Другими словами, нефтепроизводители собираются воспользоваться «мораторием», как поводом повысить цены вдвое от европейского образца, на который они ссылаются. Сами нефтяники отрицают, что повышение случится из-за отмены моратория и ссылаются на «сезонный фактор» в виде наплыва «подснежников».
В «Российской газете», ссылаясь на прогноз Минэкономразвития, объявили о готовящемся нефтепроизводителями повышении цен на бензозаправках в ближайшие месяц-два. На протяжении нескольких месяцев с начала года «бензиновые» цены на АЗС практически не менялись, отыграв повышение на 0,1%-1,5% в апреле. Это связано с «мораторием», предписанном в начале года Минэнерго крупнейшим нефтяным компаниям. Розничные цены были «заморожены» сначала до президентских выборов, а затем до инаугурации свежеизбранного президента. Как предсказывают в информационно-аналитическом центре (ИАЦ) «Кортес», составившем отчет для МЭРТ, розничная стоимость топлива в ближайшие месяцы «догонит» европейскую бензиновую инфляцию.
Исследование европейского рынка показало, что в среднем в ЕС стоимость бензина увеличилась за первые месяцы года на 10%. Самый дорогой бензин в Европе по-прежнему продается в Норвегии, Италии и Греции. В этих странах он стоил к началу апреля 75,7, 71,6 и 71,3 рубля за литр соответственно. Во всей Европе топливо в среднем подорожало на 9,7%, а наибольший рост цен на бензин в первом квартале 2012 года наблюдался в Венгрии (на 15, 6%), далее следуют Польша (15,1%) и Болгария (14,9%).
По результатам моратория Россия заняла 30-е из 32 мест в «антирейтинге» стоимости автотоплива. И цены до апреля, в сравнении с Европой, практически не менялись. Однако это стало результатом удачной манипуляции со статистикой, отметили в «Московских новостях». Перед новогодними праздниками (то есть, перед введением моратория), нефтяники заранее повысили цены в среднем на 8,48%. Стоимость Аи-95 тогда в течение недели увеличилась в среднем с 25,44 до 28,54 рублей за литр. Эта цена уже не менялась до апреля, а все сравнительные с Европой подсчеты начались уже после заблаговременного повышения. Что обеспечило «красивые» результаты в отчетной статистике. А вот, если брать за точку отсчета начало декабря прошлого года, то на конец апреля рост стоимости Аи-95 составил 10,8%. Что сравнимо со среднеевропейскими показателями.
Если первое повышение цен было «заблаговременным» и связанным с введением почти полугодового моратория, то следующее повышение обещано нефтепроизводителями уже в связи с окончанием действия моратория-фикции. И в итоге рост цен может превысить 20% от стоимости Аи-95 на начало декабря 2011 года.
Сами нефтепроизводители объявляют, что в мае-июне автовладельцев ждет не повышение цен в связи с окончанием моратория, а «традиционный летний фактор» – увеличение потребления топлива. Так, к примеру, выразился ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. В дальнейшем рост цен на бензин наблюдаться не будет, обещает эксперт, которому о сегодняшних словах вряд ли напомнят к следующему повышению цен на заправках.
Как подсчитали социологи из «РИА-Аналитика», официально не случившееся повышение в последние 6 месяцев привело к тому, что более 50% респондентов-автомобилистов значительно сократили поездки на своих авто из-за роста цен на топливо, а 20% готовы так поступить лишь при цене 35 рублей за литр. При относительно невысокой стоимости топлива расходы на бензин обременительны для многих российских граждан, поскольку средний заработок у нас значительно ниже, чем в развитых странах Европы. По оценкам экспертов, больше всего бензина на свою среднюю зарплату могут купить жители одной из самых богатых стран мира, Люксембурга, – целых 3,2 тысячи литров в месяц. На втором месте страна с самым дорогим бензином – Норвегия, граждане которой могут позволить себе приобрести 3 тонны топлива. На третьем месте Австрия – 2,8 тыс. литров 95-го бензина в месяц могут приобрести австрийцы на свой средний заработок после уплаты налогов. Замыкают первую пятерку Бельгия и Швеция.
Россия по этому показателю находится на 22-м месте – с 740 литрами бензина в месяц мы расположились между Эстонией и Венгрией. Получается, что на среднюю зарплату автомобилист в РФ может позволить себе в четыре раза меньше нашего не очень дорогого бензина, чем норвежец, который платит за топливо больше всех в Европе.
Комментарии /2
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: