Стратегия-2020: За все заплатят автомобилисты

Стратегия-2020: За все заплатят автомобилисты

В стране и миреЭкономика и финансы
В итоговом варианте Стратегии-2020 представлены не только очевидно необходимые (хотя и болезненные) реформы вроде уменьшения вмешательства государства в экономику, смены бюджетных приоритетов и снижения дефицита пенсионного фонда, но и экстремальные предложения.

Они сохранились и сейчас, когда Стратегия уже почти стала программным документом правительства. Так, в документе осталась целая глава, посвященная тому, как одним махом (точнее, за 4-6 лет) перепрыгнуть самые сложные препятствия и сразу оказаться в стране с совсем другой экономикой. План в случае удачного развития событий позволит одновременно избавиться от нефтяной зависимости и найти деньги на снижение социальных взносов, а в случае неудачного (и вероятного) — взвинтит цены на бензин и другое топливо.

В самой стратегии сказано, что «в силу крайне высоких сопутствующих макроэкономических рисков и сложности их предварительного просчета и оценки» сценарий «не рассматривается среди основных», а его реализация требует серьезной политической воли и готовности правительства и президента принять на себя политические и экономические риски.

Но, судя по всему, воля у президента и премьера присутствует. Сценарий, несмотря на всю его опасность, не был отвергнут на совещании у президента Дмитрия Медведева, и его принятие остается вполне вероятным. Как сообщил «Финмаркету» один из чиновников, участвовавших в совещании, президент поручил еще раз все хорошо просчитать и внести экстремальный план вновь. Один из участников работы над стратегией, рассказывал «Финмаркету», что авторство раздела принадлежит помощнику президента Аркадию Дворковичу. И это не единственное предложение Стратегии-2020, которое потенциально может переложить издержки реформ на автомобилистов.

Первым пунктом плана значится полная отмена экспортных пошлин на нефть.

Вторым — резкое (на 8,1% ВВП) повышение налога на добычу нефти — НДПИ, — которое не только покроет выпадающие из-за отмены пошлин поступления в бюджет, но и принесет ему огромные дополнительные доходы.

Ликвидировать экспортные пошлины в стратегии предлагается по трем различным вариантам:

 

  • При отсутствии модернизации нефтепереработки и низкой конкуренции. Цена на бензин без учета налогов в этом случае вырастет на 32%. Вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) поднимают цены до уровня монопольных. Государство идет на частичную компенсацию роста цен, снижая акцизы на бензин. Розничная цена для населения поднимается на 20,4%, для промышленных предприятий — на 26,4%.
  • Антимонопольные мероприятия. Усиление конкуренции на рынке нефтепродуктов. Государство «в ручном режиме» следит, чтобы вертикально-интегрированные нефтяные компании не монополизировали рынки сбыта. За счет снижения акцизов на бензин и повышения конкуренции, цены для населения растут всего на 11,6%, для предприятий топливо становится дороже на 20%.
  • Конкурентная среда на рынке нефтепродуктов, модернизация нефтепереработки. На отечественный рынок приходят иностранные компании, которые работают как с промышленными предприятиями, так и в рознице с минимальной маржой, отечественные нефтяные компании вынуждены устанавливать в опте и рознице такие же цены, как и у иностранных компаний, запредельная торговая надбавка на внутреннем рынке существенно снижается. Цены на бензин без учета налогов подскакивают сразу на 54% (цена в Европе за вычетом транспортных издержек), но розничная цена нефтепродуктов для потребителей за счет конкуренции с импортными поставщиками поднимается всего на 8,4 %, а для промышленных потребителей — на 25,8 % (за счет снижения акцизов и роста конкуренции в торговле).

В этом идеальном варианте отечественные компании, не способные или не готовые к модернизации, покидают рынок, а маржа в торговле бензином внутри страны приходит «в соответствие с лучшими примерами мировой практики».

Если уж решаться на такую радикальную реформу, затягивать с ее реализацией не стоит, считают авторы. Оптимальный срок — 6 лет, при этом ВВП ежегодно будет терять по 0,2% в первые годы (в основном за счет падения выпуска в нефтепереработке, химии и нефтехимии, которые напрямую пострадают от подорожания сырой нефти), и 1% в последние годы реформы.

В третьем, «идеальном сценарии» негативного влияния на экономику почти нет — ВВП за 6 лет снижается всего на 3%. Деньги полученные в ходе реформы, авторы предлагают направить на компенсацию снижения ставок страховых взносов.

Рост цен на бензин — не единственный неприятный сюрприз, который может ждать автовладельцев. Для них авторы Стратегии — 2020 припасли еще один раздел — о финансировании дорожного хозяйства.

В нем утверждается, что сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Хотя сами автовладельцы уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна, купив «дорогой» бензин и уплатив транспортный налог, на самом деле через акцизы и налог они оплачивают только 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. И это сейчас, при низких затратах на инфраструктуру. А до 2020 года на ремонт и содержание дорог нужно будет тратить 3-3,3% ВВП в год, считают авторы Стратегии-2020.

Эта ситуация не имеет аналогов в зарубежной практике: во всем мире за счет road money — налогов и сборов, включенных в совокупную цену владения автомобилем, в том числе целевых налогов в цене моторных топлив — покрываются все расходы на дорожное строительство. Так что ничего не остается делать, как применить к российским водителям самый жесткий сценарий реформы автодорожной отрасли.

Проехал — заплати. Должен быть введен универсальный налог за километр пробега. Такая схема, введенная в Нидерландах с прошлом году, предполагает дифференцированные ставки транспортного налога, зависящие от категории и местонахождения дороги, по которым за год ездил автомобиль, а также от его характеристик и от его владельца. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека автомобиля; наличие необходимого для этой цели бортового оборудования становится обязательным. По мере роста масштабов применения системы ГЛОНАСС, в России в налоговых целях могла бы использоваться эта система.

Бензин должен быть дорогим. В 2012-2015 гг. акцизы на моторные топлива должны быть повышены не менее чем на 7—8 рублей в расчете на 1 литр (не вполне ясно, как это коррелирует с планом отмены экспортных пошлин на нефть и повышения НДПИ). В перспективе «целевые дорожные деньги» («road money») должны составлять порядка 30 % от розничной цены бензина.

Бесплатной парковки не бывает. Введение местных налогов за использование территории муниципальных образований для парковки автомобилей.

Для того, чтобы реформа не вызвала шок с соответствующими социальными и протестными последствиями, автомобилистов к изменениям нужно подготовить. Список «работы над сознательностью» прилагается. Власти должны регулярно говорить о том, что потенциал автомобильных дорог и городских улиц, сооруженных в советскую эпоху, давно исчерпан; проблема качественного и доступного жилья однозначно связана с дефицитом транспортно-доступной территории, в бюджете никогда не найдется достаточно средств на дороги, у иностранных инвесторов взять их тоже не получится.

И, наконец, о том, что российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Комментарии /30

15:1219-03-2012
 
 
Читатель
шакалы

15:2219-03-2012
 
 
Zerkog
ну что, проголосовали? наслаждайтесь результатами

15:3019-03-2012
 
 
Zerkog
самое адекватное и объективное- включить "дорожные" сборы в стоимость горючки, отменив всяческие платы за парковки, транспортный налог и тем более платные дороги. потому как сколько поехал- столько дорог испортил, больше сжег- машина мощнее и тяжелее и так далее...

15:3419-03-2012
 
 
Читатель
допусти:покупаю сейчас машину в кредит.денег мне хватает заплатить ежемесячный взнос в банк и поездить месяц на бензин.Тут резко поднимаются цены на горючку. Машина как сувенир мне не нужна. да Я буду за любой кипишь кроме голодовки в котором даже банки забудут о моем долге

15:3919-03-2012
 
 
аппазиция винавата
это она подлая вновь избранному президенту эту "стратегию - 2020" подсунула, а разработали эту стратегию в госдепии на деньги госдепии, президент же шь сам об этом сказал - на деньги госдепии аппазиция живет и провокации антипрезидеские устраивает

15:4319-03-2012
 
 
Читатель
так держать, вован!

15:4919-03-2012
 
 
Никита
Не могу оставить комментарий!!! Пишет, что нецензурно выражаюсь. Хотя бранных слов не использую!!!

15:5119-03-2012
 
 
Амбер
Пенсии зато повысят. Некоторые порадуются такой заботе

15:5119-03-2012
 
 
Никита
Что бы хватало на строительство дорог в нынешних реалиях. Достаточно одной меры!
Надо просто разобраться из чего состоит цена 1км. построенной дороги.
А так, как цена на 50% состоит из сумм которые в последствие расходятся по карманам чиновников и т.д.
То можно как раз снизить затраты государства на дороги до 50%, вот и выйдет, что автомобилисты оплачивают 100% строительства дорог!

15:5219-03-2012
 
 
читатель
бараны проголосовали а пострадают все

16:0519-03-2012
 
 
читатель
голосуй не голосуй, всё одно получишь ***

16:2019-03-2012
 
 
Читатель
Вот вам вовкин оскал!

16:3119-03-2012
 
 
Читатель
не зря ВОЛОДЯ плакал на кокой-то площади?.. НАС жалко было

16:4319-03-2012
 
 
Читатель
А я глупый и не знал, что в экономическом бардаке, творящемся в стране, виноваты владельцы авто.

16:4519-03-2012
 
 
обыватель
толи ещё будет..."стабильность" в действии...за км будем платить(с установкой GPS),а также акциз,а также инфляцию добавят к стоимости+ВТО+парковки...
"И, наконец, о том, что российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили."
чего -то редко встречаю дороги
судя из 3-х сценариев повышение будет 100 пудово нормальное

16:5219-03-2012
 
 
обыватель
...нам опять чешут что денег не хватает,50% всего лишь,типа 50 не хватает,при условии того что дороги у нас очень дорогие...дороже немецких в строит-ве и обслуге...может пу 50% доплачивает из своего кармана...помнится про жкх тоже самое толдычили-типа за вас россияне государство доплачивает,а вы лишь 30-40% платите...проверенная метода-сначала мозги промыл(всё типа обосновав "аргументированно" с акцентом на абстрактные проценты) а потом потихоньку внедря чтобы не особо заметно...

16:5419-03-2012
 
 
обыватель
скоро друзья и за детей в школе платить будем,помимо учебников за 3-5 тр (кот. за год покупаются,кто-то бобы на печатание зарабатывает)

16:5919-03-2012
 
 
sok
а я своей в школу планшет куплю, он полегче учебников будет, накачал туда всю литературу, и с первого по 11класс хватит(если не сломает)))))))))

17:5919-03-2012
 
 
для sok
нетбук китайский за 5тыс хорошо справляться.

18:1719-03-2012
 
 
Читатель
стою на советской в пробке. Кто нибудь знает когда она закончится???

18:2819-03-2012
 
 
Влад
Тоже кричат что денег нет city-n.ru/view/299752.html
В общем нас и страну обворовывают, а мы только сидим у компа и материмся.

18:3419-03-2012
 
 
ЧитательЧитатель
стою на советской в пробке. Кто нибудь знает когда она закончится???

Да нет там пробки.

18:3719-03-2012
 
 
Влад
Сити!!! Правда глаза кому то колет, что предыдущий комментарий удалили мой?

19:0019-03-2012
 
 
Киномеханик
Думаю они забыли в каком состояние окажется народ и что он может сделать с этой властью.

19:0919-03-2012
 
 
ВоВаПуу
Это кто здесь тявкает?!Ша!А мордой в сортир?!

21:4319-03-2012
 
 
Читатель
Даа сити. Быстро вы подрабатываете на кого то - комменты удаляете. Молодцы .

22:0119-03-2012
 
 
Читатель
132

22:0219-03-2012
 
 
Читатель
Ну, за парковки и правда бы не мешало деньги брать, а то понаставили своего шлака во дворах - место только занимают.

А вот налоговая политика, мягко говоря, неправильная...

09:2120-03-2012
 
 
123
я буду боставать!

14:2712-04-2012
 
 
123
А я воевать

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире