и просто ракет. Для "Барракуды" начали разрабатывать даже  специальную тактику применения, которая должна была свести к нулю боевые возможности американских подводных стратегических ракетоносцев. С вводом в строй полноценных лодок четвертого поколения Пентагон мог реально потерять подводную компоненту в своей ядерной триаде - основную в военной доктрине США. В "Лазурите" работы шли полным ходом. На стапелях стояли уже две лодки четвертого поколения типа "Марс" проекта 945АБ.

Под руководством Николая Кваши завершалось создание безрубочной титановой лодки пятого поколения. Это был вообще прорыв в подводном судостроении.  Титановая субмарина имела очень мощное вооружение, подводная скорость ее достигала 80 км/час, а в критической ситуации могла достигнуть запредельной величины - 300 км/час. Предполагалось использовать те же технологии, которые были реализованы в торпеде "Шквал". Глубина погружения лодки значительно превышала 1000 метров.

Проект удивительной боевой субмарины был готов, но, увы, как и в случае с "Альфой", случился 1991-й год. Все проекты  строительства лодок пятого поколения закрыли. Уникальную титановую технологию "Красного Сормова" уничтожили,  запасы сверхпрочного металла распродали. Интересно, помнит ли электорат, кто тогда был главой администрации Нижнего Новгорода, гордо именовавший себя губернатором?

Николаю Иосифовичу Кваше за действительно выдающиеся заслуги первому из всех конструкторов подводных лодок присвоили звание Героя России и отправили на покой в середине 1990-х. В 2007 году он тихо скончался.

Советские "гремучие змеи" мирового океана вроде "Альфы" и "Чарли" давно вымерли. Грозные "Акулы" и "Барракуды" стоят на приколе в своих базах. Будем ждать, когда достроят "Ясень".

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 710 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире