Cоцсети: виртуальный плацдарм для реальной политики

Cоцсети: виртуальный плацдарм для реальной политики

В стране и миреСеть и ПК
Блоги и социальные сети – удивительный феномен 21-го века, символ и отражение эпохи.

Количество людей, ежедневно использующих это поистине инновационное изобретение, с трудом поддаётся подсчёту, а степень воздействия новых медиа на массовое сознание высчитать совершенно невозможно.

Очевидно и бесспорно, что в последние годы блогосфера и социальные сети демонстрируют умопомрачительный рост, трансформировавшись в своего рода социальный институт, в устойчивую платформу социального взаимообогащения. По сути, сейчас соцсети и блоги полноценно организуют общественную жизнь государства. И не только нашего – усиление роли новых медиа в жизни общества является общемировым трендом, в чём можно убедиться на примере Европы и Америки. Там социальные сети и блоги – самый распространённый и широко используемый инструмент публичного дискурса. Как однажды высказался один из видных аналитиков, это есть ничто иное как «электронная демократия».

Блогосферу и соцсети можно также назвать своеобразным «зеркалом жизни», в котором находят отражение как злободневные проблемы, волнующие общество, так и мнение и оценки самого общества в контексте актуальной проблематики. Речь, между тем, идёт об огромной и весьма пёстрой прослойке общества. А ещё достаточно репрезентативной и, главное, активно и прогрессивно мыслящей.

В России социальные сети и блоги имеют колоссальную значимость, давая возможность обычному человеку реализовать свои права. И сделать это не в каком-то умозрительном толковании, а вполне себе на деле. Речь идёт о возможности концентрировать внимание общества на особо деликатных, порою острых и болезненных темах, расширять горизонталь коммуникации, зачастую выходя за те рамки, в которых работают традиционные СМИ. 

Кроме того, блоги и соцсети являют собой уникальную возможность донести информацию о волнующих проблемах аж до высшего руководства страны. Как известно, достучаться напрямую до власти, обойдя нескончаемые бюрократические препоны, образующие так называемую вертикаль коммуникации, крайне сложно. В виртуальном же пространстве всегда есть шанс обратиться с коллективным или даже личным обращением к первым лицам государства. Так, Дмитрий Медведев регулярно просматривает свой блог на kremlin.ru, а также сообщество в LiveJournal, и иногда даже включается в дискуссию.

Если примеру президента последуют и руководители других звеньев – губернаторы, мэры и прочие чиновники – власть на деле станет ближе к электорату, а налаживание взаимной коммуникации будет явным и решительным шагом к столь желаемому гражданскому обществу. Здесь вполне можно позаимствовать опыт США, которые активно внедряют практику «цифровой дипломатии» – когда лица, представляющие власть, открывают в социальных сетях, либо в блогах свои страницы, и при этом лично активно общаются с представителями широкой аудитории, ведя интенсивный, продуктивный диалог о насущных проблемах, волнующих общество. Ключевая особенность в том, что формой контакта с аудиторией должен являться именно диалог, а не монолог, что сейчас часто наблюдается в некоторых блогах известных российских политиков.

Развитие новых медиа в РФ происходит хаотично, спонтанно, походя на движение в условиях очень плохой видимости, когда путь просматривается не ахти как или же вообще растворяется в облаке тумана. Российским блогам и социальным сетям явно не хватает глубинного анализа и стратегии развития, а пользовательскому сообществу – проектов, нацеленных на улучшение культуры виртуального общения.

Очень многие изъяны блогосферы и социальных сетей могут быть нивелированы за счёт централизованной регуляции новых медиа силами государства. Сейчас, на фоне хаотичного развития вполне можно целенаправленно и организованно создавать позитивные социально-ориентированные тренды.

В связи с этим неоценимую пользу принесла бы идея о создании определённых федеральных программ, стимулирующих развитие блогосферы и всего сетевого пространства в целом. К примеру, можно смоделировать даже некую специализированную организацию – скажем, комиссия при правительстве (либо при администрации президента) по изучению проблем социальных медиа – в ведении которой оказались бы многочисленные исследовательские задачи, а также поиски, разработки и внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий, используемых затем в блогах и соцсетях. Такая комиссия могла бы заниматься также популяризацией новых медиа и подготовкой кадров для их развития.

Важная миссия подобного проекта – изучение общественного мнения в разрезе аудитории интернета. Доступ к оному есть у каждого второго, при этом такая социология будет осуществляться в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при использовании традиционных методов «дознания». Ну, а в скором будущем, когда число пользователей интернета будет равнозначно населению страны, уровень репрезентативности станет абсолютным.

Потребность в регуляции сетевой жизни продиктована также и другими мотивами. Сегодня нельзя не признать тот факт, что информационное поле социальных сетей и блогосферы отражает также и негативные стороны общественных воззрений. Любые социальные процессы, связанные с распространением агрессивных и провокативных культурно-идеологических месседжей, находят в интернете благодатную почву. Это оборачивается справедливой критикой и становится причиной того, что многие политики, бизнесмены, представители традиционных масс-медиа и даже некоторые либеральные эксперты и аналитики по-прежнему смотрят на блоги и социальные сети с изрядной долей скептицизма. 

Сегодня интернет становится весомым фактором в мировой политической игре. Ярким свидетельством сему является волна революций в арабском мире и поток бесчисленных манифестаций в мире Запада. 

Что общего у всех этих акций народного гнева? Во-первых, конечно, желание людей бороться за улучшение жизни и за свои права. Но это не главное. Главное – спусковой механизм, коим выступил Интернет. Все массовые волнения рождались в недрах социальных сетей, там же они организовывались и координировались. 

Возьмём конкретные примеры. Революция в Тунисе. Призыв к свержению властвующего десятилетиями президента был опубликован в одной из популярных социальных сетей. Каждый шаг мятежников обсуждался в создаваемых там темах. По прошествии нескольких дней беспорядков власти перекрыли доступ ко всем социальным сетям, а затем – и к интернету в целом. Однако было уже поздно, т.к. революционный маховик был запущен. 

Разрушительную силу оного почувствовал не только Тунис. Мятежный ураган быстро расползся и по соседним странам, и тоже всё начиналось в Сети. Власти той же Ливии запросто ввели цензуру в прессе и на телевидении и не показывали народу то, что творится по соседству, однако быстро взять под контроль Сеть у Каддафи не получилось. К чему это привело – мы уже знаем. 

Переворот в Египте был также организован в социальных сетях, всё началось с разрастания антиправительственных настроений в Facebook, что в итоге переросло в многодневные протесты на центральной площади Каира. Армия пользователей названной соцсети в Египте насчитывает более пяти миллионов человек, за первые недели народных волнений египтяне создали более 30-ти тысяч (!) новых сообществ и около 14-ти тысяч публичных страниц. В  Иордании, Марокко, Йемене и Бахрейне всё протекало по аналогичному сценарию. 

Даже в таком государстве, как Китай, была предпринята попытка организовать протестные акции, и снова-таки с помощью тех же социальных сетей. Правда, в отличие от упомянутых стран, власти Китая очень быстро отреагировали, немедленно закрыв все интернет-ресурсы, несущие хотя бы минимальную угрозу государственному режиму. 

Большой политический потенциал в использовании соцсетей и блогов видят и США. И сами же пытаются обрести на этом дивиденды. В контексте тех же ближневосточных событий американский госдеп вёл активную пропаганду в социальной сети Twitter. Во внешнеполитическом ведомстве завели микроблог, ориентированный на поддержку сетевых активистов в странах с «плохими» режимами. В процессе реализации этой идеи США не жалели ни сил, ни средств. Хиллари Клинтон, в частности, открыто заявила, что американцы запросто могут потратить 25 миллионов долларов на поддержку мятежных сил в интернете. 

Очевидно, правы те журналисты, политологи и эксперты, что убеждены в негасимой силе интернета с его блогосферой и социальными сетями. Без всего этого демонстрации, митинги, переходящие в революции и свержения, на сегодняшний день попросту невозможны. 

Впрочем, призывы в Сети носят не только характер борьбы с властью. В России многочисленные организации и движения националистического и экстремистского толка используют социальные сети и блоги как плацдарм для пропаганды. Размещая там агрессивные видеоролики и провокативные манифесты, маргиналы пополняют свои ряды и затем переносят собственные взгляды и убеждения в реальную плоскость. 

Государство обязано держать на контроле всякий виртуальный экстремизм, не давая ему возможности вылиться на улицы городов. Речь не идёт о каком-либо ограничении пользования Сетью, здесь важно другое: постоянный мониторинг интернета на предмет националистического, идеологического, религиозного и иного экстремизма. 

Немалую помощь государству в борьбе с экстремизмом в Сети могут оказывать и электронные медиа, ведя активную культурно-просветительскую работу в интернете. Необходимо формировать в сознании общества полное неприятие любых экстремистских идей, а этого вполне можно добиться грамотной и целенаправленной информационной политикой. 

Особо следует подчеркнуть, что только сочетание методов убеждения, культурного просвещения и грамотного государственного регулирования поможет совладать с организованными интернетом преступными группами. Обеспечение информационной безопасности, во всех её формах и проявлениях, является краеугольной задачей любого современного государства.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире