Россиян облагают все новыми поборами

Россиян облагают все новыми поборами

В стране и миреКультура
Налоговое давление на потребителей растет, зато отбиваются атаки на деньги газовых и транспортных монополий

Казна наполняется медленнее, чем опустошается. Госчиновники заволновались, стали искать решение и придумали: обложить рядовых россиян новыми поборами, которые следует взимать при любой покупке – от бублика до внедорожника.

Несколько лет пытались отмахиваться от денежных проблем, как отмахивается от назойливых мух дремлющий возле стойла конюх. Мировой кризис помог: можно было списывать все на него. Но кризис поутих, цены на углеводороды рванули вверх, и по всем правилам, соответственно, должна бы начать расти экономика нефтедобывающей страны (в отличие от цен на заправках). Но уровень этого роста никак не соответствует высоте амбиций. И безработица вроде бы снижается – но совсем не потому, что растет число вновь созданных рабочих мест не только в цехах по пошиву тапочек и в сообществах подметальщиков улиц, но и на технологичных производствах (это – важный для статистики многих стран показатель, но не у нас), а благодаря запретам увольнять работников с тех мест, где жалованье еще ниже средних по России 21 000 руб. в месяц. А нормальные рабочие места не создаются потому, что инвестиций нет.

Президент Дмитрий Медведев в Магнитогорске вынужден был признать: «Деньги бегут из нашей экономики». Чистый отток капитала из России по итогам I квартала 2011 года составил более $21 млрд. На днях и председатель Центробанка Сергей Игнатьев так осмелел, что прямо сказал: «Я думаю, что причина оттока капитала – это, прямо скажем, не очень хороший инвестиционный климат в России». Напоминает смелость вельможи, который «рубанул» королю, что тот – не величайший, а просто великий из великих…

Проваливается попытка обложить малый и средний бизнес новыми поборами, чтобы как-то наскрести денег на выплаты пенсий. Повышение налогов на фонд оплаты труда на 8% за счет роста страховых взносов частью ведет к тому, что зарплаты опять начинают платить «в черную», частью – к увеличению объявлений вдоль трасс: «Продается».

При таком раскладе о росте экономики можно начать забывать. Естественно, реанимировалась дискуссия о том, что разумнее перенести центр взимания дани в казну с производителей на потребителей.

Теоретически это было обосновано на первом же заседании группы по направлению «Налоговая политика» в рамках экспертной работы по совершенствованию «Стратегии-2020». Там прозвучало предложение снижать налоги на бизнес за счет повышения налогов на потребителей. «Речь о том, чтобы больше увеличивать налоговую нагрузку на потребление», – откровенно сказал на днях и министр финансов Алексей Кудрин.

Но и без всяких ученых раскладок (и, что самое любопытное, без снижения нагрузки на бизнес) давление на потребление уже наращивают полным ходом.

С 1 января повышены акцизы на бензин, при этом не выполнено обещание отменить транспортный налог. В результате, как и предупреждали экономисты, растут цены на топливо. Росстат опять сообщает: «Цены на автомобильный бензин в среднем по России в период с 4 по 11 апреля повысились по сравнению с предыдущей неделей на 0,2% и на 11 апреля составили 23,42 руб. за литр». Аналитики уверены, что сейчас цены еще искусственно сдерживаются правительством, но сразу после выборов в 2012 году они непременно рванут, минимум до 30 руб. за литр.

Не обошли вниманием и штрафы: Совет Федерации поддержал введение повышенных штрафов за нарушение ряда ПДД для Москвы и Санкт-Петербурга.

Теперь самой желанной целью для Минфина стало повышение акцизов на табак и алкоголь в 9 раз за 4 года. В итоге пачка сигарет будет стоить минимум около 100 руб., зато казна получит 100 млрд руб. дохода.

С 2012 года устанавливается и ежегодное увеличение единой ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9-10%. Скоро минимальная цена полулитровой бутылки водки составит тоже около 100 руб., а коньяка – почти 200 руб.

Одновременно продолжается серьезная лоббистская работа по тому, чтобы сохранить налоговые льготы для крупных нефтяных компаний, успешно отбиваются атаки на деньги газовых и транспортных монополий. А вот полной отмены повышенных страховых взносов, которые бьют по малому и среднему бизнесу, соответственно сокращая там рабочие места, пока не предусматривается.

Ученые-экономисты предлагают повышение налоговой нагрузки на потребителей в полной уверенности, что это разумно сделать ради того, чтобы дать немонопольному бизнесу возможность если не развиваться, то хотя бы выжить. Примерно такая модель действует в США. Во Франции, наоборот, больший упор – на обложение компаний. Поэтому, кстати, по данным ОЭСР, общий налог на зарплату в США составляет 40,3%, а во Франции – 89%. А что у нас? Больше, чем в США: 47%.

Опыт повышения акциза на бензин, когда клятву отменить транспортный налог не выполнили, заставляет подозревать, что и на этот раз будет попытка совместить в одном флаконе французское вино и американский бурбон. В итоге опять получим простой русский «ерш», когда и давление на бизнес не снизят, и заставят делать повышенные взносы в казну при покупке, повторяю, хоть бублика, хоть автомобиля.

Другими словами, с точки зрения логики попытка совместить разом и повышение налогообложения потребления, и сохранение высоких податей на производства выглядит странно.

Кроме того, тоже деликатно говоря, странными выглядят планы по переносу налоговой нагрузки на потребление в стране, где система ценообразования настолько, скажем, чудаковатая, что любой товар (носок, ботинок, пиджачок...) у нас стоит в 5-10 раз дороже, чем в тех же США или Франции. В т. ч. и потому, что дело не только в налоговой нагрузке, но и в коррупционной составляющей, которая много где в мире называется взяткой, а у нас – статусной рентой.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Георгий Осипов
km.ru

всего: 697 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире