Расследование катастрофы Як-42 завершено: виновен командир экипажа

Расследование катастрофы Як-42 завершено: виновен командир экипажа

В стране и миреПроисшествия
Расследование крушения Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой "Локомотив" на борту завершено.

На этой неделе могут быть обнародованы его результаты. Причиной аварии, очевидно, будут названы ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева, пишет "Коммерсант".

А.Соломенцев на разгоне непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы.

При этом расследование выявило, что торможение на взлете в случае с членами экипажей Як-42, переучившимися на новый тип с самолетов Як-40, вовсе не редкое явление.

Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге — парные педали двойного назначения у каждого из летчиков — схожи. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем.

Однако есть и существенное, как выяснилось, различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно как бы положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако, как убедились авиарасследователи, этого не произошло. Многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, предпочли сохранить старую позу — с ногами на педалях — и на новом типе, корректируя направление, соответственно, пятками.

При этом руководство авиакомпаний и контролирующих органов не знали о "тормозных взлетах", так как отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется. Аварий же до случая с ярославской катастрофой не случалось, поскольку возникающее замедление пилоты компенсировали режимом работы двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси.

Как установило расследование оба пилота злополучного рейса 7 сентбяря взлетали с ногами на педалях. Что неудивительно – такое положение для них было привычно: командир А.Соломенцев, просидел за штурвалом Як-40 более 5 тыс. часов, второй пилот Игорь Жевелов, только что переучился на Як-42.

Созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако на этот раз экипаж, как говорят специалисты, допустил целую серию роковых ошибок.

Во-первых, командир не правильно рассчитал так называемую скорость принятия решения, взяв цифру с потолка, понадеявшись на свой опыт. Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Кроме того ыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход — прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В итоге командир А.Соломенцев принял решение продолжить взлет.

С ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный командиром руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал, на котором возникло усилие в несколько десятков килограммов, ему стало еще труднее. И.Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1248 / сегодня: 1

Комментарии /10

11:1531-10-2011
 
 
кто то думал иначе?

11:2131-10-2011
 
 
Читатель
смайлик не уместен.

11:5431-10-2011
 
 
Читатель
уместен

12:0131-10-2011
 
 
Читатель
получается не совсем качественная работа конструкторов, не взяли в расчет человеческий фактор при проектировании... эти педали и полочки для каблуков надо срочняк переделывать, как было на старых моделях

12:2331-10-2011
 
 
Читатель
мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

совсем охренели!
такую белиберду печатают!

12:4231-10-2011
 
 
Serb
Официально на www.mak.ru - всё остальное домыслы.

13:2631-10-2011
 
 
D
МАК наш как обычно. То полот случайно РУД перемещает на взлетный режим, при этом не замечая этого (Иркутск)
Теперь вот это.
Я коненчо не специалист, но кое-что смущает.
1. Если мы что-то тянем уками то ногами в противоположную сторону упираемся, но именно пятками а не носками. Значит если б он тянул штурвал на себя то упирался б пятками тоесть мог бы при неравномерном упирании привести в движение руль направления, а никак не тормоза.

14:0231-10-2011
 
 
канечно виноват - раз родился то и виноват
е..м россию

15:0931-10-2011
 
 
Читатель
Я в самолетах не разбираюсь вообще, но странно мне. Упирался ногами в педали и совсем этого не заметил? И нехарактерное усилие на отклонение штурвала тоже? Там блондинка за штурвалом была, что ли?

20:3331-10-2011
 
 
блондинке не когда она на пешиков пялится

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире