Жерло адово
Советская архитектура эпохи авангарда не только рвалась в небо, но и врывалась в землю, находя свою эстетику даже в таких сооружениях, как подземелья. И в нашем городе невиданный проект превращения подземелья в особый вид социалистического пространства был-таки реализован.

Причём в условиях, когда официальный подход к трактовке подземелья советская власть ещё даже не выработала: московский метрополитен - этот эталон советского подхода к одухотворению подземного пространства - ещё не был заложен.

И поэтому совсем не зря одной из наиболее любопытных достопримечательностей нашего города стал открытый на площади Побед 7 ноября 1933-го самый длинный в Кузбассе автомобильно-пешеходный тоннель под КМК, что соединил Верхнюю и Нижнюю колонии. Сооружение почти символическое - его жерла-порталы выглядят сродни вратам ада. Да они ими и являются - через могильный холод подземелий выводят к огнедышащим цехам.

Тоннель уникален. Его длина - 540 метров, ширина основного тоннеля - семь метров и двух вспомогательных - по полтора - итого десять, высота до потолка - около четырёх метров. По каждой стороне перекрытия поддерживают по 307 железобетонных столбов. Над тоннелем построены три купола - очертания первого угадываются с площади Побед. Их цель - нагнетание воздуха. Обошлось сооружение подземного монстра Стране Советов в 6 миллионов рублей. “Большевистская сталь” 9 декабря 1932 года писала, что на строительстве тоннеля вынуто 180 тысяч кубов земли, уложено 13 тысяч кубов бетона и железобетона, засыпано 6 тысяч кубов гравия и 62 тысячи кубов земли. Тоннель пересекают 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги, построено 16 мостов.

При рытье тоннеля выяснилось, что грунт не выдерживает проектную нагрузку - под ним был плывун, и пришлось забить дополнительно 800 свай. Кроме того, из-за недоделок ещё долгие годы в дождь он наполнялся грязью, а 12 июня 1937 года газета писала: “Тоннель получился узким, и это не позволяет пустить через него трамвай, который соединил бы Верхнюю колонию с Нижней”.

Работал на стройке и Андрей Севастьянович Филиппов- “человек-экскаватор” и почётный гражданин города впоследствии. Его бригада вырабатывала в смену до 300 кубометров земли. Лопата Филиппова хранится в Научно-техническом музее имени И.П.Бардина - рабочая часть полметра на полметра.

Когда тоннель был пущен в эксплуатацию, Верхняя колония была едва ли не самой оживленной частью города. Во всяком случае, самой цивилизованной- точно: гостиница с номерами люкс с ванными, больница, школа, первый Сад металлургов (он же Сад Курако), в деревянных коттеджах на Орлиной улице жили иностранные специалисты. Так что выход на гору с оборотной (ныне) стороны тоннеля был сделан с особым тщанием: пешеходные дорожки уложены каменными плитами, природным камнем облицованы боковые стенки, а слева от входа наверх можно было подняться по затейливой каменной же лестнице. Нынешний же центральный вход, украшенный наградами КМК, тогда напоминал вход в пещеру.

Здесь, в пугающих сумерках, можно наткнуться на нечто совсем ужасное - прямо в стену вмурован гроб с не дожившим до пуска тоннеля прорабом Александром Михайловичем Заевым - он завещал похоронить его в толще заводской земли. Старожилы боялись ходить с Верхней колонии по ночам - говорят, дух погребённого здесь прораба и ныне вот уже сколько лет бродит под холодными и мрачными сводами тоннеля.

А история этой могилы такова. Заев внезапно заболел и умер от воспаления легких. Но перед смертью “чтоб избежать разрыва со стройкой, чтобы не уйти бесследно в пустоту... просил похоронить... на том именно участке, который он вёл”, как писали тогда. Вот его и замуровали в стену тоннеля, напротив второй проходной КМК. На чугунной доске читаем: “Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М.Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года”.

Есть довольно жуткие воспоминания о похоронах. “Обитый кумачом гроб, привязанный к стреле подъемного крана, торжественно проплыл в жгучем морозном закатном воздухе над головами тысяч собравшихся... Гроб возносился над пустотой- волнующий, значительный и необыкновенный... как лодка, готовая доплыть в синеву...”. “На могилу Заева, - повествует старожил, - насыпали гладкого речного щебня, а в ноги на щебень поставили четыре высоких решетчатых жаровни с коксом, чтоб влажная речная галька не смерзлась...” Фразы “жгучий морозный вечер”, “чтобы галька не смерзлась” не очень вяжутся со временем- умер-то Заев в июле...

Порталы тоннеля были построены десятилетием позже-в самый разгар войны, когда враг стоял у стен Сталинграда. Оттого, может быть, их стилистика запечатлела небывалой силы трагизм. Вообще они чем-то схожи с порталами станции метро “Павелецкая” в Москве, построенными в это же самое время. Портал амбразуры тоннеля решён по образцу римских триумфальных арок с полуколоннами дорического профиля.

Органичным продолжением тоннеля сразу же стал спуск-подъём от амбразуры тоннеля до Верхней колонии. Мощные ступенчатые парапеты из настоящих квадров (блоков) естественного камня, обработанные под скалу. Наверху парапеты начинаются четверть-кольцами “клешней”, перед которыми стоят два огромных цельных блока небольшой высоты - пьедесталы для так и не осуществлённых скульптур.

Перед порталом возвели две монументальные лестницы с арочными нишами. По лестницам можно было подняться сразу на уровень завода. И весь этот монументальный ансамбль построен (именно сложен, а не просто облицован) из тщательно обработанных квадров песчаника, когда швы доведены чуть ли не до толщины волоса. Асфальтовое покрытие, как тротуаров, так и самого шоссе, уложено по бетонному основанию, а не просто по гравийной подсыпке.

Этот апофеоз величия Верхней колонии звучит и по сей день, несмотря на поздние увечья, нанесенные в последней трети прошлого века. Местные легенды говорят, что триумфальный ансамбль тоннельного спуска был будто бы создан по проекту архитектора Михаила Посохина, который защитил диплом в Томском технологическом институте, а в 60х годах был главным архитектором Москвы. Хотя имеются проекты местного зодчего- Николая Бровкина.

Правда, в легенде об авторстве М. Посохина Н.Бровкину отдается приоритет в решении въездов трёх проходных, что расположены в теле самого тоннеля.

В ноябре 1995 года проведена реконструкция тоннеля: с помощью Новосибирской академии строительства он был изолирован бетонитовой глиной. Сегодня тоннель утратил свое прежнее транспортное значение-узковат стал для автомобильного движения. Да и сообщаться через него сегодня особенно не с кем-Верхней колонии практически не существует: несколько зданий, пожарка да гаражи.


Фото /4

1
2
3
4
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Вячеслав Паничкин
"Кузнецкий рабочий"

Комментарии /16

09:3925-06-2012
 
Читатель
Адово, например.

10:1525-06-2012
 
А история этой могилытакова.
исправьте)

10:1525-06-2012
 
Читатель
Спасибо автору за интересный очерк.

10:3525-06-2012
1
Шпили-вилли
+1. только сложилось ощущение что во фразе «город-сад» теперь букву «с» не менять на «з» надо, а убирать вообще))

10:4025-06-2012
 
в отпуске
а все нано и нано.... вон лопата пол метра на полметра и вперед)))) надо ее на эксперименты в сколково отправить, мож придумают нано эксковатор)))))

10:5925-06-2012
 
сити-нА история этой могилытакова.
исправьте)

Спасибо, исправили

11:3525-06-2012
 
Читатель
А современные фотографии есть? Поставьте, сити-н, пожалуйста. Любопытная статья.

11:4625-06-2012
 
Читатель
Не ценим мы свои достопримечательности. Можно бы было повеселей как-то написать.

12:3925-06-2012
 
Мысли вслух
Это точно. Можно как-то попозитивней рассказать было . История города. Один год все по этому тоннелю приходилось ходить. Даже личные рекорды на время устанавливали. Первый раз когда вышли из тоннеля прямо удивлены были как красиво оформлены пешеходные дорожки. В городе такого не было. Да и приятно удивили тогда постройки. Сейчас давно там не были, может и нет уже ничего этого

12:4925-06-2012
 
Из детства
А мне нравилось когда люди после смены или на смену шли. Всегда столько много и возникало ощущение, что делают что-то одно и общее дело. Даже завидовала тем кто там работает и уважала отца. Однажды даже на день открытых дверей на КМК меня водил. В памяти осталась красота металла из мартеновских печей , газированная вода из обчных кранов для питья и ощущение гордости, что именно мой отец там работает и управляет всей этой махиной.

12:5125-06-2012
1
Из детства
Вячеслав, как же надо не любить свою историю чтобы в таких красках все описать! Фильмов ужасов пересмотрели видно!

15:2125-06-2012
 
Имяй
многа букф ни асилил

20:3225-06-2012
 
Читатель
Ну и балбес!

12:5817-07-2012
 
IFF
Неоднократно там ходил; трепета и "мурашек" не ощущал... Доктор, что со мной не так?!!!

19:3810-10-2012
 
галя
Я очень любила ходить по тоннелю на каблуках,звонкий цок получался. А вот в сумерках там действительно жутко,там души тех,кто погиб при строительстве завода.И говорили cтарожилы,что это одного похоронили,а скольких так засыпало...

19:2601-03-2016
 
Сергей
А я слышал, что товарища Заева просто завалило, несчастный случай. А откопать сложно было, слишком много грунта нужно было поднять, а сроки как всегда горят... Ну и решили, а что чиниться, поставим плиту, и дел то куча.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости