Бюджет на двоих
Главный финансовый документ страны принят голосами "Единой России" и ЛДПР

Госдума в минувшую пятницу голосами депутатов от "Единой России" и ЛДПР приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2013 год и следующую за ним плановую двухлетку.

Оппозиция в лице "Справедливой России" и КПРФ настаивала на внесении в основной финансовый закон страны целого ряда социально важных поправок, однако думское большинство их проигнорировало.

Так, например, депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева предложила увеличить на 3 миллиарда рублей расходы на Фонд фундаментальных исследований. В качестве источника этих средств депутат назвала сокращение вознаграждения консультантов, которые будут проводить предпродажную подготовку государственных активов, выставленных на приватизацию.

Но председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова это предложение возмутило: "Мы заинтересованы в честной приватизации, а не за бесценок. И без оценки экспертов никто из западных инвесторов ничего у нас не купит!". Он, видимо, забыл, что пока что нашлось не слишком много желающих покупать наши госактивы. А по ценам, которые могут назвать консультанты, получающие порой фантастические гонорары за мифическую работу, их не купит никто. Тем более, мы хорошо знаем, как и по какому принципу эти консультанты подбираются. Однако предложение Дмитриевой было отклонено.

В бюджете не заложены достаточные средства на повышение зарплат бюджетников

Еще 84 миллиарда рублей она предложила выделить на строительство метро в регионах, поскольку сами не имеют на это достаточных средств. И взять их, по ее словам, можно из статьи расходов на обслуживание госдолга России. Это предложение не понравилось присутствовавшему на заседании министру финансов Антону Силуанову. Расходы по обслуживанию госдолга изменять нельзя, заявил он, поскольку они сверены со Счетной палатой. Почему Госдума, принимающая основной финансовый закон страны, не может нарушить согласования двух ведомств, глава Минфина не объяснил.

Надо сказать, что в центре внимания оказались именно социальные расходы бюджета. Ко второму чтению в расходной части проекта предлагалось перераспределить более 117 миллиардов рублей. Поддержавшие проект депутаты, чиновники и проправительственные аналитики дружно заявляют: увеличились ассигнования на предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим объединениям в размере 135 миллионов рублей. Выделены средства на субсидии некоммерческим организациям для реализации творческих проектов в сфере культуры в размере 857,3 миллиона рублей. Предусмотрены средства в сумме 1,7 миллиарда рублей на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, на строительство бассейнов при вузах Минздрава в сумме 300 миллионов рублей и Минобразования – один миллиард рублей. Более 1,2 миллиарда рублей предусмотрено на создание и запуск системы учета правовой статистики Генпрокуратуры. И 8 миллиардов предлагается выделить для бюджетных кредитов на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ.

Оппозиционные депутаты и независимые эксперты обращают внимание на другие цифры: в бюджете запланировано почти четырехкратное сокращение расходов на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями – с 11,2 миллиарда рублей в 2013 году до 2,9 миллиарда в 2015 году. Расходы по госпрограмме "Развитие здравоохранения" в отношении больных с сосудистыми заболеваниями запланировано снизить в пять раз (с 3,5 миллиарда рублей в 2013 году до 0,7 миллиарда в 2015-м). Расходы на совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения должны сократиться с 68,8 миллиарда рублей в 2013 году до 13,4 миллиарда в 2015 году – более чем в пять раз. В целом же расходы федерального бюджета на здравоохранение должны снизиться с 554,7 миллиардов рублей в 2012 году до 506,5 миллиардов в 2013 году и 373,1 миллиардов в 2015-м.

То же самое касается и бюджетных расходов на образование.

Чиновники и депутаты от партии власти успокаивают: есть еще расходы региональных и местных бюджетов, траты соответствующих внебюджетных фондов, оттуда пойдет компенсация. Но дефицит региональных и местных бюджетов растет, финансовые возможности внебюджетных фондов зависят все от того же федерального бюджета. Как могут эти источники компенсировать провал федерального бюджета по самым чувствительным социальным расходам?

Регионы фактически остаются на "голодном пайке"

А директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев обращает внимание еще на один немаловажный момент: когда федеральные власти передают ответственность за финансирование важнейших социальных программ на другие уровни, то индексация социальных выплат запланирована на уровне инфляции: в 2013 году – на 5,5 %, в 2014 и 2015 годах – по 5 % ежегодно. Но столь низкой инфляции у нас в ближайшие годы не будет. Значит, все компенсации и пособия в реальном выражении будут уменьшаться.

В свою очередь, Оксана Дмитриева утверждает, что все те концептуальные недостатки, которые были отмечены в бюджете при его рассмотрении в первом чтении, сохранились и во втором. Один из них заключается в том, что в бюджете не заложены достаточные средства на повышение зарплат бюджетников для реализации указов президента. В ходе подготовки ко второму чтению они не были увеличены ни на копейку. Деньги нашлись только для повышения зарплат работников прокуратуры и госслужащих.

Кроме того, еще при рассмотрении бюджета в первом чтении отмечалось, что регионы фактически остаются на "голодном пайке". "Мы перераспределили доходы в пользу регионов? Нет. Нашлись только восемь миллиардов, и то не прямые бюджетные ассигнования, а кредиты, которые потом надо будет отдавать и то всего на восемь миллиардов", – пояснила Дмитриева.

При этом она подняла вопрос и о самой Думе: "Я участвовала в принятии практически всех бюджетов в Государственной Думе. Могу сказать, что в нынешнем рассмотрении это минимальное влияние Думы на расходы бюджета за всё время, за всю историю рассмотрения бюджета".

Таким образом, второе чтение бюджета еще раз показало и бессилие парламента, и нежелание правительства думать о наиболее важных для большинства населения вопросах.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Олег КОНЮХОВ
novopol.ru

Комментарии /2

18:0120-11-2012
 
 
борис
А что то у нас активистов от ЛДПР неслышно? Рубахи рвали "за народ" перед выборами, пролезли в Думу, обл и горсовет , теперь на побегушках у ЕДра. Ну как их называть после этого?

19:4220-11-2012
 
 
Техничка
И так жириновский "рвет" рубаху за народ наверное уже 4 или 5 созыв .

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире