до юбилея
338 дней
 
Реагенты на дорогах: весна покажет, кто где сыпал

Реагенты на дорогах: весна покажет, кто где сыпал

В стране и миреВ стране
По мнению экологов, весной крупные города столицы ждет экологическая катастрофа

Как можно бороться со снегом на дорогах? Перенимать опыт европейских коллег российские коммунальщики, видимо, не собираются, хотя наши северные соседи, скандинавы, давным давно придумали, как наводить порядок после снегопада, не пользуясь вредными реагентами и песком, который забивает ливневую канализацию (см. «Справку KM.RU»). Поэтому и продолжают наши труженики метлы и лопаты пользоваться проверенными средствами — посыпают или поливают дороги солями (калия, натрия или магния) да сдабривают этот коктейль песком (тем самым, что забивает ливневки). Так убирают улицы большинства российских городов и федеральные трассы... А вот крупные города пошли по собственному пути. Москва, Петербург, Казань и другие миллионники давно используют реагенты.

 Что такое реагент? В основе любого такого средства — сочетание вышеупомянутых солей, а также разнообразные присадки. Одно слово — химия! Но химия химии рознь. Если посыпать дорогу поваренной солью — это понятно. А чем посыпают столичные дороги? Оказалось, составы реагентов производители этих чудодейственных препаратов не разглашают. Что, впрочем, разумно: сообщи общественности, какой отравой обработаны улицы города, как экологи забьют тревогу и объявят власти врагами народа. Не верите? «В состав реагентов иногда включают и мочевину, и хлористый калий, и ставший почему-то очень модным в последнее время формиат натрия, который по своей сути является грубым и вредным для жителей суррогатом», — приводит издание «За рулем» слова Юрия Орлова, ведущего научного сотрудника НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ.

 Впрочем, догадаться, что ничем хорошим массовое применение реагентов не закончится, можно на собственном опыте — достаточно проехать пару километров за машиной, которая разбрасывает реагент, как стекла покроются белесым налетом, отмыть который совсем не просто. Или вот еще занятное наблюдение. Белый снег посыпают белыми гранулами, а под ногами... темно-коричневое месиво! Или мы нагоняем панику? Ведь сами производители противогололедных составов считают, что дороги крупных городов посыпают «материалом нового поколения, разработанным специально для российских условий, который не только эффективно плавит лед и безопасен с точки зрения экологии, но и более того — удобряет почву, тем самым делает окружающую нас природу красивой и цветущей».

 Красивой, говорите? Цветущей? Мы выяснили, что самый популярный на сегодня реагент состоит из формиатов, карбамида и хлоридов кальция и натрия. И вот, что про эти вещества говорят химики: «Формиаты, соли муравьиной кислоты являются вредными для здоровья человека и домашних животных. Карбамид — читай, мочевина — в небольших количествах может использоваться как азотосодержащее удобрение, но превышение допустимой дозы убивает растения. Хлорид кальция вызывает аллергию... Также указанные препараты содержат ионы хлора, которые при высоких концентрациях вредны для человека, вызывают коррозию». Теперь понятно, почему этой зимой врачи отмечают участившиеся случаи астмы и аллергии, а ветеринары только и лечат, что обожженные лапы домашних животных...

 А как влияют реагенты на дороги? «Реагенты сохраняют и увеличивают срок эксплуатации дорожных покрытий — как уже использующихся длительное время, так и новых, упрочняя их», — говорят производители препаратов. А вот профессор Московского автодорожного института Эдуард Котлярский придерживается другого мнения: «Долгое время считалось, что противогололедные реагенты не оказывают какого-либо заметного воздействия на структуру и свойства вяжущих материалов и асфальтобетона. Однако анализ наблюдений свидетельствует, что при интенсивной обработке противогололедными материалами асфальтобетонные покрытия имеют пониженные сроки эксплуатации». Впрочем, водители наверняка заметили, что магистрали крупных городов буквально «размывает» — этой зимой огромные промоины появились даже на недавно отремонтированных дорогах.

 Но зачем тогда применяют реагенты, если они вредят и человеку, и асфальту, и автомобилям, и природе? Ответ прост: когда столицу «заморозило» до -30ºС, дороги оставались чистыми. Точнее, казались таковыми. Сразу несколько уважаемых автомобильных изданий провели испытания и выяснили, что препараты поначалу действительно очищают асфальт и улучшают сцепление колес автомобиля, но затем происходит обратный процесс — по снежно-реагентной жижице машина скользит, как по ледовому катку! Зато городским властям хорошо: выгнал грузовик, который рассыпает гранулы, потом грейдерами согнал растопленный снег и готово. А то что машины бьются — так они всегда бились. Тем более, существующий ГОСТ проводить замеры по скольжению не требует...

 Получается, что от реагентов больше вреда, нежели пользы. Почему тогда молчат экологи? Не молчат. По мнению специалистов, весной после массового применения реагентов города начнут «задыхаться», потеряют немалое количество зеленых насаждений, а также увидят и совершенно неожиданные плоды массового применения «противогололедных препаратов нового поколения». Плоды — по-настоящему страшные... «В состав реагентов вошли удобрения, которые при таянии снега на снегоплавильных пунктах в огромных количествах попадают в реки. Уже на следующий год в водоемах может появиться лысая рыба с тремя глазами и десятью плавниками. Последний раз жители столицы видели эти ужасы десяток лет назад», — с таким заявлением выступил директор Центра изучения региональных проблем Михаил Хартман. Или это только фантазии одного ученого?

 Нет, такого же мнения придерживается и зампред рабочей группы по противогололедным реагентам при правительстве Москвы, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков: «Сейчас нормы и объемы реагентов завышены как минимум в 10-12 раз, из-за чего даже в 30-градусные морозы во дворах стоят лужи. Даже зимой этот рассол вместе с перемолотой мраморной крошкой высыхает. Вы видите белым налетом покрытый асфальт? Это соль с мелкими частицами карбоната кальция. Дальше ветром это поднимается в воздух, и мы этим дышим. А на газонах это чревато нарушением системы минерального питания растений, выпаданием зеленых насаждений, угнетением деревьев и кустарников».

 Но власти Москвы (как и руководство других крупных городов) ни химиков, ни экологов не слышит. Точнее, слышит, но избирательно: «Много жалоб идет по поводу реагентов, которые мы сыплем, что, мол, они обувь портят, — поведал глава столицы Сергей Собянин изданию «Газета.Ru». — Действительно, такая проблема есть, и такая дискуссия всегда была… Но после того, как перестали применять реагенты, было огромное количество травм, просто огромное. Потом мы все-таки приняли решение вернуться к применению реагентов, но не тех, которые были. Выработали новые стандарты, выработали состав этих реагентов, чтобы они максимально были безопасны и экологически чисты...» Так что столичные власти считают новые противогололедные составы экологически чистыми и безопасными. И пока не появится «лысая рыба с тремя глазами и десятью плавниками», дороги продолжат посыпать ядовитой химией...

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Иван Щербаков
km.ru

всего: 923 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире