Как стать легальным таксистом: все подводные камни

Как стать легальным таксистом: все подводные камни

В стране и миреВ стране
В конце июля в Москве начинается процедура вывода частных извозчиков из тени. В преддверии открытия приема заявок Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы опубликовал подробнейший алгоритм получения заветной лицензии. По его прочтении сразу же стало понятно, что для 90% московских частных извозчиков легализация невозможна в принципе, а значит, уже с 1 сентября они окажутся вне закона.

Невыполнимые требования

Главная «засада» скрыта уже в самых первых строчках инструкции и оставляет за бортом легализации подавляющее большинство тех, кто зарабатывает извозом сейчас. Частное лицо таксистом стать не может. Для этого необходимо иметь как минимум статус индивидуального предпринимателя со всеми вытекающими из этого последствиями: регистрацией в налоговых органах, уплатой госпошлины... Не возбраняется оказывать услуги такси и любым другим юридическим лицам, но общая тенденция ясна: все заработки таксистов должны в обязательном порядке попадать в поле зрения ФНС и облагаться всеми предусмотренными налогами. Зарабатывать извозом «по-черному» отныне можно будет лишь под угрозой высоких штрафов. Тем не менее можно с большой долей уверенности предположить, что большинство нынешних извозчиков предпочтут платить по квитанции или «договариваться на месте», нежели раскрывать свои доходы перед государством.

Второе обязательное требование к соискателю лицензии – наличие автомобиля, отвечающего всем предъявляемым к таксомотору требованиям. Он может находиться исключительно в собственности или в лизинге – никаких доверенностей и сомнительных схем. Машина должна проходить ТО раз в шесть месяцев, иметь цветографическую схему с «шашечками», оранжевый фонарь на крыше и таксометр. Сам же водитель обязан иметь не менее пяти лет стажа, а вот сдавать экзамен на знание Москвы ему не понадобится.

Вышеуказанные требования частник, горящий желанием стать «белым» таксистом, еще худо-бедно может выполнить. Но третий блок условий делает частный извоз в Москве просто невозможным, поскольку предусматривает... ежедневный медосмотр водителей и техосмотр транспортных средств перед выпуском на линию. Совершенно ясно, что ни один «бомбила» в начале смены не поедет в поликлинику, а затем в техцентр, чтобы запастись справками на сегодня, так что итог всех предыдущих фарисейских уловок прост: легальными в Москве смогут стать только крупные таксомоторные компании, у которых хватит средств держать в штате врачей и механиков, подписывающих путевки.

Маленькие пряники

Что же получит предприниматель, готовый легализовать свой бизнес по извозу пассажиров? Здесь московское правительство оказалось несколько более скупым, чем обещало ранее. О главном «прянике» программы — единой городской диспетчерской, которая должна передавать заказы всем «белым» таксистам, имеющим лицензии, в документе не говорится ни слова. Упоминается лишь некий реестр разрешений, который будет размещаться на сайте Департамента транспорта. Будет ли там указана контактная информация таксистов и можно ли будет с его помощью осуществить заказ машины – неизвестно.

В область легального бизнеса таксистов пытались заманить еще двумя преимуществами: предоставлением парковочных мест у вокзалов и аэропортов и доступом на выделенные полосы для общественного транспорта. Однако с первой льготой ситуация складывается неоднозначная. Если нелегальное (а зачастую и криминальное) такси в Москве будет объявлено вне закона, получается, что «хлебные» места у вокзалов и так получат лицензированные перевозчики. А какие конкретно — уже давно решено: РЖД еще в прошлом году заключили договор с двумя операторами, которым позволено не только парковаться у самых перронов, но и продавать свои услуги прямо в зданиях вокзалов, что ставит их, разумеется, в заведомо более выгодное положение по сравнению с конкурентами. Что же касается проезда по выделенным полосам, то пока это не более чем благое пожелание. Ведь официального разрешения на их использование таксистами пока никто не подписывал. Важно заметить также, что у официальных таксистов могут возникнуть проблемы с дальними рейсами: если на территорию Московской области московское разрешение распространяется, то с другими областями такие соглашения еще не заключены.

Если все-таки не терпится

Если же, несмотря на все вышесказанное, нелегальный извозчик все-таки желает выйти в правовое пространство, ему следует сделать следующее. Во-первых, зарегистрировать себя как ИП или создать любое другое юридическое лицо и получить соответствующую выписку из Единого реестра. Во-вторых, взять копию паспорта, копию свидетельства о регистрации ТС (плюс копию договора лизинга, если машина находится в нем) и вместе с заявлением отнести в Департамент транспорта. Точный адрес и график работы будут известны ближе к 25 июля. Заявление можно будет заполнить на сайте gosuslugi.ru или взять непосредственно в службе регистрации.

Никаких пошлин платить не надо – до 1 января 2013 года процедура будет совершенно бесплатной. Если перечень документов полный, а заявление заполнено правильно, заявку обязаны принять: отказать вам никто права не имеет. Регистрирующим до 10 машин лицензию обещают выдать прямо в день обращения, действовать она будет на протяжении пяти лет. Главное – не забыть, что обновлять ее нужно будет как при смене номеров автомобиля, так и при смене или реогранизации компании-владельца. Вместо утерянной бесплатно выдадут дубликат.

Бомбилы вне закона

Итак, что же ожидает тех москвичей и гостей столицы, которые не захотят вступить в официальные отношения с налоговиками и Департаментом транспорта? С 1 сентября 2011 года на них будет объявлена настоящая облава. Согласно последним поправкам в КоАП, каждое отступление от правил предоставления услуг такси будет наказываться многотысячными штрафами. Например, «шашечки» на автомобиле без лицензии таксиста обойдутся частному лицу в 2 тыс. рублей, а юридическому – в невероятные 500 тыс. руб. И наоборот: за легальное такси без фонаря и соответствующей раскраски водитель заплатит 1-5 тыс. руб., а если он же является и владельцем фирмы-перевозчика – уже 30-200 тыс. Несложно подсчитать, что даже пары таких штрафов извозчику с лихвой хватит, чтобы разориться и сменить профессию или перейти на легальное положение. Однако в России, как всегда, строгость законов компенсируется необязательностью их соблюдения: «черный извоз» не исчезнет – просто водители найдут способ договориться с проверяющими органами, что приведет к взлету коррупции и новому витку роста цен для пассажиров.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Вера Данилина
autonews.ru

всего: 1497 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире