Шпаргалки как угроза образованию

Шпаргалки как угроза образованию

В стране и миреВ мире
Шпаргалки - изобретение давнее. Но еще никогда ухищрения студентов не воспринимали как угрозу качеству образования...

Экзамен в университете. Профессор следит, чтобы никто не списывал. Входит заведующий кафедрой: «Ну что, все ищете любителей списывать?» - «Нет, любители списывать давно за дверью. Здесь остались одни профессионалы!»

Шпаргалки - изобретение давнее. Но еще никогда ухищрения студентов не воспринимали как угрозу качеству образования. И за ловкость рук пока ни одного белоруса из вуза не отчислили. Однако за последнее десятилетие понятие «списывание» утратило былой смысл. «Шпоры», «бомбы» и тому подобную дребедень почти вытеснили высокие технологии: теперь продвинутые юнцы благополучно списывают ответ на нужный вопрос с мобильного телефона или карманного компьютера, через беспроводную гарнитуру или MP3-плейер. Процесс заимствования чужого сильно упростился. Отсканировал, уменьшил шрифт, распечатал, а то и сфотографировал ответы камерой телефона или вообще надиктовал на встроенный диктофон... Спрашивается: зачем вообще учить, если все так просто?

Чужая мысль онлайн

Впрочем, находятся уникумы, которые и в наши технологичные времена пользуются старыми проверенными способами. Преподаватели БГТУ до сих пор вспоминают второкурсницу, которая к экзамену по высшей математике написала формулы на внутренней стороне... ногтей! Впрочем, и парни - не промах: пишут шпаргалки на галстуке, джинсах, носовом платке. Но чаще приходят с... микронаушником телесного цвета. Его даже маскировать не надо, перевязывая голову, как герой фильма Гайдая.

Декан инженерно-экономического факультета БГТУ Сергей Касперович честно предупреждает девушек: на экзамен приходить с аккуратными прическами и открытыми ушами, чтобы не вызвать недоверие.

- В некоторых группах перед экзаменом прошу все телефоны отключить и положить на парту. Хотя понимаю, что у них может быть второй аппарат. Но если преподаватель сам не позволит, никто не спишет. Вывести на чистую воду несложно даже студента с наушником: задаешь дополнительный вопрос, он начинает его проговаривать, с паузой отвечает, не всегда может объяснить даже то, что сам написал в листе ответа. Забираем наушники, делаем выговор, повторно еще никто не попадался.

Раньше преподаватели снисходительно относились к тем, кто писал шпаргалки, полагая, что они хоть часть материала запомнили или, по крайней мере, в нем ориентируются. Сегодня на это слабая надежда.

- У нас даже пытались в вузе дать объявление о сдаче в аренду микронаушников! - возмущается декан юрфака БГУ Сергей Балашенко. - Я уже не говорю о не очень конспирирующих себя фабриках курсовых, дипломных, кандидатских, которые не несут никакой ответственности за свои медвежьи услуги...

По мнению декана юрфака, заказные курсовые и выпускные должны быть вне закона - как сделка, совершенная для обмана аттестационной комиссии. Деятельность подобных центров не является образовательной услугой, не требует лицензии и соответственно не попадает в сферу контроля. Вот и существуют «фабрики чужой мысли» еще с советских времен. Тогда они были подпольными и ориентированы, как правило, на управленцев, которые хотели диссертацией подкрепить свою должность. А сегодня перед нами целая отрасль! Плюс интернет, переполненный готовыми рефератами, курсовыми и выпускными на любые темы. Педагоги сетуют, что с появлением «всемирной паутины» студенты совершенно потеряли уважение к интеллектуальной собственности. Для них использование нескольких страниц чужого текста - нечто вроде цитирования.

Вычислить, откуда списал студент, довольно просто, считает декан истфака БГУ Сергей Ходин:

- По истории Беларуси не такой уж большой выбор информации. Некоторые мне сдавали контрольные, в которых я читал целые разделы из своего собственного учебника. Они даже не удосуживались посмотреть, у кого «скачали»! Сложнее с темами по всеобщей истории. Для проверки работ, вызывающих сомнение, мы используем специальную компьютерную программу, одновременно формируем свою базу данных курсовых и дипломных, но этого пока недостаточно.

К тому же программа не вычислит заимствования, если текст переведен с русского или английского на белорусский язык. Схемы, чертежи, математические формулы для нее тоже белое пятно. Тут по-прежнему все зависит от остроты взгляда руководителя курсовой.

Отчислить нельзя помиловать

О том, что явление из разряда студенческого фольклора плавно перетекает в традицию, говорят уже не в узком преподавательском кругу, а на итоговой коллегии Министерства образования.

- Списывание на экзаменах должно рассматриваться как грубое нарушение правил внутреннего распорядка или дисциплинарный проступок! - уверен первый заместитель министра образования Александр Жук. - А нарушитель в соответствии с Кодексом об образовании подлежит дисциплинарному наказанию, возможно, вплоть до отчисления за повторное нарушение.

В России год назад в Уральском филиале Сибирского университета физкультуры решили дать бой списыванию, отчислив за плагиат из интернета сразу 12 студентов. Правда, суд признал незаконным приказ об отчислении и вынес решение восстановить их в списках. Но, так или иначе, преподаватели своей цели достигли: после такой работы над ошибками «находчивых» поубавилось.

- Не думаю, что мы вправе отчислять студентов за списывание, - мнение проректора БНТУ Георгия Вершины. - За это должен нести ответственность преподаватель, в его обязанностях - объективно оценивать знания учащихся, а не их умение списать. Студент же за свою нечестность получает взыскание в виде академической задолженности. А это уже риск быть отчисленным за неуспеваемость.

Кстати, когда в австралийском университете Новой Англии задним числом вскрылось 210 случаев плагиата, ректор решил наказать не студентов, уже получивших дипломы, а преподавателей, которые выставили работам, щедро усыпанным заимствованиями, приличные оценки... Впрочем, что говорить о студентах, если даже диссертацию министра обороны Германии Гуттенберга уличили в компиляции! Так что списывание - болезнь интернациональная. Универсальной вакцины против нее пока нигде не придумали.

- Нельзя изменить психологию человека за один день, - убежден Сергей Ходин. - Нужно просто создавать условия, при которых списывание вряд ли необходимо. Например, у нас есть преподаватель, который на экзамене по методологии истории разрешает пользоваться всеми конспектами, учебниками, т.к. в билете формулируется творческий вопрос. И суть ответа - не в дате, а в анализе информации. Или студентам дается проектное задание, скажем, одно на четверых: и списать невозможно, и не сделать - значит подвести остальных. Кроме того, у нас есть система online-тестирования, которая позволяет пройти пробные тест-зачеты до сессии. А благодаря рейтинговой системе оценки знаний студент может заработать до половины итоговой оценки за время обучения в семестре и экзамен уже не будет для него столь судьбоносным.

К слову, сегодня многие вузы до половины зачетов и экзаменов проводят в форме интерактивных тестов на компьютере. Правда, и в этом случае пересдача допускается не более двух раз. «А почему не три-пять? - защищает студентов ректор Минского института управления Николай Суша. - Скажем, не сдал бухгалтер зачет по охране труда - не допускается к сессии. Пока пытается в спешке ликвидировать задолженность, автоматически идет на пересдачу экзаменов, которые пропустил за это время. Три «незачета» подряд - отчисляем. Нужны ли такие жесткие рамки?» Вот и еще один повод, чтобы воспользоваться шпаргалками, беспроводной связью - чем угодно, лишь бы не вылететь из вуза.

***

Дмитрий Менделеев вспоминал годы учебы так: «У нас считалось в некотором смысле предосудительным готовиться к экзаменам... На тех, кто готовился к экзаменам, смотрели до некоторой степени свысока». То есть либо ты учился каждый день и час и все знаешь, либо всем показываешь, что весь семестр весело жил. Кстати, сегодня учебный процесс в ведущих университетах мира именно так и построен: последних 3 - 5 дней перед экзаменами студенту не оставляют - нужно уметь сдавать с ходу, без подготовки.

Словарик студенческих анахронизмов

«Бомба» - листок с заранее написанными правильными ответами.

«Книжка» - листки, вырванные из учебника.

«Бодиарт» - текст шпаргалки пишется на руке или ноге.

«Прыгалка» - шпора на резинке, которая крепится под рукав.

Шпаргалка воротниковая - располагается с внутренней стороны свитера с высоким горлом.

«Сломанный карандаш» - «шпоры», наклеенные при помощи прозрачного скотча на несколько карандашей белого цвета. Чтобы начать читать новую, делается вид, что карандаш сломался.

Кстати

В Швеции ежегодно отчисляется более 300 студентов за обман преподавателей, в Англии в одном лишь Лондонском университете насчитали 800 случаев плагиата. Студенческая газета Кембриджского университета провела анонимный опрос первокурсников: 49 процентов признались, что во время учебы используют чужие работы, выдавая их за свои, из них только 5 процентов были уличены преподавателями. В США, в престижной бизнес-школе университета Дьюка, за мошенничество на выпускном экзамене 9 человек исключили, столько же получили «двойки» по итогам года, 15 отстранили на год и только один отделался «неудом».

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 705 / сегодня: 1

Комментарии /1

09:5629-05-2011
 
 
Маша
Хорошо если лекции читались хорошие, а как быть тем кто вынужден слушать лекции "инвалида по речи"? Например, Есть такой Владимир Михайлович Золотухин, что он говорит совсем невозможно разобрать, мы только на шпоры и надеемся.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире