По словам высшего руководства страны и сообщениям в СМИ, 2011 год ознаменовался общим ростом экономики и выходом российского бизнеса из кризиса, начавшегося в 2009 году. Центр социологических и маркетинговых исследований «Афина» пообщался с представителями малого бизнеса в Новокузнецке и на юге области, чтобы лично узнать, как наши бизнесмены пережили кризис и действительно ли оправились после него.
В исследовании приняли участие 49 бизнесменов — представители пяти сегментов:
-производство;
-сфера услуг;
-продажа продуктов питания;
-продажа одежды и обуви;
-предприятия общественного питания (кафе и рестораны).
В ходе проведенной работы были получены следующие результаты.
Кризис нанес ощутимый удар по малому бизнесу. Это отмечают 94% предпринимателей.
Наиболее сильно от кризиса пострадали организации, занимающиеся предоставлением услуг населению (у 9% опрошенных бизнес стал убыточным, а у 91% прибыль сильно упала). Сильно пострадали от кризиса фирмы, занимающиеся продажей одежды и обуви, и фирмы-производители товаров народного потребления (100% опрошенных отметили падение прибылей). Лучше всего пережили кризис компании, продающие продукты питания, и предприятия общественного питания – здесь еще раз подтвердилась теория о том, что компании FMCG-сектора легче всего переносят временные экономические стрессы. Тем не менее, 10% руководителей продуктовых магазинов, в основном прилавочного типа, отметили, что их бизнес стал убыточным. Однако это может быть связано не только с кризисом, но и с постоянным расширением федеральных и региональных сетей продуктовых супермаркетов.
Среди основных послекризисных проблем, не решенных до сих пор, называют такие как низкий спрос на товары и услуги, низкая средняя стоимость чека (особенно это отмечают владельцы кафе и ресторанов) и возросшая конкуренция (ее рост отметили все, кроме производителей товаров общественного потребления – четверть опрошенных в этом сегменте заметили, что конкурентов после кризиса стало меньше).
Интересно поведение предпринимателей в области ценообразования и управления персоналом. В 80% опрошенных организаций во время кризиса и в послекризисный период волны увольнений не последовало, там работает столько же сотрудников, сколько и до 2009 года. Цены местные предприниматели поднимать не стали, за исключением 10% продавцов продуктов питания. Наибольшую лояльность к своим потребителям проявили предприятия сферы предоставления услуг – 55% снизили цены, а 45% оставили прежними.
При всех проблемах и сложностях предприниматели проявили большой оптимизм. Лишь 8% всех опрошенных задумывались о закрытии фирмы.
На сегодняшний день ситуация на рынке стабилизировалась, но, к сожалению, не для всех.
Только 51% опрошенных бизнесменов ощущает стабильность и рост. Из них многие высказались, что практически все последствия кризиса уже позади, а наиболее оптимистичные респондентыуверены, что от кризиса не осталось и следа. Остальные опрошенные настроены не столь оптимистично.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: