ОДКБ: Таджикистан на пороге гражданской войны

ОДКБ: Таджикистан на пороге гражданской войны

В стране и миреВ мире
Несмотря на массовую (по данным таджикских СМИ) сдачу боевиками оружия и прекращение сопротивления, Таджикистан вплотную подошел к той грани внутренней нестабильности, преступив которую есть все основания предположить, что может быть снова развязана полномасштабная гражданская война.

В последнее время стало привычным, что в мирное время, правительственные войска Республики Таджикистан проводят на своей территории широкомасштабные военные операции. Поводом на этот раз послужило то, что в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), был убит высокопоставленный сотрудник государственного комитета национальной безопасности генерал А.Назаров.

В спецоперации приняли участие более 3-х тыс. солдат и офицеров силовых структур, задействованы боевые вертолеты, бронетехника и артиллерия. В качестве же противников по информации опять же государственных таджикских СМИ выступили преступные клановые группировки, основная деятельность которых производство и транзит наркотиков с территории Афганистана.

Однако не все так прозрачно, как кажется на первый взгляд. Напротив, все, что касается Центральной Азии, является делом запутанным и непредсказуемым.

С одной стороны, складывается впечатление о переделе сфер влияния криминалитетом, к которому, учитывая особенность жизни данного региона, имеют отношение и чиновники властных структур (тот, кто жил в центрально-азиатских республиках, представляет, что зачастую власть и криминал – понятия если не неразделимые, то уж точно мирно существующие).

Так, отдельными СМИ высказано предположение, что у А.Назарова (бывший полевой командир вооруженной оппозиции) и Т.Айембекова (также бывший полевой командир времен гражданской войны 1992 г., ныне заместитель начальника Ишкашимского пограничного отряда) были договоренности по определенным видам контрабандного товара. И когда возникли некоторые проблемы, генерал Назаров сам лично отправился их урегулировать. Но что-то пошло не так, и его убили.

В то же время, наивно было бы предполагать, что суть конфликта – это конкуренция между двумя наркогруппировками, условно-частной и государственной. Конфликт одновременно и этнополитический.

По мнению российского эксперта А.Князева Эмомали Рахмону и его окружению, сформированному по родственному и земляческому признакам, удалось практически полностью уничтожить некулябскую составляющую в системе государственной власти. А нынешние события – это зачистка политического, экономического и всех иных пространств от последних, уже немногочисленных, остатков оппозиции. Аналогично тому, как летом 2010 г. это происходило в Раштском регионе, когда бывших оппозиционных власти командиров точно так же обвинили в уголовщине и начали проведение войсковой операции.

Так что, данные события – это продолжение гражданской войны, где по обе стороны конфликта – два враждующих этнических лагеря.

Теперь посмотрим на конфликт в Таджикистане с точки зрения субъекта международного права и членства его в таком военно-политическом блоке как ОДКБ.

Подписанием Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 г., Душанбе закрепил за собой позицию считаться государством-основателем данной организации. В условиях наличия в те годы множества внутренних и внешних конфликтов, в том числе, гражданской войны в самой республике, Таджикистан тем самым принял на себя обязательство по «защите территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба».

Можно по-разному трактовать ныне происходящие в республике события, но факты остаются фактами: существует реальная угроза суверенитету и территориальной целостности (неподчинение центральным властям и сепаратистские настроения в ГБАО), антиправительственную группировку поддерживают боевики из Афганистана (идет их переброска через границу при молчаливой помощи правительства Х.Карзая), а также практически непрекращающийся транзит наркотиков.

То есть, присутствовали все предпосылки для включения механизма ОДКБ по обеспечению безопасности одного из ее членов. В качестве же способа напрашивается задействование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Напомним, что такие силы созданы в 2009 г. для выполнения таких основных задач, как локализация вооруженных конфликтов, участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, транснациональной организованной преступностью.

То есть, реализация задач вполне возможна в сложившейся ситуации. Но, есть и одно но. Применение контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких сторон на основе консенсуса(ст.4 Соглашения о КСОР).

И, как представляется, действующее правительство не собирается делать такое обращение вообще, считая данный вооруженный конфликт борьбой с преступностью и своим внутренним делом.

Молчит и ОДКБ. Оно и понятно, имея в условиях задачи такие «X» и «Y», как внутренний политический конфликт, с одной стороны, и проникновение афганских моджахедов и транзит наркотиков, с другой найти верное решение крайне трудно. Однако, его непринятие, в свою очередь, приводит к девальвации значимости ОДКБ как геостратегического игрока.

Получается патовая ситуация, как и в случае с Бишкеком, когда и свергнутый К.Бакиев, и Р.Отунбаева просили срочно применить КСОР в свою защиту. Тогда, наоборот, просьба была, но решения на применение КСОР не последовало. Так как и там были сугубо внутренние проблемы, вмешательство в которые могло ввергнуть страну в еще большую нестабильность.

Выводы напрашиваются сами собой: необходимо не только усовершенствовать механизм принятия решения на применение КСОР странами-членами ОДКБ, но и активизировать деятельность Организации в плане более целенаправленного и акцентированного влияния на геополитическую ситуацию в регионе.

Так, в соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации механизм мониторинга и выработки предложений выработан. Указано, кто оценивает обстановку, кому и когда докладывают предложения по обеспечению безопасности Организации, порядок проведения консультаций и принятия решения на применение сил и средств ОДКБ.

Но, получается, что не обратись любое государство-член Организации за помощью (а пример Душанбе показывает, что этого не случится, практически, никогда), то можно еще долго ожидать пока, как вариант, война в Таджикистане не закончится сама по себе, унеся уже не сотни, а тысячи жизней. Или пока американцы не сподобятся сделать очередную цветную революцию и посадят своего ставленника, который позволит спокойно разместить свои базы.

Что характерно, когда собираются главы государств-членов ОДКБ, то проблемы исчезают само по себе. Происходит полное взаимопонимание, документы принимаются пакетами, и, как результат, эффективность механизма функционирования ОДКБ резко идет вверх. Но вот Совет коллективной безопасности прошел и Секретариат Организации, штаб оставшись один на один с геостратегией плавно залегают на дно.

Чему еще необходимо случиться или что должно произойти сегодня, например, в Таджикистане, чтобы Совет министров иностранных дел, наконец, собрался на консультацию и публично дал свою оценку происходящему? Какие условия должны быть созданы для созыва Совета Министров обороны ОДКБ?

Не хочется связывать события с приходом во главу штаба ОДКБ Казахстана, принесшего как всегда уйму тактических внутриорганизационных идей, но несколько озадачивает нарастающая инертная позиция ОДКБ на международной арене. Именно в недрах Организации должна происходить бурная реакция на происходящие события. Именно ОДКБ, как военно-политический блок должен стать локомотивом в обеспечении безопасности, в частности, в центрально-азиатском регионе (не исключено, что при роли Казахстана, как регионального лидера), действую оперативно, адекватно складывающейся обстановкой и с учетом мнения и интересов ее членов.

Так, в ситуации, связанной с проведением военной операции в Хороге, еще только с началом зарождающегося конфликта виделось заявление Генерального секретаря ОДКБ с анализом складывающейся ситуации и прогнозом ее возможного развития. То есть необходима публичная позиция Организации с четко очерченным кругом ее интересов.

Возможно, именно отсутствия четко обозначенных позиций ОДКБ по событиям в Центральной Азии (кстати зоне коллективной ответственности Организации) и явилось одной из причин выхода из нее Узбекистана?

Ну а пока и Генсек, и Секретариат, и штаб ОДКБ молчат, и никакие катаклизмы не могут их поколебать и обеспечить мероприятия по сдерживанию сил, дестабилизирующих обстановку в центрально-азиатском регионе. В то же время, публичные заявления, такие как «Генеральный секретарь ОДКБ заявляет, что …», «Штаб ОДКБ расценивает сложившуюся ситуацию, как…», поднимут не только статус и роль, но и продемонстрируют сплоченность самой Организации.

В этом ключе хочется добавить, что именно в Военной академии Генерального штаба Российской Федерации, есть очень хорошие методические материалы по формам и способам стратегического сдерживания. Ведь необходимость практического применения КСОР уже сегодня – это, в том числе, и предотвращение угрозы с юга в свете предстоящего вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана.

Безусловно, что потеря политической инициативы, влечет за собой потерю смысла и сути создания как КСОР, так и Коллективных миротворческих сил ОДКБ, которые уже изрядно повысили свою и без того высокую готовность и теперь поигрывают мускулами на различных политически-конъюнктурных учениях.

Так, в августе на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа РФ состоится учение Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ, в рамках которого воинские контингенты Киргизии, России и Таджикистана отработают боевое применение в ходе совместной операции.

В сентябре запланировано масштабное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», которое пройдёт на территории Армении с участием подразделений из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Кстати, в рамках совместных манёвров планируется отработать широкий спектр задач специальных операций по стабилизации обстановки в отдельных районах и уничтожению террористических групп.

В октябре на территории Казахстана пройдёт первое миротворческое учение государств-членов ОДКБ «Нерушимое братство-2012».В отработке совместных действий примут участие миротворческие контингенты вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и, конечно же, Таджикистана.

В итоге, хотелось бы отметить, что сегодня решается не только политическая судьба Э.Рахмона, но, прежде всего, судьба самого Таджикистана, если хотите, то и геополитической ориентации Центральной Азии.

К сожалению, влияние ОДКБ на нынешнюю ситуацию со стороны выглядит блекло. Хотя окончательно остановить кровопролитие на Памире и установить статус Таджикистан, как северного бастиона Центральной Азии в противостоянии силам движения «Талибан» реально. И здесь же необходимо отметить, что в сложившейся ситуации безмолвия уже заметно повысилась активность наших американских «друзей», которые ведут активные консультации с посольством Таджикистана в Кабуле.

Так что, уважаемые члены ОДКБ, – не пора ли нам пора?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 836 / сегодня: 1

Комментарии /1

08:1701-08-2012
 
 
Читатель
Как будто у нас поняти власть и кримиал раздельно существуют)

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире