Наш человек на краю земли

Наш человек на краю земли

В стране и миреНаука и техника
Одни сутки, проведенные учеными в Арктике, могут заменить целый год научных изысканий на «большой земле». Корреспонденту «Росбалта» удалось лично понаблюдать за работой полярной экспедиции.

Спецрейс на дрейфующую станцию «Северный полюс-38» отправлялся из петербургского аэропорта «Пулково». Сюда глубоко за полночь прибыли сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института во главе с начальником экспедиции Владимиром Соколовым. Груженый инструментами для научных исследований, а также провизией и подарками для полярников, АН-74П взял курс на восток.

Самая опасная и сложная посадка предстояла в конечном пункте — на льдине. Для капитана экипажа Евгения Меньшикова это было внове. Кстати, незадолго до прибытия на льдину нашей межсезонной экспедиции дрейфующую станцию собирались посетить немецкие полярники. Но не смогли — не нашлось экипажа, способного приземлиться на лед. На сегодняшний день дрейфующая станция во льдах всего одна — российская. Попытки других государств проводить научные исследования в высоких широтах Арктики пока успехом не увенчались.

Пока самолет совершал перелет, на льдине тщательно шлифовали взлетно-посадочную полосу. Эта версия полосы оказалась третьей: когда стали расчищать место для первой, наткнулись на более ровный участок. 500 метров полосы оставили в резерве, но потом лед разошелся, и трещина стала «дышать» — то сходиться, то расходиться, образовывая огромные торосы. Вторую полосу, практически готовую для посадки самолета, постигла та же участь. А это — 1200 метров в длину и 70 метров в ширину подготовленного ледового поля. Третья полоса оказалась самой сложной — приходилось не только расчищать огромные массивы снега, но рубить, пилить лед, заливать неровности предварительно растопленной водой. За месяц полярники выстроили не только саму полосу, но и солидный карман для разворота самолета, и даже сделали разметку. Но не было никаких гарантий, что полоса вдруг снова не вздыбится — несмотря на то, что четырехметровые торосы уже появились поблизости, и, по идее, новых возникнуть не должно было.

aio_9996_427

Пилот Евгений Меньшиков сразу пошел на посадку. Хватило менее половины полосы, чтобы самолет полностью остановился. Дрейфующая станция встретила нас ослепительно белым снегом и нереально ярким солнцем. СП, созданная на льдине в октябре прошлого года, принимала первых гостей.

aio_9592_427

Полярники забросали Владимира Соколова вопросами — не только относительно перспектив и прогнозов по работе СП, но и на общеполитические темы. Ведь на станции есть телевизоры, но нет телевидения, есть радиоприемники, но нет радиотрансляций, есть компьютеры, но нет Интернета, есть мобильные телефоны, но нет связи. А спутниковая связь настолько дорога, что пользоваться ею можно только в экстренных служебных целях. Инженеры станции делали попытки послушать хотя бы радио и запустили антенну на небольшом воздушном шаре. Но услышали только китайскую радиостанцию на русском языке — передачу о политической обстановке в мире. Правда, однажды удалось настроиться и на какую-то российскую станцию. Она передавала рекламу новых таблеток для улучшения потенции. Другой ценной информации для мужского коллектива из 15 человек почерпнуть в эфире не удалось.

aio_0071_427

Полярники обсуждали, насколько удачна высадка именно на эту льдину, и каковы прогнозы ее дрейфа. Единого мнения на этот счет не прозвучало. Полярники убеждали, что риск нахождения на льдине минимален, и если соблюдать элементарные правила безопасности, то на землю вернешься здоровым и невредимым. Может, оно и так, но на заснеженных просторах всей кожей ощущаешь, насколько человек мал и бессилен.

И в то же время, у него появляется все больше возможностей узнавать природу земли. За день научных исследований океана ценных данных в НИИ поступает больше, чем в советское время — за год. Общаясь с океанологами, метеорологами, исследователями льда, я не переставал удивляться нынешним технологиям.

К примеру, ведущий аэролог Сергей Овчинников познакомил меня с работой по зондированию атмосферы. Запускаемый им зонд через каждые две секунды выдает полную метеорологическую информацию при движении на высоту до 36 километров. Причем не только на компьютер самого Сергея, но и еще на 12 спутников. Таким образом, эта информация становится доступной для метеослужб практически всех государств мира.

aio_9493_427

Тщательно зондируется не только атмосфера, но и глубины Северного Ледовитого океана. Прибор, похожий на ракету, полярники опускали в прорубь и снимали с него информацию. Я тоже провел свое исследование океана — погрузился с головой в ту же самую лунку и хлебнул океанской воды. Она оказалось слабосоленой, чего не скажешь об однолетних льдах, которые вышли на поверхность во время образования торосов.

aio_9973_427

Что шокирует в Арктике — так это стерильная чистота. Она во всем — в снеге, во льде, в океанской воде. И еще удивляет полное отсутствие каких-либо запахов. Здесь воздух без запаха. Правда, ведущий инженер Никита Кузнецов рассказал, что когда выглянули первые лучи солнца после длительной полярной ночи и ветер подул с земли, по льдине распространился запах весны.

aio_9733_427

Кстати, самому Никите прислали замену: хотя он и «подписался» на год дрейфа, стало известно, что он станет отцом, и надо возвращаться на «большую землю». Как и многие полярники, он в последние часы работал без сна и отдыха — ведь время сезонной экспедиции ужато до предела. Однако, по оценке Владимира Соколова, цель экспедиции в основном была достигнута. Ученые-полярники дали новый импульс работе на дрейфующей станции, направили ее в нужное русло, помогли тем, кто остался на льдине.

aio_9622_427

Скоро в Арктике начнется весна, и ледовый аэродром, возможно, превратится в озеро. Хотя точных прогнозов дать по-прежнему никто не сможет. Но для того и собрались исследователи-полярники на льдине, чтобы изучить природу, чтобы с каждым годом их прогнозы становились все более точными.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Максим Муратов
www.rosbalt.ru
Фото фото автора

всего: 616 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире