Максимальная экономия, урезание всего и вся (разумеется, кроме коррупции, финансовых спекуляций, военных расходов, а также затрат на безопасность и охрану "правопорядка") ради маниакального набивания деньгами бюджетных фондов, прежде всего — Резервного. Набирание заведомо ненужных займов, которые тут же направляются в зарубежные вложения под многократно более низкие проценты. И бюрократы еще сетуют, что от их всевластия и произвола бегут частные капиталы (за последний год — $92,9 млрд) — хотя те всего лишь подражают государственной политике вывода из страны денег налогоплательщиков.
Финансовая помощь регионам, распределяемая по принципу "средней температуры по больнице" (когда бюджетную обеспеченность подтягивают к среднему по России уровню, а не к решению каких-то реальных задач) на основании безнадежно устарелых данных (такова особенность методики).
Бесконечный официальный крик об ужасном дефиците бюджета и необходимости его снижения любой ценой — вероятно, с зажмуренными глазами, позволяющими не видеть его совершенно очевидной профицитности (0,8% ВВП в 2011 и 1,4% ВВП в январе-сентябре 2012 года) и замороженных в нем 7 трлн рублей.
Истошно рекламируемые "новации", в общем, находятся в привычном русле. "Бюджетное правило" — не более чем формализация принципа создания в бюджете искусственного дефицита средств, позволяющая отказаться от модернизации. А про предвыборные обязательства президента давным-давно, сразу после выборов было сказано, что они будут выполняться за счет урезания тех расходов, о которых президент ничего не сказал.
Кудрин ушел, а либеральный цирк, в который выродилась наша экономическая политика за четверть века национального предательства, остался. Но мир меняется, и привычные пороки (и даже шалости) вождей и клоунов начинают играть новыми красками.
Самое главное – слом позитивной инерции, накопленной в прошлое десятилетие. В 2011 году "бобик нефтяной экономики сдох": почти 40-процентное удорожание нефти впервые не только не ускорило экономический рост (хотя, в отличие от 2010 года, не было разрушительной засухи и чудовищных лесных пожаров), но и привело к снижению уровня жизни основной части населения. Реальные же доходы населения в целом снижались первые 10 месяцев, вплоть до начала "предвыборной накачки". Причина проста: тотальная коррупция и произвол монополий переламывают трубопроводный хребет "путиномики".
В 2012 году Минэкономразвития, насколько можно судить, второй раз после Шаповальянца возглавляемое профессионалом, прогнозирует торможение роста до 3,5%. В первом полугодии он составлял 4,4% — значит, во втором затормозится в лучшем случае до 2,7%, причем отнюдь не только из-за засухи и неурожая.
С учетом общих негативных внутренних и внешних тенденций (ибо глобальный кризис никуда не делся, положительное сальдо внешней торговли продолжает падать, а кабальные условия присоединения к ВТО уже начали давить на Россию) прогноз методичного восстановления роста (до 3,7% в 2013-м, до 4,3% в 2014-м и до 4,5% в 2015 году), на котором построен весь бюджет, представляется не то что "нереалистичным" — нелепым.
В том числе и потому, что, как показали исследования середины 2000-х (проведенные по заказу правительства), экономический рост менее 5,5% не позволяет поддерживать социально-политическую стабильность созданной в России системы, и потому длительный рост более низкими темпами невозможен: страна сорвется в системный кризис, а экономика пойдет на спад.
Конечно, полное прекращение роста ВВП и тем более начало рецессии в 2013 году представляется еще относительно маловероятным.
Конечно, недобор бюджетных доходов из-за меньшего роста будет компенсирован более высокой ценой нефти (так как крупные страны заливают пожар кризиса деньгами, и спекулятивные капиталы бегут на спекулятивные рынки). Даже представители Минэкономразвития называют официальный, положенный в основу бюджета прогноз ($97 за баррель в 2013-м, $101 в 2014-м и $104 в 2015 году) "крайне консервативным" и говорят, что на деле цены, скорее всего, будут выше.
Конечно, недобор бюджетных доходов будет компенсирован и более высокой инфляцией (а на недостаточность обязательств государства из-за их обесценения, как и в 1990-е, никто не будет обращать внимания). Инфляция превысила прошлогоднюю уже в середине сентября, и по итогам года составит 7,5-8%, что выше прошлогодних 6,1%. Ожидать ее снижения до 5,5% в 2013-м и 4-5% в 2014-2015 годах при полном потакании государства произволу монополий можно лишь, как пишут в Уголовном кодексе, "с особым цинизмом". Ведь если в этом году из-за президентских выборов электроэнергия подорожала для населения лишь с 1 июля и всего на 6%, то в 2014-2015 годах темпы роста тарифов, скорее всего, вернутся к обычным 12-15% — и инфляция ускорится, а не замедлится.
2013 год, скорее всего, будет относительно спокойным. Но, скорее всего, это будет последний год относительного спокойствия. Его нужно и должно потратить на развитие: на модернизацию инфраструктуры, которая одна обеспечивает жизнеспособность экономики в кризис.
Однако правительство принципиально не хочет даже думать о будущем, не понимая, что при достаточно долгом "черном дне" (а предстоящая нам глобальная депрессия будет подлиннее Великой) все эти бесконечные "финансовые резервы", "стабилизационные" и "резервные" фонды и даже "фонды национального благосостояния" превратятся в самые обычные "гробовые".
Упивающиеся своей властью и наслаждающиеся богатством не видят, что их роскошные начальственные кресла стоят не в свежеотремонтированных люксовых кабинетах, а на спинах леммингов, безбрежной стаей, всем миром несущихся туда, куда обычно несутся лемминги.
Нам предстоит вынужденный отказ от единственно представимой для правящей и владеющей Россией "офшорной аристократии" политики разграбления и легализации на Западе огромного, но уже близящегося к исчерпанию "советского наследства". Нам предстоит перейти от этого затянувшегося на жизнь целого поколения разврата к развитию страны, совершенствованию (а до этого — восстановлению) человека, обновлению инфраструктуры. Нам предстоит переход от реформ к нормальности. Чем быстрее мы начнем этот переход, тем более плавным и гуманным, тем менее болезненным и насильственным он будет. Не дай бог начинать его "в полете" — в падении в депрессию.
А чем занимается власть?
Вот лишь одна – из многих — иллюстрация: министр образования и науки Ливанов изумился сокращению расходов на гражданскую науку за 3 года с 324 до 307 млрд рублей. Премьер Медведев в свойственной ему на редкость содержательной, конкретной и адекватной манере посетовал на это, что бюджет никогда не нравится никому, так что, мол, г-н Ливанов не исключение. И это в то самое время, когда расходы на администрацию президента выросли в 1,7 раза, чтобы зарплаты ее сотрудников достигли уровня силовых структур. И расходы на это повышение были взяты из резервного фонда президента, который обычно используется для дополнительного финансирования именно образования…
Кстати, пока вы читаете эту статью, дети – и не только дети — нашей страны продолжают умирать от нехватки бюджетного финансирования, и волонтеры, пытающиеся бесплатно исполнять обязанности государственного управления, с удовольствием перекладываемые чиновниками на их плечи, бессильны исправить ситуацию — как, впрочем, и любая благотворительность.
Комментарии /3
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: