ЕС – Россия: развеянные иллюзии

ЕС – Россия: развеянные иллюзии

В стране и миреПолитика
Вчера вечером в Петербург на возглавляемую президентом Владимиром Путиным встречу с россиянами прибыли, в частности, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jos Manuel Barroso) и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей (Herman van Rompuy). Переговоры пройдут сегодня. Последние годы отношений ЕС и России ознаменовались бесконечными переговорами на тему Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно было регулировать все сферы взаимных контактов. Противоречий остается много, и ни одна из сторон не хочет спешить, поэтому работа над документом до сих пор не завершена. И это ставит под сомнение «стратегический» и «партнерский» характер отношений - определения, которые звучали в предшествующих саммиту высказываниях Баррозу.

«У Евросоюза и России сейчас напряженные отношения. Отсутствие общей позиции по Сирии, отсутствие прогресса в работе над соглашением о Партнерстве и сотрудничестве и перемен в визовой теме, разногласия вокруг вопросов энергетического рынка, остающийся незавершенным вопрос членства России в ВТО», - перечисляет Rzeczpospolita Александр Рар (Alexander Rahr) – эксперт Совета по внешней политике Германии.

Энергетика. В энергетической политике обе стороны разделяет европейский Третий энергетический пакет, главное требование которого – отделить производство энергии от ее транспортировки и дистрибуции. На практике это означает, что Газпром не может участвовать на территории ЕС в предприятиях, связанных с транзитом газа, что крайне болезненного ограничивает его бизнес-возможности на европейском рынке. Россия пытается выторговать себе исключения из данных правил, что пока не принесло результата. Это отчасти связано с тем, что она сама не хочет открыть двери для европейских инвестиций в своем энергетическом секторе. Важность энергетической тематики на саммите будет подчеркивать присутствие в европейской делегации еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера (Gunther Oettinger).

По сделанному перед саммитом заявлению постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, Россия будет апеллировать к ЕС, чтобы тот признал «Южный поток» приоритетным европейским проектом. Такой ранг имеет проект-конкурент – Nabucco. Теоретически это могло бы дать доступ к европейским средствам. Однако, например, «Северный поток» хотя и был проектом общеевропейского значения, никаких денег от ЕС не получил. По «Южному потоку» российский газ будет поставляться в ЕС по дну Черного моря, в свою очередь, по Nabucco должен пойти газ из Ирана, Азербайджана и Турции.

Визы. Россия заключила двусторонние соглашения по упрощению визового режима, и существует также пилотная программа о безвизовом передвижении с Польшей, распространяющаяся на Калининградскую область. Ее положительно оценивают в Брюсселе, однако она не станет исходной точкой для переговоров.

«Подобную программу сложно распространить на всю территорию России, это локальный договор, который охватывает население приграничных регионов. Для полномасштабного договора необходимо соблюдение всех условий», - сказал Rzeczpospolita европейский дипломат, принимавший участие в подготовке саммита. Речь идет о паспортных документах с необходимой степенью защиты, предотвращении нелегальной миграции, договоре о взаимной выдаче незаконных мигрантов, совместном паспортном контроле на границах между ЕС и Россией. Для России, как и других стран-соседей Евросоюза договор о безвизовом передвижении – это наиболее желанный элемент двусторонних отношений. Однако ЕС ведет переговоры крайне осторожно, боясь наплыва преступников, использующих фальшивые российские паспорта. «Мы не будем обещать никаких искусственных конкретных сроков завершения переговоров по данному вопросу», - сообщил европейский дипломат.

Модернизация. Европейский союз утратил веру в масштабный проект модернизации России в обмен на демократические перемены. «Европейцы уже отказались от попыток поучать Россию. Благодаря этому взаимные отношения могут стать более прагматичными, приобрести деловой характер. В этом есть немалая заслуга Польши, которая начала разговаривать с Россией», – полагает Димитр Бечев, глава софийского подразделения Европейского совета по международным отношениям. «Но каждая страна борется за более выгодный доступ своих компаний к российскому рынку самостоятельно», - добавляет болгарский эксперт.

Дипломатия. ЕС не может ожидать от России поддержки своих инициатив в сфере  международной безопасности, что особенно заметно в случаях, когда это касается стран, где у Москвы есть собственные влияния – Ирана и Сирии.

На примере отношений ЕС – Россия видно, что новая модель европейской внешней политики себя не оправдала. С момента вступления в силу в декабре 2009 года Лиссабонского договора за эти отношения, включая организацию саммитов,  отвечает Брюссель, а не страна, которая в данный момент на ротационной основе председательствует в Евросоюзе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /1

11:3207-06-2012
 
Сосед
А у кого эти иллюзии были? У Россиян, у правительства Росии или у европейцев?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире